Позволят ли ветер и природный газ удержаться Казахстану на коне декорбанизации?
Как использовать энергию на благо человечества и что ждет энергетический сектор Казахстана? Об этом говорилось на XIV Евразийском Форуме KAZENERGY и Всемирной энергетической неделе.
В этом году WORLD ENERGY WEEK с участием глав отраслевых министерств, руководителей транснациональных корпораций и международных организаций впервые проходит в Центральной Азии.
Форум стал главным международным событием энергетического сектора в регионе. В центре внимания оказались вопросы энергетической безопасности, роль традиционных энергоресурсов и новых альтернативных источников энергии.
2020 год оказался во всех отношениях переломным как для мира в целом, так и для Казахстана. Пандемия коронавирусной инфекции привела к сокращению мировой экономики на 4% на фоне беспрецедентных масштабных сдвигов в социальной, культурной и экономической сферах.
Резкое сокращение мобильности потребителей вылилось в снижение спроса на нефтепродукты и, как следствие, – цен на нефть. Это побудило Организацию стран-экспортеров нефти и ряд других стран резко сократить объемы добычи, чтобы стабилизировать мировые рынки нефти и предотвратить резкое снижение цен. В то же время, власти разных стран активизировали политику, направленную на расширение масштабов «энергетического перехода» с отходом от использования углеводородов, а также на повышение экологичности экономики и энергосистем.
Энергетические компании отреагировали на это целым рядом стратегических, тактических и технологических инициатив. В результате «зеленой» политики и смещения фундаментальных аспектов в 2020 году мировой спрос на энергоресурсы снизился на 6%, а спрос на нефть и природный газ – на 10% и 4% соответственно, тогда как совокупный объем ветряной и солнечной генерации вырос на 9%.
По словам Главы отдела по транзиту Международной Энергетической Хартии Урбана Руснака, сегодня основная тенденция в мировой энергетике -возобновляемые источники энергии. Европейский Союз вкладывает большие средства в развитие альтернативной энергетики. Сегодня это подтверждается введением в ЕС корректировки углеродных границ, своеобразной «зеленой сделки», задача которой – достижение к 2030 году углеродной нейтральности до 55%.
В области чистой энергетики наша страна лишь в начале пути. В рамках Концепции «зеленой» экономики Казахстан достиг 3% доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем энергобалансе страны.
– Мы намерены довести долю ВИЭ до 6% к 2025 году, до 15% к 2030 году и не менее половины к 2050 году, – говорит вице-министр энергетики РК Асет Магауов. – В настоящее время в мире растет спрос на продукцию, произведенную из газового сырья. Газовые магистрали, объединяющие страны Центрально-Азиатского региона, также имеют огромный потенциал развития сотрудничества. По данным Международного Энергетического Агентства, к 2030 году данный показатель превысит 40%. Ключевыми драйверами роста станут гелий, метанол, аммиак, этилен, полиэтилен.
Есть дополнительные возможности углубления сотрудничества и осуществления таких масштабных совместных инфраструктурных проектов, как расширение железнодорожных и портовых мощностей, строительство межгосударственных линий электропередач и трубопроводов.
Концепцию низкоуглеродного развития сегодня разрабатывает АО «Самрук-Қазына».
Как отметил ее Со-управляющий по стратегии, устойчивому развитию и цифровой трансформации Ернат Бердигулов, компания ставит перед собой стратегическую цель по снижению на 10% в последующие 10 лет выбросов парниковых газов. Это потребует комплексного подхода, который касается не только реализация проектов, направленных на развитие ВИЭ, водорода, технологии улавливания и хранения углерода. Речь идет и о цифровизации данного процесса, развитии новых инструментов финансирования, продвижении культуры экологичности и бережного отношения к окружающей среде.
По словам управляющего директора Exxon Mobil Kazakhstan Динеша Дж. Сивасамбу, еще одним ключевым стимулирующим фактором для перехода Казахстана к современным методам получения энергии может стать природный газ.
Сотрудничать с Казахстаном по вопросам «зеленой энергетики» готовы иностранные компании. В частности, такое желание изъявила энергетическая компания Masdar Corporate, имеющая штаб-квартиру в эмирате Абу-Даби. Компания работает в 30 странах мира и уже успешно реализует проекты в Узбекистане, Азербайджане и Армении. Наиболее перспективным направлением сотрудничества с Казахстана руководство Masdar Corporate видит в ветряной энергетике. Это касается как строительства ветрогенераторов в локациях с высокой силой и скоростью ветров, так и установки прибрежных ветровых электростанций в Каспийском море.
Интерес вызвало выступление вице-президента компании исследовательской компании IHS Markit – признанного авторитета в области энергетики Дэниела Ергина. Он также известен как автор бестселлера «Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть», удостоенного Пулитцеровской премии.
– Для казахстанской экономики очевидна важность экспорта углеводородов, – отметил он. – Но наравне с этим важна и диверсификация, а также продолжающийся в стране переход к низкоуглеродному развитию. Новый энергетический переход во всем мире будет ознаменован повышением конкурентной борьбы между различными компаниями, включая и те, которые добывают углеводороды. Инвесторы будут бороться за новые возможности, а правительства стран будут более селективны в подборе партнеров для дальнейшего устойчивого развития своих государств. Для Казахстана представляется крайне важным выработать современную политику, которая создаст и мобилизует все условия для развития устойчивого развития и погашения всех внешних шоков. Наравне с этим должна быть создана рамочная законодательная структура для всех этих процессов. Казахстан активно вовлекается в глобальную повестку климатического изменения и перехода к зеленой энергетике. Сегодня международные нефтегазовые компании сдвинули фокусировку с превращения запасов с добычи к увеличению своей эффективности на производстве и сокращению расходов. Они становятся более диверсифицированными и фокусируют деятельность в области зеленой энергетики, а также занимаются такими исследованиями, как улавливание углеводородов и строительство соответствующих хранилищ. Эти тенденции нашли свое форсированное развитие в пандемических условиях, которые заставили инвесторов, правительственные органы, экологических активистов изменить свое отношение к жизни и начать вырабатывать новые подходы. Словом, все сегодня вращается вокруг декарбонизации.