понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Забытые сны Никольского собора: музей атеизма «по ходатайству трудящихся»

В нашем городе сохранилось мало исторических зданий. Особенно тех, которым сто и более лет. Причин много: природные катаклизмы (они с незавидной регулярностью посещают наш город), смена векторов в государстве и градостроительстве, человеческая деятельность. Или все сразу. В результате исторические объекты мы видим только на старых фото… И тем ценнее те здания, что остались, выжили, устояли.

Никольская церковь – одно их таких зданий. Построена она была в 1907 году в Кучегурах. Кучегуры (Кучугуры, Коджугуры) – это название местности – городская окраина, юго-западная граница города Верного. Так и писали: окраинный выселок Кучегуры. Сейчас такого слова нет в обиходе, но в конце XIX-начале XX века кучегурами называли холмистую, овражистую местность, которой тот район, видимо, и являлся.

Краевед Неля Аубакировна Букетова, неравнодушный исследователь истории Алматы, по архивным документам воссоздала хронологию событий тех лет:

– В 1904 году жители юго-западной части города обратились к епископу Туркестанскому и Ташкентскому Паисию (Виноградову) с просьбой о благословении на строительство нового храма. Маленькая церквушка Верненского приюта всех прихожан не вмещала, а ближайшая, цитирую, «Троицкая церковь находится за две версты и посещать ее, особенно в ненастное время невозможно, особенно для детей и пожилых прихожан». Преосвященный Паисий выразил согласие. 14 октября этого же года на заседании Верненской городской думы был заслушан доклад городской управы о том, что «под постройку церкви на так называемой Зубовской площади потребно места два квартала».

Решение на постройку церкви собранием думы было вынесено единогласно. Место определили в центре Зубовской площади: в квадрате улиц Госпитальной – Сельской – Дунганской – Таранчинской. Деньги на строительство собирали всем миром, поскольку городская казна себе роскошь строительства храма позволить не могла – средств на это не было. Архитектором назначили Сергея Тропаревского.

Сергей Константинович Тропаревский родился в 1856 году в Москве в семье потомственного священника. Поскольку в роду Тропаревских было множество выпускников Вифанской Духовной семинарии, служивших впоследствии в храмах Московской губернии, то родные ожидали, что и Сергей пойдет по духовной стезе. Но он выбрал путь архитектора, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1879 году блестяще его закончил со званием неклассного художественного архитектора и был определен в строительное отделение Московского губернского управления. Через год женился. Это был очень удачный брак во всех отношениях. Анна Андреевна Самгина была не только умна и хороша собой, но и происходила из очень богатой и влиятельной семьи. Ее отец Андрей Дмитриевич Самгин был владельцем знаменитого на всю Россию колокольно-литейного завода и почетным гражданином Москвы. Благодаря семейным связям и несомненному таланту, архитектурная карьера Тропаревского складывалась удачно. Он занимался гражданской архитектурой. По проекту Сергея Тропаревского были построены доходные дома по улице Макаренко и другие сооружения. В основном он проектировал и строил церкви, часовни, колокольни, трапезные. За свои работы в области церковной архитектуры Тропаревский был даже удостоен награды от Московской Духовной Консистории. Так что церковное дело рода он все-таки продолжил, правда, в несколько иной плоскости.

По непонятным причинам в 1896 году он переезжает на самую окраину тогдашней Российской империи – в город Верный с назначением на должность младшего архитектора Семиреченского областного правления. Возможно, это был хитрый карьерный расчет – в столице империи и своих архитекторов хватало, а в отдаленном от Москвы регионе было проще реализовать свой талант.

И действительно, в Верном Тропаревский участвовал во многих важных для города проектах, в том числе разрабатывал чертежи и проектную документацию для Вознесенского собора. Но непосредственно его возведением не занимался. К тому времени он был вплотную занят разработкой и строительством Свято-Николаевского собора. Свидетельства об этом сохранились в газетах того времени.

