понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Орнамент в народных промыслах

В уникальном четырёхтомнике «История цивилизации непокорной степи» его составители – профессор Гульнара Капекова, доктор исторических наук, и Мухамбедия Акишев, ученый секретарь РОО «Союза учёных Казахстана» по Алматинской области, приводят бесценные материалы записок, походных отчётов путешественников, миссионеров, дипломатов, послов, учёных этнографов прошлых столетий из монографии «Культура и быт казахского колхозного аула», изданной Институтом истории, архео­логии и этнографии им Ч.Ч. Валиханова АН Каз. ССР в 1967 году. Самобытность и исключительная ценность ее в том, что там описаны подлинные способы и методы работы с шерстью.

Декоративная сторона войлочных изделий оценивалась ещё путешественника­ми прошлых столетий. К примеру, в 1509 году иранский богослов и путешествен­ник Абу-л-Хайр Фазлуллах ибн Рузбихан (1454-1530 гг.) писал о юртах и войлоч­ных изделиях кыпчаков следующее: «Я раньше не знал юрты: первый раз увидел в окрестностях города Ясы (Туркестан). Я был поражён устройством их ... Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками, очень кра­сивыми и искусными». Красочность войлочных изделий вызывала удивление и у Д.Рубрука, посла Людовика XIV. Так, например, о декоративных войлочных по­лотнах, укрывавших своды походных повозок для женщин и детей, он писал сле­дующее: «Этот войлок около верхней шейки (полотна) они украшают красивой и разноцветной живописью. Перед входом они так же вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей. Именно они сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей ... Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать иначе, как живопи­сью». Немецкие путешественники-этнографы О. Финш, А. Брем отмечают, что казахи «искусны в изготовлении предметов, служащих для ежедневного употре­бления, например, точёных чашек и других деревянных изделий ... изготовление войлока у них весьма искусно и их войлочные одеяла – кошмы, украшенные при­шитыми или вытканными каймами, большей частью с красным узором, нередко имеют весьма красивый вид». Учёные-краеведы XIX века И. Фальк, X. Барданес, Г. Георги, П.С. Паллас, П.И. Рычков восторженно отзывались о декоративной вы­разительности войлочных ковров. В отчётах Российских академических экспе­диций приводятся описание юрт XIX века и их убранства. Авторы восхищались убранством юрт, композицией из шёлковых занавесок алых, зелёных суконных полотнищ, отделанных позументом, белоснежного войлока, вышитого шёлком, серебром и золотом.

Русский исследователь-этнограф Г.Н. Потанин писал: «Казахский орнамент проникает во все щели домашней обстановки; в юрте, благодаря работящей хозяй­ке, нет ни одного клока войлока, ни одного вершка деревянной поверхности без ор­намента. Пол в юртах покрыт войлоком, на белую поверхность которого нанесены куски чёрной и красной материи, вырезанные симметрично. Задняя стена сплошь уставлена сундуками в войлочных чехлах, поверхность их тоже украшена узорами. Даже войлоки, покрывающие свод юрты, несут на себе орнамент. Гений трудолюбивой «киргизки» (казашки – ГК.) превратил юрту в картинную галерею, точнее сказать в выставку орнаментов».

Техника кошмования у казахов имеет древние исторические корни. Об этом можно судить по археологическим памятникам: Пазырыкским курганам соседнего Алтая, Берельским курганам в Восточном Казахстане, золотоордынскому городу Сарайчик в Атырауской области, по царским курганам в районе Боролдая близ Ал­маты, Бесшатырским курганам и другим.

Среди разнообразных предметов, используемых в юрте, рассматриваемой как сакральное пространство, моделирующее вселенную, есть вещи, обладающие ри­туальным свойством, особой семантикой. Причём знаковость ее не обязательно выводится из самой вещи, значение может вытекать из соотнесения ее с другими предметами.

В кочевом быту не было практически ни одного обозначенного предмета, который бы не обладал прагматической функцией, но среди них некоторые вещи несли особый обрядовый или ритуально-культовый характер. Их принадлежность к духовной культуре является несомненной. Особым значением наделялась войлочная одежда: кебенек, калпак, байпак. Вещи, принадлежащие ушедшим в мир иной: батыру, поэту, многодетному и счастливо прожившему старцу – люди наделяли ма­гической силой, их не выбрасывали, они разрывались на куски для изготовления амулетов. Свой головной убор нельзя было класть на пол, оставлять где-то, пере­давать другому или потерять. Головной убор должен находиться всегда выше, чем обувь. Старые изношенные вещи нельзя было выбрасывать, так как недруги мог­ли через них навести порчу. Считалось, что их нужно сжечь, так как в результате очищающего огня к хозяину возвращается его энергетическая сила. Запрещалось плетью бить войлочный покров юрты, который связывался с понятием семейного очага и поэтому считался сакральным.

