Пенсионная система: какую правду минтруда «стесняется» сказать Токаеву?
Разрешение по использованию пенсионных накоплений для покупки жилья и лечения разрушило текущую пенсионную систему Казахстана. Однако, видимо, правительство собирается модернизировать эти развалины.
На прошлой неделе Министерством труда и социальной защиты населения (МТСЗ) объявило, что по поручению главы государства проводит работу по внесению изменений и дополнений в Концепцию дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года. Рабочая группа работает над этим вот уже более двух лет. В последний раз проект изменений в Концепцию модернизации пенсионной системы опубликовали ровно год назад и, судя по последним комментариям, ничего кардинально нового с тех пор власти не предлагают. Тем временем, в начале этого года были разрушены фундаментальные основы пенсионной системы Казахстана.
Принципы пенсионной системы Казахстана до 2021 года
Если говорить упрощенно, то до 2021 года пенсионная система Казахстана состояла из двух главных уровней.
- Первый уровень представляет собой распределительную пенсионную систему, которая включает в себя пенсионные выплаты за счет государственного бюджета. При такой системе текущие налогоплательщики оплачивают пенсии текущих пенсионеров и государство само определяет размер выплат каждой категории пенсионеров. Будущий рост выплат пенсий в распределительной системе целиком зависит от роста налоговых и других доходов государственного бюджета.
- Второй уровень представляет собой обязательную накопительную пенсионную систему, которая полностью осуществляется через ЕНПФ. Размер пенсии в накопительной системе зависит количества накопленных денег на счету работника, выходящего на пенсию, плюс инвестиционный доход на пенсионные активы. Вклады в ЕНПФ – это полностью собственность работника, а затем и пенсионера.
Таким образом, при выходе на заслуженный отдых пенсия гражданина Казахстана состоит из двух основных частей – пенсионные выплаты из госбюджета и выплаты из ЕНПФ. В соответствии с международной практикой государственная распределительная пенсионная система (госбюджет) должна обеспечивать социальную защиту от нищеты в пенсионном возрасте тем, кто не смог по разным причинам делать регулярные взносы или делал слишком маленькие взносы в накопительную пенсионную систему.
Обязательная накопительная пенсионная система ориентирована на официально работающих людей, у которых, помимо налогов, из зарплаты изымается 10% как вклад в обязательную накопительную пенсионную систему (ЕНПФ). Для таких работников обязательная накопительная пенсионная система предназначена для обеспечения замещения трудовых заработков на адекватную пенсию в старости. В развитых странах пенсия считается адекватной, если соотношение пенсии и прежней зарплаты (коэффициент пенсионного замещения) составляет примерно 60% – 70%.
Изначально в Казахстане планировалось, что по мере увеличения времени существования накопительной пенсионной системы, пенсионные выплаты из ЕНПФ постепенно будут замещать выплаты из госбюджета, снижая таким образом очень большую нагрузку на него. В целом, анализ мирового опыта показывает, что наша смешанная модель как раз и является наиболее эффективной и финансово устойчивой, сочетая как накопительную, так и распределительную функции.
Ключевые проблемы пенсионной системы Казахстана до 2021 года
Сегодня пенсии, выплачиваемые из госбюджета (распределительная пенсионная система), растут быстрее, чем налоговые поступления. А значит, очень скоро такая пенсионная нагрузка станет неподъемной для бюджета даже при благоприятных ценах на нефть. В распределительной пенсионной системе серьезную дополнительную проблему создает большая теневая экономика в Казахстане. Работники, получающие заработки в теневой экономике, не платят налоги и пенсионные отчисления, однако, при наступлении пенсионного возраста получают пенсию из бюджета.
С другой стороны, параметры накопительной пенсионной системы до 2021 года (ЕНПФ) не позволяли заместить пенсионные выплаты из госбюджета (не позволяют снизить нагрузку на бюджет) даже в отдаленной перспективе. Актуарные расчеты ЕНПФ показывали, что для вкладчика, участвующего в накопительной системе ЕНПФ полный цикл (40 лет) с регулярными ежемесячными взносами в 10% от зарплаты, коэффициент пенсионного замещения (соотношение пенсии и прежних заработков получателя пенсии) составит в среднем 30%. Это очень низкий уровень для достойной жизни в пенсионном возрасте. А это значит, что, если наши власти хотят достичь уровня западных стран в 60% – 70%, то большую часть пенсий нужно будет платить из госбюджета. Но уже сейчас без подробных расчетов можно сказать, что в будущем наш госбюджет это не потянет. Хуже того, бюджет может не потянуть уже сейчас, если цены на нефть надолго упадут ниже уровня $40 за баррель.
