Снежные барсы появились в Национальном парке Алтын – Эмель
Недавно фотоловушки Snow Leopard Foundation «поймали» семьи снежных барсов в горах Алматы. Директор Snow Leopard Foundation Арман Кашкинбеков рассказал о том, откуда у нас появились барсы и как планируется сохранять этих уникальных животных.
– Фотографии, которые мы сняли с 14 новейших американских фотоловушек во время совместной с Институтом зоологии министерства образования и науки РК научной экспедиции стали настоящей сенсацией. Впервые в истории страны зафиксирован новый устойчивый ареал обитания барсов в нацпарке Казахстана с популяцией в 10 особей.
– Почему вы заинтересовались судьбой снежных барсов?
– Ранее я возглавлял блок по устойчивому развитию программы ООН в Казахстане. В его рамках мы работали над улучшением среды обитания снежных барсов, сайгаков и других редких краснокнижных животных. Потом известный казахстанский бизнесмен Нурали Алиев пригласил меня возглавить Snow Leopard Foundation. Я, как и Нурали, обеспокоен судьбой эти животных, которым грозит полное уничтожение.
К тому же снежный барс – знаковое для нашей страны животное. Он изображен на гербе Алматы, он – символ стратегии нашей страны 2030, Азиады, его имя носит хоккейный клуб «Барыс». … Главная задача нашего благотворительного и некоммерческого фонда – сохранение и увеличение популяции этих уникальных животных в Казахстане.
В мире насчитывается несколько тысяч снежных барсов. Они обитают в 13 странах, в их числе – Казахстан, Россия, Индия, Монголия, Непал, большая популяция в Гималаях. В Казахстане 130-140 особей. Барсы у нас живут в Восточно-Казахстанской области, Алматинской, в Иле-Алатауском нацпарке, Талгарском ущелье, в районе Тургеня, в Жамбылской области, в Нацпарке Аксу Жабаглы Туркестанской области.
Наш фонд организовывает туда экспедиции, а также устанавливает фотоловушки.
– Получается, что запечатлеть барса в дикой природе сегодня можно только с помощью фотоловушек? Но ведь данные с них удобнее было бы снять дистанционно, не организуя туда экспедиции…
– Дистанционно снять данные с них пока невозможно, так как у нас не везде имеется покрытие сотовой связи GPS. Сделать это с помощью спутника – очень дорогое удовольствие. Поэтому мы и организовали туда экспедицию. Дорога в Алтын – Эмель была непростой, приходилось карабкаться по скалам, преодолевать крутые склоны. Но мы об этом не жалеем. Мы получили массу положительных эмоций, посетив удивительно красивое и поистине сакральное место, с поющими барханами, сакскими курганами, 700-летними ивами и многими другими природными достопримечательностями.
В прошлом году фотоловушка в этом нацпарке засекла одного барса. Так мы поняли, что там обитает данное животное. Дело в том, что снежные барсы жили в данной местности до 50-х годов прошлого века, но впоследствии их истребили браконьеры.
И вот недавно все наши фотоловушки запечатлели разных снежных барсов. На одной фотографии мы увидели самку снежного барса с тремя котятами, что вообще стало настоящим научным открытием и получить такое фото считается большой удачей. Часть фотографий я разместил на своей странице в Фэйсбуке, другие будут опубликованы на официальном сайте и страничках в соцсетях нашего фонда.
Во всем мире барсы, как и все дикие животные, постепенно, по мере наступления человеческой цивилизации, отступают. На это влияет и климат, и загрязнение природы. Барсы, получившие прозвище «призраки гор», обитают только на высоте свыше 4000-5000 метров. Поэтому их и называют снежными.
– Как же барсы оказались в нашем Национальном парке, где горы не очень высокие?
– Ученые института зоологии говорят о том, что Алтын– Эмель – своеобразная чаша между горами Тянь-Шаня и отрогами Джунгарского Алатау. Эти барсы мигрировали с Тянь-Шанских высоких гор, которые переходят в Гималаи. Но дело в том, что там пролегла трасса Западная Европа – Западный Китай. И, возможно, животные просто не сумели вернуться назад, и им пришлось обосноваться у нас. Но это снежным барсам только во благо, потому что в нашем Национальном парке людей практически нет, он хорошо охраняем. Не менее важно и то, что там подходящая кормовая база – много горных козлов, которые в большом количестве также запечатлели наши фотолоовушки. В них «попался» и волк, и рысь, и куница, и другие животные.
– Но, к сожалению, вашу радость от этой приятной находки разделяют и наши браконьеры….
– Законодательство по защите диких животных действительно долгое время было лояльным к браконьерам. Потом, под давлением общественности его все же ужесточили. Сейчас за убийство краснокнижных животных предусматриваются крупные многомиллионные штрафы, также введена уголовная ответственность сроком до 10 лет. Но в то же время наши специалисты– зоологи находят в горах стреляные гильзы, что говорит о том, что, скорее всего там охотились на горных архаров. Этим занимается, судя по всему, не простое население, потому что добраться в эти места достаточно проблематично, а «ВИП»– граждане, ведущие охоту при помощи вертолетов.
Снежные барсы находятся на охраняемой территории. Чтобы туда попасть нужно проехать три шлагбаума, получить разрешение Нацпарка, требуется и сопровождение инспектора. Плюс к этому и наше нынешнее законодательство останавливает подавляющее количество нарушителей. Комитет лесного хозяйства и животного мира минэкологии обещал следить за тем, чтобы обнаруженным нами барсам не был причинен вред. Они дали соответствующее задание и Нацпарку. Главное, чтобы это, со временем, не было забыто.
– Как вы относитесь к охоте?
– Я никогда не был охотником. Раньше, в древние времена, охотились люди исключительно для пропитания. Сейчас больше ради забавы или самоутверждения. Также я крайне негативно отношусь к содержанию животных, особенно редких, в неволе – в цирках, обычных и контактных зоопарках. В конце лета мне прислали видео про передвижной зоопарк, где в тесных клетках содержались лев, гепард, медведь и другие животные. За кадром шел текст о распродаже этих животных. Чтобы информировать широкий круг общественности, мы подключили журналистов и опубликовали на известных порталах об этом материалы. Выяснилось, что это российский передвижной цирк проезжал через Кокчетав, но местный аким не разрешал им там находиться. Я считаю, что нужно внести изменение в законодательство по поводу работы таких контактных, передвижных зоопарков, цирков.