суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Суфизм – это источник казахского патриотизма

Недавно ДУМК презентовал книгу «Ихсан», а в медресе страны начали изучать предмет Тасауф. Возможно, это первые шаги к реабилитации классического тасауфа, которого придерживались наши предки.

Ислам пришел к казахам именно через суфизм (Ихсан) и это очень серьезная причина для его изучения. К сожалению, этим пользуются деструктивно-религиозные течения, называя наших предков заблудшими и далекими от «истинного ислама». Неизученной остается история школ Ихсана (суфизма) суннитов в Казахстане, хотя огромный пласт не только нашей, но и кочевой культуры в целом. К ним можно отнести6

  • Институт ишанизм на юге Казахстана: Марал-ишан, Аппак-ишан, Абдулла –ишан и их духовные наставники.
  • Институт Ата-Баба, Биби-Ана на юго-западе страны: Коркыт-ата, Хорасан-ата, Арстан-баб, Ыскак-баб, Айша-биби, Гаухар-ана, Домалак-ана, Бекет-ата, Окшы-ата и др.
  • Институт хазретства и хальпе в центральном и северном Казахстане, интеллектуально-духовная школа «Әулиелер Ордасы» Акмолинской области.
  • Суфийская школа восточного Казахстана: Абай, Шакарим, Исабек-ишан, М.Жусуп, Байқара-би, Шахиахмет-хазрет, Ыргызбай-аулие и их духовные наставники.


В свое время еще Ахмет Байтурсынов писал, что слова Абая непонятны простому читателю, пока их смысл не раскроет знающий человек.

Если не изучать и не культивировать тасауф наших предков, то чуждые нам пришлые «духовные наставники» всех мастей навяжут своих лидеров и свою идеологию.

Безусловно, исследования традиционного тасауфа нуждаются в государственном финансировании. Назрела жизненная необходимость в создании научно-исследовательского центра по изучению традиционного ислама Казахстана, который должен проводить агиологические исследования (теологические и исторические аспекты святости наших аулия), вместе с основанием казахской агиографии (жизнеописание святых-аулия). Отдельно нужны и мартирологические исследования (списки мучеников за веру и святых). Необходимо изучение суфийской философии наших ученых, теоретических и практических основ научного тасауфа, связанных с традициями и обычаями общества. И в этом смысле время работает против нас, поскольку совсем скоро полевые исследования в каждом ауле станут невозможными – через 10-15 лет не останется аксакалов, которые помнят хазретов, ишанов и хальпе. На борьбу с идеологией извне (ваххабизма, неосуфизма и др.) должен быть направлен потенциал экспертного и научного сообщества, силовых структур, молодежных организаций и НПО.

К сожалению, до сих пор в обществе, в том числе и интернете, широко используется советская атеистическая трактовка термина «тасауф»(суфизм). Если вы введете в поисковики слово «суфизм», то найдете, мягко говоря, весьма извращенные толкования: «Суфизм — мистико-аскетическое учение в исламе, отрицающее обрядовую сторону и проповедующее аскетизм», «Суфизм — мистическое течение в исламе. Возникло в VIII–IX веках, окончательно сформировалось в X–XII веках. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с Ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию». «Суфизм — приверженцы суфизма (суфии), изнуряя себя бытовыми неудобствами, холодом, голодом, бессонницей, жаждой, грубой одеждой и половым воздержанием, добивались экстатических озарений и «сливались с богом». Суфизм отрицал строгое расписание молитв и оказал влияние на арабскую и особенно персидскую поэзии».

К сожалению, даже ДУМК до сих пор ошибочно называет тасауф религиозным течением. «Сопылық – Алланы зікір етуді және тәркідүниелікті басшылыққа алатын діни ағым. Кейбір ғалымдар «ихсан», «зуһд» және «уарғ» сопылықтың негізгі үш тірегі деп есептеген.» Источник: http://fatua.kz/kz/post/view?id=458

Этим самым ДУМК невольно помогает ваххабитам-псевдосалафитам в дискредитации традиционного ислама наших предков. Теперь посмотрим на определение «салафизма» на казахском языке:

Сәләфия (араб.: سَلَفِيَّة‎) – Ислам дінінің негізі боп табылатын Құран мен Сүннетті «әс-сәләф әс-салихун» (араб.: السلف الصالحون‎), яғни Мұхаммед пайғамбардың (салл Аллаһу ғалейһи уә сәлләм) сахабалары, олардың ізбасарлары мен Ислам үмметінің имамдары қалай түсінсе солай түсіну дегенді білдіреді[1]. Әр ғасырда өмір сүрген мұсылман ғалымдарын біріктірген көзқарастар жүйесі. Сәләфия қозғалысының ең атақты өкілдері Шейх әл-Ислам Ибн Таймийа, Ибн әл-Қаийм әл-Джәузия, хафиз Ибн Кәсир, хафиз әз-Зәһәби, Мұхаммед ибн Абдуль-Уәһһаб және т.б. ғалымдар Ислам тарихы мен мәдениетінде айтарлықтай із қалдырды. "Сәләф" (араб.: سَلَفٌ‎) сөзі тілдік жағынан Ибн Манзур айтқандай: "алдыңғы өткен халық" деген мағына береді[2].

Нетрудно предположить, какого ислама будут придерживаться молодые казахи, опираясь на подобную терминологию ДУМК. Неудивительно, что численность ваххабитов в Казахстане растет в геометрической прогрессии. Сегодняшний ислам казахов не связан с казахской историей и патриотизмом. Исходя из существующей трактовки, можно подумать, что наши ученые не оставили следа в исламской истории и культуре, в отличие от ваххабитских.

Поэтому, нам нужен комплексный подход ученых разных областей, а ДУМК необходимо пересмотреть свое отношение к тасауфу наших предков.

К примеру: почему в России православие связано с национальной идеей и патриотизмом? Потому что у них развита церковная агиография, преподаются предметы, связанные с жизнеописанием русских святых-угодников, отдельно написаны мартирологи великомучеников, чтобы молодежь уважала своих святых, обращалась к ним в трудные моменты. Именно поэтому клич «Православная Русь!» близок и дорог русскому человеку.

Тем временем, у нас же в стране растет численность представителей деструктивно-религиозных течений, которые не приемлют наш традиционный ислам. У них нет знаний об истории нашего традиционного суфийского ислама, зато есть книги иностранных шейхов, за которыми они следуют.

Чтобы избежать пагубного иностранного влияния, мы должны приучать молодежь к ценностям традиционного суфийского ислама казахов, чтобы они могли противостоять чуждым идеологиям извне. Ваххабиты не смогут отрицать историю своего народа и называть своих предков мушриками (язычниками), иначе они подпишут себе приговор и люди не будут их слушать.

Это не значит, что все должны быть суфиями, но надо уважать мировоззрение наших предков и рассказывать о нем потомкам. Ученым нужно развивать казахскую агиологию и помочь ДУМК в развитии казахской агиографии и мартирологии. В своей книге наш Елбасы написал: «Ислам в Казахстан пришел через ханафитскую юридико-богословскую школу и суфийскую идеологию.» (Н. А. Назарбаев, «Критическое десятилетие», Алматы, из-во «Атамура», 2003 г, стр. 104-105).

Осталось только собрать по крупицам информацию о наших великих просветителях, философах, ученых-аулия и их произведения. Благо, архивы уже открыты и надо только систематизировать работу с ними.

Марат Смагул, теолог Центра изучения религий (Нур-Султан)

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33