суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Антимонополисты: все базовые отрасли страны монополизированы

Антимонополисты признают: их усилия будут иметь только временный эффект. Реальный способ борьбы с инфляцией – создание собственного производства.

Год назад было создано Агентство по защите и развитию конкуренции в качестве самостоятельного, напрямую подотчетного президенту ведомства. Повышение конкуренции – один основных принципов, на которых должен базироваться новый экономический курс государства. О первых итогах работы еxclusive.kz рассказал первый заместитель руководителя АЗРК Рустам Ахметов.

– Создание Агентства стало завершением работы по изменению концепции антимонопольной службы: от защиты конкуренции – к развитию рынков, от расследований – к дерегулированию, снижению государственного участия и прочим мерам создания проконкурентной среды. В декабре прошлого года Указом Президента были определены базовые принципы новой проконкурентной политики – массовая приватизация, сокращение ценового регулирования, демонополизация, на основе которых был разработан Национального проекта. В нем три ключевых ориентира для развития конкуренции на других товарных рынках.

Первое – комплексное развитие биржевой торговли, впервые предусматривающее внедрение торгов бензином, авиакеросином, дизельным топливом, увеличение торгов сжиженным газом.

Второй проект – электроэнергетика, где также предусмотрено увеличение торгов электроэнергией до 30%, отмена дифференциации тарифов и создание механизма смены энергоснабжающих организаций.

И, наконец, проект по снижению уровня государственного участия в предпринимательстве, включающий проведение секторального анализа товарных рынков и приватизацию не отдельных предприятий, а предприятий целого сектора, где присутствует частный бизнес и развитая конкуренция. Это сферы благоустройства, охраны, общественного транспорта, медицинских услуг. Как правило, речь будет идти о крупных городах и областных центрах.

То, что не охвачено Национальным проектом, будет реализовано в рамках созданных при Агентстве площадок – советов по барьерам, где с участием экспертов и бизнесменов обсуждаются проблемы доступа на товарные рынки и готовятся необходимые решения. В Карте барьеров уже сегодня предусмотрено 56 мероприятий, предусматривающих изменение законодательных и подзаконных актов.

Для реализации Национального проекта по вопросам предпринимательства, куда были включены вопросы развития конкуренции, в парламент внесен проект закона, предусматривающий комплекс положений по сокращению государственных заданий и закупок из одного источника, регулированию деятельности государственных и частных операторов, развитию конкуренции на рынках цифровых услуг, энергетического сектора и лекарственных средств.

 

– В чем причина постоянного роста цен на продукты и бензин?

– В условиях пандемии и нестабильной ценовой ситуации на внешних и внутреннем рынках антимонопольные органы СНГ вынуждены активно применять инструменты ценового контроля. Мы не стали здесь исключением. По итогам года принято беспрецедентное число мер антимонопольного реагирования. Вынесено 56 уведомлений о снижении цен. На рынках строительных материалов и жилья – 35 и 15 уведомлений соответственно. В связи с остановкой ряда НПЗ и возникшим дефицитом поставщикам дизельного топлива и бензина направлено также 19 и 14 уведомлений, из которых 95% уведомлений исполнено. Субъекты рынков добровольно снизили цены в среднем от 5 до 30%. Таким образом, в условиях очевидных экономических факторов роста цен, включая импортозависимость, увеличения мировых цен на завозимые продукты и сырье, возросший спрос, основная наша задача состояла в том, чтобы «сбить» спекулятивный тренд повышения цен. И эта задача была выполнена. Вместе с тем, меры антимонопольного и административного ценового регулирования имеют краткосрочный эффект. Долгосрочным решением стабилизации цен на продовольствие является насыщение товарных рынков – увеличение объемов производства и числа производителей.