Те же самые актуарные расчеты ЕНПФ показывали, что для достижения адекватного пенсионного замещения зарплаты в 60% (через 40 лет регулярных ежемесячных отчислений в накопительный пенсионный фонд) нужно делать взносы в ЕНПФ на уровне 15% от зарплаты. В свою очередь, такая адекватная пенсия из ЕНПФ (60%) для правительства означает отсутствие необходимости платить пенсию из госбюджета за счет налогов. Именно поэтому до 2021 года ключевой планируемой мерой было увеличение взносов в ЕНПФ с 10% до 15% от заработка.
Ставка обязательного взноса в накопительную пенсионную систему на уровне 15% от заработка полностью соответствует развитым странам, и она не должна быть меньше чисто математически, если мы хотим нормальную пенсию в старости. Однако ключевой проблемой такого увеличения взносов с 10% да 15% в ЕНПФ была так называемая условно-накопительная суть этих планируемых 5%. То есть, взяв дополнительные 5% от вашего заработка, государство планировало положить их не на ваш собственный счет (на вашу будущую пенсию), а в отдельный фонд в самом ЕНПФ, чтобы выплачивать пенсии и другие социальные выплаты другим людям, включая людей из теневой экономики, которые не делают никаких взносов, но хотят государственную пенсию и другую социальную защиту.
По своей сути условно-накопительная система – это таже самая текущая распределительная пенсионная система, когда с ваших текущих взносов в бюджет выплачивается пенсия другим. А когда вы выйдете на пенсию, то она будет выплачиваться вам по усмотрению государства за счет тех работников, которые в данный момент делают взносы в пенсионную систему.
Как разрушили основы пенсионной системы Казахстана
Еще в 2019 году глава государства поручил правительству отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года и до конца года проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений для покупки жилья, лечения, или получения образования. Уже тогда эта инициатива вызвала очень большие вопросы, поскольку накопительная пенсионная система в ЕНПФ и так не обеспечивала адекватной пенсией в старости, а дополнительное использование пенсионных накоплений в разы снижало будущую пенсию из накопительной системы.
Естественно, президент не сам придумал это. Ряд экспертов, ссылаясь на зарубежный опыт, без всяких расчетов заявляли, что можно оставить на текущем уровне (или даже немного снизить) налоговую и пенсионную нагрузку на фонд заработной платы, и при этом – увеличить пенсии и разрешить использовать часть пенсионных накоплений на жилье и лечение.
Но в этой идее изначально была чисто математическая нестыковка: как можно взять что-то из личных пенсионных накоплений без уменьшения будущей пенсии, которая и так очень низкая? В том же Сингапуре в накопительную пенсионную систему делаются взносы в замере более 30% от фонда заработной платы (сравните с 10% у нас). То есть обязательных взносов в Сингапуре вполне достаточно для получения адекватной пенсии в старости, и еще остаются накопления, чтобы использовать их на жилье, лечение и образование. У нас же вместо того, чтобы увеличить взносы в ЕНПФ (с 10% хотя бы до 15%), разрешили использовать пенсионные накопления на жилье и лечение.
Если раньше для вкладчика, участвующего в ЕНПФ полный цикл (40 лет) с регулярными ежемесячными взносами в 10% от зарплаты, коэффициент пенсионного замещения заработка составлял плачевные 30%, то сейчас это коэффициент уже ниже 10%. Спрашивается, зачем нам такая дорогостоящая обязательная накопительная пенсионная система, если мы получим из неё совсем мизерную пенсию в старости?
Таким образом, разрешение по изъятию работающими гражданами части своих пенсионных накоплений в ЕНПФ для покупки жилья и лечения резко увеличило будущую пенсионную нагрузку на госбюджет, который уже сегодня имеет проблемы с быстрым ростом пенсионных и других социальных расходов. По факту, на сегодня власти разрушили двухуровневую пенсионную систему в Казахстане, поскольку накопительная система уже не имеет смысла и осталась только распределительная пенсионная система. А значит, сегодня, надо уже говорить не о модернизации развалин пенсионной системы, а о полном переосмыслении её фундаментальных основ.