Во все времена казахи уделяли большое внимание убранству юрты. Каждая вещь имела своё место и значение. Тускийз традиционно украшал «тор» юрты, или вешался над кроватью, или на стене за сундуком. Тускийз особо обрамлял фигуру гостя или хозяина дома, сидящего на почётном ме­сте – тор. Большое значение придавалось орнаменту этого ковра, чаще всего в де­коре преобладало множество ромбов. Ромб олицетворяет плодородие и сохраняет детородные функции.

Войлочный постилочный ковёр «текемет» являлся непременной принадлежно­стью каждого дома, выполняя не только практическую роль, но и символическую. Он олицетворял домашнее благополучие, достаток, мир и покой. У казахов бытует пословица «кийз жок уйге бак конбайды» (в доме, в котором нет войлока, не ночует счастье).

Сырмак – постилочный ковёр, для него характерен орнаментальный мотив в виде бараньих рогов, символизирующих ряд понятий, описанных Ш.Ж. Тохтабаевой: «Наряду с охранным значением с ними, связываются понятия богатства, приумножение скота, что объясняется пережитком (древнее, сакральное Г,К,) тотемистических представле­ний: культ барана и его магическая сила прослеживается в устно-поэтическом творчестве казахов, в народных обычаях и поверьях. Рога часто совмещаются с символикой солнца, т.е. изображение крестовины, концы которой заканчиваются парными роговидными завитками – килт муийз». Такой мотив весьма характерен для казахского орнамента, присутствующего во всех видах прикладного искус­ства. Встречаются изображение рогов, усложнённых крыловидными ответвлени­ями и мотивом дерева, что может отражать целый семантический пучок: «баран птица дерево».

СЫРМАК, ТЕКЕМЕТ, TYCKИЙ3

По технике изготовления, нанесению орнамента и по своему назначению раз­личаются следующие виды изделий из шерсти:

войлочные ковры – текемет, сырмак и их типы;

тканые ковры и ткацкие изделия;

настенные войлочные и тканые ковры – тускийз;

предметы домашнего обихода, выполненные по технике аппликации – войлоч­ные чехлы, сумки и прочее.

Шерсть, как продукт скотоводства, служила основным материалом для изготов­ления войлочных и тканых ковров. Производство разного типа войлочных ковров имеет одну и ту же технологию, с разницей лишь в степени трудоёмкости при из­готовлении. Например, сырмак; – более ценный вид войлочных ковров. Он делает­ся из шерсти осенней стрижки – кузем жун, которая грубее, чем шерсть весенней стрижки – жабагы жун, но хорошо валяется и обладает большей прочностью.

Казашки по опыту знают, что шерсть хорошо схватывается при сочетании влаги и определённой температуры. При отсутствии одного из компонентов кошма станет рыхлой, вялой и малоценной. Они говорят: «Кийз суып кетпесин» (кошма не должна остывать).

В основу казахских войлочных ковров входит не только техника изготовления, но и композиционное построение коврового орнамента на большой площади. «Те­кемет», имеющий размер 3x5 метров, относится к типу широко плоскостных изде­лий. Размер мог быть разным, но в каждом случае необходим был расчёт. При нане­сении орнамента необходимо соблюдение пропорций, симметричности элементов, соотношения рисунка и фона, а также его цветовое решение.

В «текемет» на войлочную основу накладываются готовые узоры, вырезанные из окрашенных кусков войлока, затем они вместе скатываются. Узоры бывают простые и сложные. Центральное поле «текемет» целиком покрывается узорами из пересекающихся линий, образующих формы квадратов «шаршы» или ромбов. Каждый квадрат, играющий роль крупной розетки, имеет ось симметрии. Напри­мер, три крупных розетки в форме квадратов, имеющие общую диагональную ось, в роли рисунка выступает фон. Другие боковые плоскости заняты треугольниками «колтыкша», которые по осям симметрии соответствуют половинкам розеток. Борт «текемета» обрамлен каймой, местами расписанной поперечными узорами.

Рисунки квадратной и треугольной композиции, а также узоры бордюра могут быть составлены из мотивов прямой линии и рогов «муийз», в том числе парных рогов – кос мушийз или одного рога – «сыңар муийз».

