Арктическая стратегия ЕС: оставить нефть, газ и уголь в земле
Арктика быстро меняется под воздействием глобального потепления, усиливающейся конкуренции за ресурсы, геополитического соперничества. Если говорить о будущем этого региона, то Евросоюзу предстоит не только отстаивать свои интересы, но и внести значительный вклад. Мы намерены активизировать участие в этом регионе, опираясь на климатические действия, международное сотрудничество, устойчивое экономическое развитие и принцип «люди на первом месте».
Европейский «Зелёный новый курс» превратит Европу в первый климатически нейтральный континент к 2050 году, а наше юридически обязывающее обещание сократить выбросы парниковых газов на 55% к 2030 году уже стало глобальным эталоном. «Зелёный новый курс» и новые подходы ЕС к стимулированию устойчивой «синей экономики» лежат в основе стратегии Евросоюза в Арктике. В числе наших главных предложений – призыв оставить нефть, газ и уголь в земле, в том числе в арктических регионах, и создать постоянное присутствие ЕС в Гренландии.
Эта задача крайне актуальна. Все знают об изменении климата, но в Арктике оно происходит в два раза быстрее, чем в остальных регионах мира. Часть береговой линии этого региона вскоре станет свободной от льда в летнее время, а в дальнейшем даже зимой. Таяние льда и вечной мерзлоты сопровождается выбросами в атмосферу огромного количества метана, что ещё сильнее ускоряет глобальное потепление, при этом повышение уровня моря ставит под угрозу прибрежные поселения во всём мире. В опубликованном в августе 2021 года докладе Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (IPCC) подчёркивается, что причиной этих событий является человеческая деятельность.
Уже сегодня отступление арктического льда открывает новые морские маршруты и упрощает доступ к залежам нефти, газа и полезных ископаемых, некоторые из которых являются ключевым сырьём для удовлетворения растущего мирового спроса на инновационную технологическую продукцию. И поэтому неудивительно, что в Арктике становится тесно: всё больше игроков расширяют своё участие в её делах. Стратегическое соперничество, которое так доминирует в других регионах мира, сегодня всё чаще формирует и арктический ландшафт.
Например, Китай объявил себя «приарктическим государством» и включил «Полярный шёлковый путь» в свою транснациональную инициативу «Пояс и путь» (BRI). Эта страна активно инвестирует в российские месторождения сжиженного природного газа и присматривается к более коротким маршрутам морских грузоперевозок. Тем временем Россия строит тяжёлые ледоколы и старается с помощью Северного морского пути увеличить внутренние и международные морские грузоперевозки, одновременно восстанавливая военный потенциал в этом регионе, который пришёл в упадок после окончания Холодной войны.
Все эти события показывают, что Европа обязана широко определять свои геополитические интересы для содействия стабильности, безопасности и мирному сотрудничеству в Арктике. Разумеется, основная ответственность здесь лежит на восьми арктических странах, но многие проблемы в этом регионе могут быть решены лишь с помощью регионального или многостороннего сотрудничества. И поэтому Евросоюз будет расширять сотрудничество по подобным вопросам со всеми заинтересованными сторонами, а особенно со своими союзниками и партнёрами – США, Канадой, Норвегией и Исландией.
Например, в сфере поиска и спасения на море нам необходимо региональное и приполярное сотрудничество между национальными службами береговой охраны, и мы должны активнее использовать наши спутниковые системы для сокращения рисков в море. Кроме того, ЕС настроен на успех соглашения о предотвращении нерегулируемого рыбного промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана. Ещё один региональный приоритет – социальная инклюзивность: проблемы, с которыми сталкиваются коренные оленеводы, не знают национальных границ. Мы также добиваемся большей эффективности, работая вместе в таких сферах, как стандарты нулевых выбросов парниковых газов в морских перевозках, обмен лучшим опытом в телемедицине, возобновляемая энергетика, сокращение загрязнений пластиком.
Опираясь на десятилетия опыта содействия региональному сотрудничеству, ЕС выполнит свою роль. Мы являемся ведущими защитниками системы многосторонних отношений (мультилатерализм) и серьёзно относимся к нашим многосторонним обязательствам, особенно связанным с борьбой с изменением климата. Евросоюз, естественно, и сам является частью Арктики. У трёх стран, входящих в ЕС, имеются территории в этом регионе, а принимаемые нам законы применяются в пяти арктических государствах. Мы активны в целом ряде региональных органов, в том числе в Арктическом совете, Совет Баренцева/Евроарктического региона и в «Северном измерении», где мы работаем вместе с Россией, Норвегией и Исландией, особенно по вопросам очистки окружающей среды.
ЕС будет расширять своё участие в делах Арктики по всему политическому спектру, в том числе уделяя особое внимание интересам и мнению молодёжи и коренных народов, которые обладают уникальными знаниями о местном ландшафте и лично наблюдают за изменениями, создающими непосредственные угрозы для всех нас.
Конечно, нам нужен интегрированный подход. Это означает, что нужно комбинировать наши климатические и экологические цели с экономическими возможностями и совместными действиями против общих угроз безопасности, в том числе возникающих из-за климатического кризиса. Например, стимулирование решительного зелёного перехода позволит арктическому региону создавать рабочие места в таких отраслях, как углеродно-нейтральная энергетика, а также формировать устойчивые подходы к коммуникациям, туризму, рыболовству и инновациям.
Европа будет и дальше использовать свой внушительный научно-исследовательский бюджет и знания в сфере наук о Земле для улучшения нашего понимания и для борьбы с последствиями изменения климата. Мы будем также стремиться повысить стратегическую автономность ЕС в сфере полезных ископаемых, которые важны для зелёного перехода, и добиваться ведения добычи этого ключевого сырья в соответствии с высочайшими экологическими стандартами.
Арктика столкнулась с серьёзными, даже экзистенциальными, проблемами. ЕС будет наращивать и модернизировать своё участие в этом регионе, чтобы помочь подходам на основе принципов сотрудничества, направленных на их решение, возобладать над подходами на основе стратегической конкуренции, которые потенциально способны нанести вред.
Жозеп Боррель – верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, вице-председатель Еврокомиссии, отвечающий за усиление Европы в мире. Виргиниюс Синкевичюс – бывший министр экономики и инноваций Литвы, сейчас комиссар ЕС по вопросам окружающей среды.
Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org