Почему на минздрав подан коллективный иск за приложение Ashyq
Граждане считают, что внедряемый по стране проект Ashyq не имеет ничего общего с санитарно-эпидемиологической безопасностью, поскольку не отражает реальный статус здоровья человека. Десятки истцов требуют признать незаконным постановление главного санврача «О внедрении проекта «Ashyq» (от 26 августа 2021 года № 37). Они считают Ashyq незаконным способом вмешательства в частную жизнь граждан. Внедрение приложения, по их мнению, нарушает конституционные гарантии на личную свободу, свободу передвижений, право на труд, свободу предпринимательской деятельности и неприкосновенность частной жизни. Кроме того, цветная маркировка людей – разделение их «красный», «желтый», «синий» и «зеленый» расценивается истцами как грубое унижение человеческого достоинства и основание для дискриминации людей по признаку вакцинации. Чем руководствовались в ведомстве при разработке приложения Ashyq и что думает по поводу обвинений автор мобильного приложения Виталий Пустовойтенко?
– Какими аргументами можно доказать эффективность проекта Ashyq?
– Первый положительный плюс – бизнес получил возможность работать. Мы во время карантина открыли кинотеатры, общепит и объекты торговли... На настоящий момент 135 тысяч участников проекта Ashyq получили QR коды. Предположим, что в противном случае половина из них были закрыты. Это 75 тысяч предприятий – умножьте эту цифру на минимум пять работников, и вы получите 375 тысяч сохраненных рабочих мест: люди трудятся, получают зарплату, кормят свои семьи. И государство на них не тратит 42 500 тенге. Аshyq сдерживает волну социального напряжения: бизнес работает, роста заболеваний нет, экономика восстанавливается. За период работы Ashyq выявлено 105 тысяч нарушителей домашнего карантина по стране, больных и контактных. По моим самым пессимистичным подсчетам, Аshyq спас жизни 750-ти людям. Это реальные данные.
– «Красный», «желтый», «зеленый», «синий»… Насколько законно делить людей на цвета?
– Мы делим не людей, а их статус. А как иначе вы предлагает это делать? Поэтому мы решили сделать аналогично принципу светофора. Когда горит красный свет, никто не возмущается нарушением прав водителей – это позволяет сохранять безопасность на дорогах. И если на какой-то момент у вас статус «красный», то через какое-то время он становится «зеленым», а значит, вам можно проезжать.
– А что означает статус «синий»?
– Синий – нейтральный. Он сделан для того, чтобы обозначить неопределенность статуса. А вот, например, для каких-то очень важных массовых мероприятий есть четкий ориентир – только зеленый статус. Нашей задачей было сделать на 100% безопасным место, куда приходят люди.
– Но ведь и претензии к Ashyq возникли неспроста. Происходят ЧП, приложение обвиняют в несовершенстве, из-за которых происходят трагедии...
– Несовершенств у приложения Ashyq нет. Напомню, по постановлению главного санврача, если у вас положительный ПЦР-тест, то статус в Ashyq красный. То есть нет понятия «несовершенство приложения». Приложение действует согласно прописанным алгоритмам.
Приложение все делает быстро. Оно позволяет не ждать тех четырнадцати дней для всех периодов, которые необходимы, чтобы изменился статус. Раньше были случаи, когда человек садился на самолет, он показывал ПЦР тест с отрицательным результатом, хотя у него было еще 2 положительных теста. По приложению Ashyq, и это прописано в правилах, если у вас есть первый положительный тест, то показывается именно он, вне зависимости от того, сколько у вас было потом отрицательных тестов. Не всегда бывают ложно-положительные тесты, бывают и ложно-отрицательные, их никто не исключает в принципе. Везде есть понятие апелляции: когда вы говорите, что не согласны с результатом, лаборатория может повторно исследовать взятый ранее материал. Бывают случаи, хотя довольно редкие, когда сотрудник может некорректно внести данные в базу. Аshyq выполняет только роль мониторинга уже полученных результатов. Ashyq самостоятельно никак не может изменить ваш статус.
– Почему обвиняют в таком случае приложение Ashyq, а не всю систему диагностики?
– Обвинять всегда легче. Если выходит постановление, то приложение-то здесь причем? Когда ребенок смотрит какой-то запрещённый контент в интернете, можно ведь и компьютер обвинить, и монитор с клавиатурой, потому что ребенок нажал на кнопку и зашел на противоправный сайт, контент которого ему не рекомендуется смотреть. Но никто не обвиняет компьютер или телефон, потому что это глупо.