Возможны и иные варианты. Ни одна работа не похожа на другую. Во-первых, мастерицы стремились сохранить индивидуальность, а во-вторых, не было шабло­нов и одинаково вырезать рисунок не удавалось. В-третьих, у народов аргын, найман, дулат, жалаир и других «ель» впоследствии вошедших в Казахское ханство, были свои предпочтения в орнаменте.

Сырмак – один из широко распространённых видов казахских войлочных ков­ров. В русском языке нет однословного эквивалентного слова, точно передающего значение этого термина. Его называют ещё «сырдак». Он является непременным атрибутом убранства юрты.

Сырмак – это подстилочный ковёр на пол. Одновременно он играет роль декора­тивную, служа украшением домашней обстановки. Раньше в приданое обязательно все казахские семьи старались положить хотя бы по одному «сырмак;» и «текемет», иначе приданое невесты считалось незавершённым – бедным.

По цвету «сырмак;» различаются между собой. Если он сделан из войлока одного цвета, то называется «ак сырмак;», из обрезков белого и черного войлока – «карала сырмак;», когда на общем фоне сочетание бордовых и малиновых тонов – «кызыл сырмак» или «кызыл-ала сырмак». Объединяющий, общей чертой для разнотипных «сырмак» является то, что все они основаны на технике «сыру» – стёганое, отсюда и название сырмак – нашивной орнамент.

В Семиречье некоторые виды «сырмак;» получили новые названия, например, «от кийз», который по технике изготовления не отличается от «сырмак;». На нем два поля с одним и тем же узором, чередуются цветом. Если на одном квадрате узор зелёного цвета, а фон белый, то на другом, наоборот, узор белый, а фон зелёный. Также по бордюру: полосы по ширине и длине чередуются между собой по цвету.

Техника такова: накладывают друг на друга два куска различного по цвету во­йлока; на одном из них по трафарету вычерчивают узор мелом и его вырезают острым ножом, держа его вертикально. Вырезанный узор первого лоскута вклады­вается в вырез второго и наоборот – вырезанный узор второго лоскута вкладывает­ся в вырез первого. Этим достигается чередование узора и фона. Приготовленные формы сшивают по краям выреза в два ряда шнуровой нитью «жиек», причём одна нить скручена вправо, другая – влево, от чего «жиек» получается «в ёлочку». Сши­тая, инкрустированная, лицевая часть этого изделия нашивается на основу из во­йлока или на какую-нибудь грубую ткань не только по краям, но и по всей площади изделия.

Мастерицы очень требовательны к краскам, которые они используют в войлоч­ных гобеленах и других предметах войлочной обстановки. Раскраске шерсти придаётся большое значение, так как от неё зависит качество, следовательно, и ценность изготовляемого ими предмета. Перед окраской шерсть тщательно промывается в проточной воде. Просушенная шерсть очищается от чужеродных предметов, и лишь после этого рукодельницы приступают к ее покраске. Для ярких и тёплых то­нов – красного, зелёного, оранжевого, голубого берётся белая шерсть, а для темных и холодных – чёрного, коричневого – тёмные цвета шерсти.

При изготовлении красивых войлочных ковров выбор тонов, окраска цветного войлока и цветной шерсти является важным компонентом. Окрашивание проис­ходит следующим образом: шерсть выдерживают в кипящем растворе в течение нескольких часов, после чего ее просушивают. Для того чтобы убедится в крепости краски, шерсть затем промывается в воде и снова просушивается.

В войлочных изделиях цветовая гамма узора усиливает символичность орна­мента. Красное лето, золотая и дождливая осень, буранная и морозная зима, жиз­нерадостная и цветущая весна – все это передаётся мастером посредством языка орнамента. Орнаментальное мастерство передаёт величие зелёных просторов жайлау, белоснежных горных хребтов, зеркальных озёр, девственных лесов, богатство и красоту родного края.

Характерные изделия мастериц – узорные войлоки. Это и тяжёлые «текемет» с крупными узорами в накатку из спиралевидных завитков, и «сырмак;», выполнен­ный в технике мозаики, и настенные войлочные ковры «тускийз» с тонкой узор­ной аппликацией, и многочисленные красочные войлоки в виде чехлов на сунду­ки, покрывал на подушки, сумок для хранения посуды. В быту использовались многоцветные ленты с бахромой, красочные полосы и дорожки, паласы – алаша, такыр килем, ворсовые ковры – тук килем, перемётные сумки, попоны для ло­шадей. Все это вместе создавало в юрте неповторимый уют, так восхищавший путешественников.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33