Суфизм – это источник казахского патриотизма
Недавно ДУМК презентовал книгу «Ихсан», а в медресе страны начали изучать предмет Тасауф. Возможно, это первые шаги к реабилитации классического тасауфа, которого придерживались наши предки.
Новости по теме
Ислам пришел к казахам именно через суфизм (Ихсан) и это очень серьезная причина для его изучения. К сожалению, этим пользуются деструктивно-религиозные течения, называя наших предков заблудшими и далекими от «истинного ислама». Неизученной остается история школ Ихсана (суфизма) суннитов в Казахстане, хотя огромный пласт не только нашей, но и кочевой культуры в целом. К ним можно отнести6
- Институт ишанизм на юге Казахстана: Марал-ишан, Аппак-ишан, Абдулла –ишан и их духовные наставники.
- Институт Ата-Баба, Биби-Ана на юго-западе страны: Коркыт-ата, Хорасан-ата, Арстан-баб, Ыскак-баб, Айша-биби, Гаухар-ана, Домалак-ана, Бекет-ата, Окшы-ата и др.
- Институт хазретства и хальпе в центральном и северном Казахстане, интеллектуально-духовная школа «Әулиелер Ордасы» Акмолинской области.
- Суфийская школа восточного Казахстана: Абай, Шакарим, Исабек-ишан, М.Жусуп, Байқара-би, Шахиахмет-хазрет, Ыргызбай-аулие и их духовные наставники.
В свое время еще Ахмет Байтурсынов писал, что слова Абая непонятны простому читателю, пока их смысл не раскроет знающий человек.
Если не изучать и не культивировать тасауф наших предков, то чуждые нам пришлые «духовные наставники» всех мастей навяжут своих лидеров и свою идеологию.
Безусловно, исследования традиционного тасауфа нуждаются в государственном финансировании. Назрела жизненная необходимость в создании научно-исследовательского центра по изучению традиционного ислама Казахстана, который должен проводить агиологические исследования (теологические и исторические аспекты святости наших аулия), вместе с основанием казахской агиографии (жизнеописание святых-аулия). Отдельно нужны и мартирологические исследования (списки мучеников за веру и святых). Необходимо изучение суфийской философии наших ученых, теоретических и практических основ научного тасауфа, связанных с традициями и обычаями общества. И в этом смысле время работает против нас, поскольку совсем скоро полевые исследования в каждом ауле станут невозможными – через 10-15 лет не останется аксакалов, которые помнят хазретов, ишанов и хальпе. На борьбу с идеологией извне (ваххабизма, неосуфизма и др.) должен быть направлен потенциал экспертного и научного сообщества, силовых структур, молодежных организаций и НПО.
К сожалению, до сих пор в обществе, в том числе и интернете, широко используется советская атеистическая трактовка термина «тасауф»(суфизм). Если вы введете в поисковики слово «суфизм», то найдете, мягко говоря, весьма извращенные толкования: «Суфизм — мистико-аскетическое учение в исламе, отрицающее обрядовую сторону и проповедующее аскетизм», «Суфизм — мистическое течение в исламе. Возникло в VIII–IX веках, окончательно сформировалось в X–XII веках. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с Ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию». «Суфизм — приверженцы суфизма (суфии), изнуряя себя бытовыми неудобствами, холодом, голодом, бессонницей, жаждой, грубой одеждой и половым воздержанием, добивались экстатических озарений и «сливались с богом». Суфизм отрицал строгое расписание молитв и оказал влияние на арабскую и особенно персидскую поэзии».
К сожалению, даже ДУМК до сих пор ошибочно называет тасауф религиозным течением. «Сопылық – Алланы зікір етуді және тәркідүниелікті басшылыққа алатын діни ағым. Кейбір ғалымдар «ихсан», «зуһд» және «уарғ» сопылықтың негізгі үш тірегі деп есептеген.» Источник: http://fatua.kz/kz/post/view?id=458
Этим самым ДУМК невольно помогает ваххабитам-псевдосалафитам в дискредитации традиционного ислама наших предков. Теперь посмотрим на определение «салафизма» на казахском языке:
Сәләфия (араб.: سَلَفِيَّة) – Ислам дінінің негізі боп табылатын Құран мен Сүннетті «әс-сәләф әс-салихун» (араб.: السلف الصالحون), яғни Мұхаммед пайғамбардың (салл Аллаһу ғалейһи уә сәлләм) сахабалары, олардың ізбасарлары мен Ислам үмметінің имамдары қалай түсінсе солай түсіну дегенді білдіреді[1]. Әр ғасырда өмір сүрген мұсылман ғалымдарын біріктірген көзқарастар жүйесі. Сәләфия қозғалысының ең атақты өкілдері Шейх әл-Ислам Ибн Таймийа, Ибн әл-Қаийм әл-Джәузия, хафиз Ибн Кәсир, хафиз әз-Зәһәби, Мұхаммед ибн Абдуль-Уәһһаб және т.б. ғалымдар Ислам тарихы мен мәдениетінде айтарлықтай із қалдырды. "Сәләф" (араб.: سَلَفٌ) сөзі тілдік жағынан Ибн Манзур айтқандай: "алдыңғы өткен халық" деген мағына береді[2].
Нетрудно предположить, какого ислама будут придерживаться молодые казахи, опираясь на подобную терминологию ДУМК. Неудивительно, что численность ваххабитов в Казахстане растет в геометрической прогрессии. Сегодняшний ислам казахов не связан с казахской историей и патриотизмом. Исходя из существующей трактовки, можно подумать, что наши ученые не оставили следа в исламской истории и культуре, в отличие от ваххабитских.
Поэтому, нам нужен комплексный подход ученых разных областей, а ДУМК необходимо пересмотреть свое отношение к тасауфу наших предков.
К примеру: почему в России православие связано с национальной идеей и патриотизмом? Потому что у них развита церковная агиография, преподаются предметы, связанные с жизнеописанием русских святых-угодников, отдельно написаны мартирологи великомучеников, чтобы молодежь уважала своих святых, обращалась к ним в трудные моменты. Именно поэтому клич «Православная Русь!» близок и дорог русскому человеку.
Тем временем, у нас же в стране растет численность представителей деструктивно-религиозных течений, которые не приемлют наш традиционный ислам. У них нет знаний об истории нашего традиционного суфийского ислама, зато есть книги иностранных шейхов, за которыми они следуют.
Чтобы избежать пагубного иностранного влияния, мы должны приучать молодежь к ценностям традиционного суфийского ислама казахов, чтобы они могли противостоять чуждым идеологиям извне. Ваххабиты не смогут отрицать историю своего народа и называть своих предков мушриками (язычниками), иначе они подпишут себе приговор и люди не будут их слушать.
Это не значит, что все должны быть суфиями, но надо уважать мировоззрение наших предков и рассказывать о нем потомкам. Ученым нужно развивать казахскую агиологию и помочь ДУМК в развитии казахской агиографии и мартирологии. В своей книге наш Елбасы написал: «Ислам в Казахстан пришел через ханафитскую юридико-богословскую школу и суфийскую идеологию.» (Н. А. Назарбаев, «Критическое десятилетие», Алматы, из-во «Атамура», 2003 г, стр. 104-105).
Осталось только собрать по крупицам информацию о наших великих просветителях, философах, ученых-аулия и их произведения. Благо, архивы уже открыты и надо только систематизировать работу с ними.
Марат Смагул, теолог Центра изучения религий (Нур-Султан)