– Строительные работы, производившиеся в юго-западной окраине областного центра, освещены в издававшейся в Верном с 1907 г. газете «Туркестанские епархиальные ведомости». Там писали, что «Дело постройки новой церкви (Николы зимнего), благодаря хорошему подбору энергичных членов комитета, идёт успешно. Председатель комитета господин Корольков лично ездил в город Петербург и привёз десять тысяч рублей на постройку этой церкви. Архитектор Сергей Константинович Тропаревский деятельно руководит строительными работами», – цитирует верненское СМИ Неля Аубакировна.

Церковь была построена, описывали ее так: «Храм деревянный… Имеет в длину 45 аршин (32 м), в ширину 30 аршин (21,34 м), при ней колокольня (колоколов – пять), окон – 36. Отопление калориферное, престол один во имя Святителя Николая». Храм освятили и здесь стали совершаться богослужения.

А потом грянула революция. Она принесла большие перемены всей стране. Коснулись они, хоть и не сразу, и Николаевского прихода. В августе 1922 года большевики провели масштабную операцию «изъятия церковных ценностей». Общее количество «изъятого» в городских церквях неизвестно, не везде и не всегда велся учет. А вот по Николаевскому храму краевед Букетова цифры разыскала – там власти изъяли серебра 7,8 фунтов (3,54 кг), золота 12 долей (540 мг или 5,4 гр).

Но это было только начало трагических событий.

– В 1933 году духовенство, совершающее служение в храме, арестовали, храм же в тридцатых годах несколько раз то закрывали, то вновь открывали. А в 1936 году старосте и членам церковного совета было передано уведомление о закрытии Никольской церкви под предлогом, что здание церкви в аварийном состоянии. «Штукатурка отваливается, крыша местами прохудилась, потолок портится, печи плохо работают. Собственных средств слишком незначительное количество, на помощь общины рассчитывать нельзя – она бедна. Учитывая это и решения собраний трудящихся г. Алма-Аты, Алма-Атинский горсовет договор от 22.02.1933 года, заключенный с общиной, расторгает», – цитирует исторический документ Неля Аубакировна.

К тому же очень вовремя подоспело «ходатайство трудящихся города Алма-Аты о закрытии Никольской церкви», которое подписали 11806 человек. Президиум ЦИК КазАССР рассмотрел все документы и постановил: церковь закрыть, в здании церкви разместить музей атеизма, а все оставшиеся ценности и имущество передать комиссии горсовета.

– Десять лет храм был закрыт. Что тут только ни находилось в эти годы. Здесь была и овощебаза, и различные военные организации. И даже конюшня – во время Великой Отечественной войны прямо на ступени высокого крыльца установили трапы, и по ним в церковь загоняли лошадей. Внутри в храме стояли деревянные кормушки и нары, на нарах лежало сено, на полу лежал навоз, – рассказывает протоирей Валерий (Захаров), настоятель собора. – А в 1945 году была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управление которой было поручено владыке Николаю (Могилевскому), который только что освободился из ссылки. Ссылку он отбывал в Казахстане, в Актюбинской области. Он принял епархию, где действовали всего несколько храмов. В это же время в Алма-Ате церкви был возвращен Казанский храм в Малой станице. Остальные храмы еще были закрыты. Архиепископ Николай обратился к городским властям с просьбой о передаче церкви Никольского собора. И эту просьбу удовлетворили, поскольку после войны начались небольшие послабления для религиозных общин.

Здание было в очень плохом состоянии – без крестов, без куполов, без колокольни, с ободранными стенками и полуразрушенной кирпичной кладкой в подвальном помещении. Прихожане привели его в порядок. Был произведен ремонт, написан новый иконостас, иконы вернулись в храм. Никольская церковь стояла вся еще в строительных лесах, когда владыка Николай освятил первый отремонтированный алтарь в честь святителя и чудотворца Николая. Никольский храм стал кафедральным собором Алма-Атинской и Казахстанской епархии.

Это был 1946 год, и в этом году отмечается 75-летие возвращения храма верующим.