Что касается рынков ГСМ, то объемы производства в целом удовлетворяют внутренние потребности. Дефицита нет. Но, в отличие от АПК, имеет место монопольная структура рынков производства нефти, переработки, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов. Присутствуют доминирующие, вертикально-интегрированные группы. Но если монополизация производства нефти и переработки – это, отчасти, естественное состояние рынков, то концентрация рынков оптовой и розничной реализации нефтепродуктов – это продукт административного регулирования, а именно системы квотирования поставок нефти на внутренний рынок. В этих условиях жесткий ценовой контроль на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов неизбежен. Однако основной задачей является демонополизация оптового и розничного рынка. Для этого необходимо внедрение биржевых торгов на всех этапах создания нефтепродукта, формирование биржевых индикаторов, что не только упростит механизм ценового контроля, но и создаст условия для снижения концентрации рынков, появлению большего числа игроков и снижения маржинальности действующих посредников.

– Какие еще отрасли отличает высокая степень монополизации?

– Это все базовые для экономики страны рынки – электроэнергетика, нефтепродукты, товарный газ, уголь, железнодорожный транспорт, гражданская авиация, связь. С начала 90-х годов были попытки их реструктуризации: проведена либерализация рынков электроэнергетики, газа, нефти, связи, обозначены конкурентные рынки железнодорожных перевозок. Но работа не завершена. Сохранилось монопольное состояние рынков энергоснабжения, поставок нефтепродуктов, товарного газа, угля. Закрыт доступ на рынок железнодорожных перевозок, «захлопнулась» дверь на рынок сотовой связи. Сохранилось жесткое государственное, административное регулирование рынков, ставшее главным барьером для новичков. Сохранилось прямое и косвенное ценовое регулирование, исключающее приток инвестиций. И самое главное, не поменялся собственник – это цепляющийся за государственные активы аппарат.

Что предлагается сделать? Демонополизировать товарные рынки через масштабную передачу активов государства, обеспечивая при этом снижение их концентрации, выделение инфраструктурных операторов с ограничением их деятельности на смежных, конкурентных рынках. Нужны меры государственной поддержки по созданию новых игроков и наращиванию активов более мелких компаний через изъятие неиспользуемых ресурсов с передачей их новым участникам рынков. Для этого необходимо внедрение биржевой торговли энергоресурсами и устранение действующих на этих рынках искусственно созданных монополий, а также отказ от инструментов ценового регулирования, кроме регулирования естественных и государственных монополий.

Этот набор средств демонополизации успешно реализован в большинстве европейских стран. В Великобритании широкомасштабная реструктуризация электроэнергетики была проведена по сходной модели. Уже в первые годы производительность труда в отрасли выросла вдвое, сокращение производственных издержек позволило направить высвобожденные средства на модернизацию оборудования, строительство новых генерирующих мощностей. А главное, введение конкурентного рынка позволило потребителям самостоятельно выбирать поставщика электроэнергии, и в результате ее цена для домашних хозяйств снизилась на 22%, а для промышленных потребителей – на 39%. Но в этой же стране есть негативный опыт демонополизации железнодорожной отрасли, полного вертикального разделения инфраструктуры и перевозчиков с передачей инфраструктуры частному оператору и созданием более 70 перевозчиков. На первых порах финансовые показатели отрасли улучшились, государственный бюджет пополнился, привлекли инвестиции. Однако возникшие финансовые трудности частного оператора вынудили правительство в год пандемии вернуть железную дорогу под контроль государства.

Применительно к Казахстану необходимо учитывать, с одной стороны, недорогие энергоресурсы, сдерживаемые административно и субсидируемые за счет экспорта, а также хорошие транспортные возможности являются решающим фактором для привлечения инвесторов и поддержки отечественных товаропроизводителей. С другой стороны, демонополизация рынков ТЭК и транспорта также привлекательны для бизнеса и могут стать отправной точкой для больших инвестиций. Поэтому в Национальный проект по предпринимательству включены качественно проработанные направления по развитию конкуренции на товарных рынках, учитывающие мнение как их представителей, так и основных групп потребителей.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33