Поможет ли создатель Alibaba Джек Ма нашим снежным барсам?
В Казахстане планируется создать первый в мире Центр сохранения, реабилитации и разведения снежных барсов и зону обитания туранских тигров. Своими планами о том, как защитить краснокнижных животных поделился директор фонда Snow Leopard Foundation Арман Кашкинбеков.
– Первый в мире уникальный центр сохранения, реабилитации и разведения снежного барса планирует расположить в Иле-Алатауском национальном парке. Он займет площадь порядка 400 гектаров, из которых 30 гектаров будет отведено под вольеры и научную лабораторию, и большая часть для подготовки выпуска барсов в естественную среду обитания в горах. В рамках этого проекта мы заключили договор о совместной научной деятельности между Фондом и нацпарком. Надеемся, что этот центр будет возвращен в Нацпроект «Жасыл Казахстан» на 2021-2025 годы, который находится под патронажем министерства экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана. Сейчас проходит финальное согласования в госорганах страны. Кроме того, планируется запуск базы данных снежных барсов, чтобы ученые имели возможность собирать о них подробную информацию. Также поднимаем вопрос о создании в Алматы совместно с институтом зоологии научной лабораторию по изучению снежных барсов.
Не менее важная задача нашего фонда – реабилитация диких животных, попавших в беду, в частности это касается обитателей традиционных и контактных зоопарков, цирков, а также дикой природы.
Что касается нашей работы с другими странами, нам непременно нужны межправительственные соглашения. Поэтому мы привлекаем к данной работе агентства ООН и Всемирный фонд дикой природы WWF.
К слову, в России, на Кавказе, создаются подобные питомники гепардов, а на Дальнем Востоке – для дальневосточных леопардов. Сейчас мы общаемся с российскими партнерами, обсуждаем, как нам создать подобные центры в Казахстане. После того, как мы объявили о нашем недавнем уникальном открытии ареала снежных барсов в национальном парке Алтын-Эмель, мы встретились с министерством экологии, комитетом лесного хозяйства и животного мира, чтобы они держали этот вопрос на контроле и ужесточали законодательство по браконьерству, чтобы сберечь этих животных.
– Как обстоят дела с защитой диких животных в России, и как вы предполагаете налаживать сотрудничество с другими странами?
– Кавказский питомник уже функционирует, и в целом животным там комфортно и уютно, работа по Дальневосточному – на финальной стадии. К слову, эти проекты держит на контроле лично Владимир Путин. Президент России принимает самое активное личное участие в защите диких животных, будь то кит-белуха, медведь, тигр или гепард. В России с 2018 года полным ходом идет национальный проект под названием «Экология», рассчитанный до 2024 года. Там определили перечень уникальных животных, которым требуется незамедлительная помощь, ученые разрабатывают соответствующие программы для их защиты. Плюс к этому в России идет запуск таких же, как и у нас, пилотных проектов по сохранению биоразнообразия.
Недавно прошел 17 форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России, где мы виртуально презентовали наш проект по барсам, оставили контактные данные для наших российских партнеров на специальном сайте regionalforum.kz. Как нам стало известно, в Татарстане хотят создать подобный центр разведения снежных барсов «Ак-барс». Но там экологи и международные организации выступили против, потому что в этом регионе России нет высоких гор, а значит, нет естественной среды обитания. Но Президент Татарстана, лично курирующий данный проект, все же решил этот проект не закрывать, а перенести его практическую реализацию на Алтай и в Саяно-Шушенский заповедник. Мы же хотим пригласить российских коллег к совместной реализации проекта в Казахстане, что должно быть самым правильным и эффективным решением. Наш Фонд также уже начал переговоры с Китаем. Там есть такая нужная для нашей страны практика, когда крупных предпринимателей, бизнесменов и миллиардеров назначают ответственными за определенные виды редких краснокнижных животных – кого-то за панду, кого-то за снежного барса... Известный бизнесмен и создатель Алибаба Джек Ма был назначен ответственным за снежного барса, и мы ему уже отправили нашу презентацию. Надеемся, как только стабилизируется пандемия, мы сможем встретиться оффлайн и пригласить его также участвовать в нашем общем полезном начинании.
– В Нацпрограмме «Жасыл Казахстан» предусмотрен большой раздел по снежным барсам. Там говорится и о сотрудничестве с международными организациями, изучении международного опыта… Почему бы вам не попросить помощь у нашего государства?
– Такой раздел про снежных барсов предполагался в данном нацпроекте впервые в истории страны. Однако, к сожалению, он был исключен вследствие отсутствия средств для его софинансирования. Финансирование же наших проектов осуществляется за счет собственных средств Фонда, международных организаций, но мы, конечно, не отказываемся от помощи нашего государства. Ведь проекты реинтродукции туранских тигров и защиты снежных барсов являются стратегически важными. Выделенная для реализации этих инициатив земля остается в собственности нацпарков, они же будут выступать и в роли операторов.
Но сегодня ситуация с бюджетом в нашей стране не совсем благоприятная и, возможно, некоторые проекты будут сокращены. Сейчас мы боремся за то, чтобы этого не произошло, ключевые государственные органы нас поддержали. Я также встречался с руководством ФНБ «Самрук-Казына», которое обещало нам помощь.
У нас уже есть такой опыт по другим краснокнижным животным. В прошлом году, будучи одним из руководителей ПРООН Казахстан, я инициировал проект по возрождению туранских тигров на Балхаше. Последнего такого тигра в Казахстане браконьеры убили в 1937 году на Сырдарье и его останки находятся в институте зоологии в Алматы. Он обитал в Центральной Азии, в Таджикистане и Узбекистане. В Иле-Балхашском природном резервате планируется создать новую зону обитания этого животного. При финансовой поддержке WWF первая фаза реализации этого проекта уже начата. Создается кормовая база, организуется завоз тургайских оленей, кабанчиков, других животных и их размножение. Для них тоже создается кормовая база – высаживаются кустарники, деревья, саксаул. Через пять лет будет запущена вторая фаза проекта, и завезена первая партия амурских тигров с Дальнего Востока, начата их адаптация и размножение. По ДНК анализу, который проводили ученые, эти красивые и сильные животные являются дальними родственниками нашим истребленным тиграм.