– 25 октября 1955 года окончил свой земной путь митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай, отслужив ровно 10 лет на Алма-Атинской кафедре. Похоронили митрополита Николая на центральном кладбище Алма-Аты. В 2000 году священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, служивший в соборе с 1945 по 1955 годы, был причислен к лику святых. В том же году, 8 сентября, честные мощи святителя-исповедника были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор. Мощи митрополита Николая ныне почивают в Варваринском приделе храма, источая благодатную помощь всем, с верою к нему притекающим, – рассказывает настоятель.

Есть в храме несколько святых образов, в которых находятся частицы святых мощей. Это образ святителя Иоанна, митрополита Тобольского, это икона с мощами святой блаженной Матроны Московской, образ святителя Нектария Эгинского чудотворца.

– Кроме того, одной из величайших святынь нашего храма является образ, который находится в храме по благословению владыки митрополита Александра. Это образ новомучеников -исповедников казахстанских с частицами святых мощей. Слава Богу, в нашем храме находится очень много святынь, которые, надеюсь, будут помощниками и покровителями всем приходящим и молящимся пред этими святыми мощами людьми. А в 1955 году настоятель кафедрального собора города Тобольска протоиерей Матфей Пахомов доставил в Алма-Ату поистине бесценный дар – икону Святителя Иоанна Тобольского с частицей его святых мощей, – рассказал Валерий (Захаров).

За 75 лет в самом храме больших изменений не произошло – здесь с большой любовью относятся к истории и уверены, что «улучшать» ничего не надо, надо сохранять.

А вот на территории несколько объектов за это время появилось.

– Помимо храма, здесь располагается церковно-приходская школа, которой уже более 30 лет. Она была одной из первых в Казахстане. Наш православный духовно-культурный центр для детей и молодежи создан благодаря поддержке первого президента Казахстана Назарбаева. Ко дню освящения школы президент передал митрополиту Александру приветственное обращение, в котором отмечается, что воскресная школа является даром государства Православной Церкви в Казахстане. Еще здесь есть памятник Николаю Чудотворцу, который был установлен по благословению митрополита Александра. В основе скульптурного изображения – иконографический образ Николы Можайского. В правой руке святитель держит символический меч – по слову апостола Павла «меч духовный, который есть Слово Божие», а в левой – изображение храма. Это и часовня в честь Иоанна Крестителя, где мы совершаем освящение воды, новое здание – там на первом этаже иконная лавка, на втором – зал церковных собраний, где проводятся различные мероприятия, связанные с проведением собраний, выставок, вечеров.

Район давно перестал быть окраиной – самый что ни на есть центр, отсюда пешком до всех городских достопримечательностей полчаса, не более. Потому здесь всегда люди. Прихожане – с молитвой. Местные жители – с книжкой или просто созерцающие-раздумывающие. Туристы, путешественники, студенты, любители старины – как отечественные, так и иностранцы. Интерес их понятен – место удивительное, с большой и богатой историей.

Хотя сейчас никто не помнит про Зубовскую площадь – ее уже нет, перепроектирована и застроена. Застроили год назад старый Никольский рынок. Никто не вспоминает название «кучегуры», да и самих холмов и оврагов здесь уже давно не осталось. Трамвай – и тот ушел из жизни города. И даже кинотеатр «Целинный», который в 1964 году поставили на улице Калинина (предыдущее название ул. Кабанбай батыра) не только ради красоты и эффекта, но и для того, чтобы закрыть вид на Никольскую церковь (даже заднюю стену типового проекта специально подняли так, чтобы спрятать купола храма). Сейчас здание кинотеатра в полуразрушенном состоянии.

А старый деревянный храм, свидетель истории, ее участник – стоит. И будет стоять: решением акима города Алматы 28 ноября 1995 года Свято-Никольский собор включен в государственный список памятников истории и культуры города Алматы местного значения.

Документы и фотографии предоставлены Государственным архивом города Алматы и Архивом комиссии по канонизации святых Алматинской епархии.

Евгения МОРОЗОВА

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33