Пенсионная система как зеркало проблем хаотичной макроэкономической политики
Сейчас остаётся только пожалеть Министерство труда и социальной защиты населения. Еще в своем послании в сентябре 2019 года Токаев говорил, что «на текущий момент проблема недостаточности пенсионных сбережений не столь ощутима, однако уже через 10 лет ситуация может измениться». При этом, было принято решение, которое только ускорило кризис.
Я уверен, что МТСЗ делал все расчеты и прекрасно понимает, что на сегодня двухуровневая пенсионная система разрушена и нужно что-то принципиально менять, но не может сказать это открыто, поскольку в послании главы государства уже в сентябре 2021 года было сказано, что «серьезный экономический, но прежде всего социальный эффект оказала инициатива по досрочному использованию пенсионных накоплений».
Уместно напомнить, что рабочая группа, созданная два года назад до принятия этого шага, практически единогласно была против него и приводила очень серьезные аргументы. А ведь в нее входили очень грамотные люди, которые понимали реальную цену популистским лозунгам.
Сейчас минтруда, пытаясь дать правительству сохранить лицо, а главное – хоть как-то спасти ситуацию, вернулось к идее дополнительного 5% пенсионного взноса. Это тяжелая мера, но все, кто хоть немного разбирается в актуарных расчетах, понимают, что увеличение взносов на пенсионные накопления с 10% до 15% неизбежно.
Либо намеренно, либо по незнанию противники этого шага ничего не говорят о том, что сегодня, по факту, накопительная пенсионная системы уже не существует. Вопрос не в 5%, а в том, на какой основе будет строиться наша пенсионная система в принципе.
Взаимоисключающая макроэкономическая политика властей
«Модернизация» пенсионной системы — это не единственный пример, когда власти пытаются одновременно осуществлять взаимоисключающие меры. Например, глава государства постоянно говорит, что власти строят рыночную экономику в Казахстане, и тут же в последнем послании президента можно найти такое популистской заявление – «цена сырьевых товаров для отечественной промышленности должна быть доступной, а объем – достаточным». В этом случае очень трудно понять, как чиновники собираются развивать рыночные отношения, искусственно снижая цены на сырье для «избранных» производителей?!
Другой пример, это льготное финансирование экономики государством. Так, в соглашении между Правительством, Нацбанком и AРРФМ о координации мер макроэкономической политики на 2021 – 2023 годы говорится, что «правительством (до конца этого года – автор) будет разработана 5-летняя дорожная карта по постепенному отходу от нерыночных инструментов господдержки, искажающих реальную стоимость кредитных средств, с определением триггеров и обьемов финансирования».
При этом, в последнем послании президента говорится, что «доказала свою эффективность программа «Экономика простых вещей»», которая на сегодня является одной из самых главных по льготному государственному кредитованию. После таких заявлений главы государства становиться непонятным, есть ли у нас проблема «нерыночной господдержки, искажающей реальную стоимость кредитных средств»?!
Теперь приведу пример, когда само правительство делает противоположное поручениям главы государства. Так, в январе 2020 года президент поручил правительству рассмотреть «вопрос поддержки банковского сектора на рыночных условиях». Однако правительство уже в конце 2020 года выкупило у АТФ банка (дочерний банк Jusan банка) проблемные активы с рыночной стоимостью 35,3 млрд тенге, оплатив за них живыми деньгами на сумму 174,0 млрд тенге. В результате этой операции правительственный Фонд Проблемных Кредитов признал «убыток на приобретении проблемных активов по нерыночной стоимости» на сумму 138,7 млрд тенге (взято из отчётности фонда).
Таких примеров взаимоисключающих мер макроэкономической политики много. Решение этих системных проблем скорее всего лежит в политической плоскости. На мой взгляд, без реальной сменяемости власти, без здоровой политической конкуренции, а также без реального баланса между различным ветвями власти, наши власти так и будут продолжать противоречивую экономической политику, которая сейчас заводит нас в тупик.