Вячеслав Локшин: «Принцип «деньги идут за пациентом» дал хороший стимул для развития нашего здравоохранения…»
Министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова презентовала новую Государственную программу развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016-2019 годы, которую сейчас рассматривает Парламент. Мы попросили высказаться по этой теме Вячеслава Локшина, доктора медицинских наук, профессора, члена – корреспондента НАН РК, президента КАРМ, директора по науке Центра ЭКО - Институт Репродуктивной Медицины.
-Недавно Минздрав презентовал новую программу развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016-2019 годы. Она пришла на смену госпрограмме «СаламаттыҚазақстан», рассчитанной на 2011-2015 годы. На Ваш взгляд: удалось ли выполнить предыдущую программу, какие параметры ее Вы считаете наиболее важными?
-Несомненно, за прошедшие пять лет здравоохранение качественно изменилось.
Сделан большой рывок в развитии специализированных высокотехнологичных видов медицинской помощи. Вот наглядный пример: если до 2011 г. оперативные вмешательства на сердце выполнялись крайне редко, то сегодня в год делается более 60 000 операций на сердце, реально продлевающих жизнь пациентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы! Это настоящий прорыв в отрасли. Большие инвестиции пошли на развитии казахстанской онкологии, оснащении крупных областных клинических центров, развитие Национального медицинского холдинга… Только за год, с 2014-2015, согласно отчету Глобального индекса конкурентоспособности, Казахстан поднялся на 8 мест и занял 42-ое место в рейтинге среди 140 стран. Это очень хороший, по всем меркам, результат. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 71,62 лет (2010 год – 68,41 лет); снижение общей смертности населения почти на 15,3%; снижение материнской смертности в 1,9 раза; снижение младенческой смертности в 1,7 раза, и многие другие положительные изменения – это все результаты Госпрограммы «Саламатты Қазақстан». Ее положительные результаты невозможно отрицать.
- Получается - все так благополучно? Все намеченные цели достигнуты?
- Нет, конечно, у нас все еще немало проблем. Например, несмотря на позитивную динамику показателей здоровья населения, ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев почти на 10 лет меньше, чем в странах-членах ОЭСР. Сохраняется значительная разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин (2014 год – 8,82 года), смертность у мужчин в трудоспособном возрасте на 24% выше, чем у женщин.
В структуре общей смертности высокую долю по-прежему занимают болезни системы кровообращения (22,3%), наиболее частые – ишемическая болезнь сердца, сосудистое поражение мозга, от которых ежегодно умирают около 30 тысяч человек. Это огромная проблема, решить которую пока не удается. Рост первичной заболеваемости болезнями системы кровообращения составляет почти 15%!
Второй важнейшей причиной является смертность от злокачественных новообразований (12,1%), от которых ежегодно умирают около 17 тысяч человек, из них 16,9% составляет рак легких. Показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями увеличился на 9,7%.
Высока у нас еще смертность от несчастных случаев, травм и отравлений (11,3%), от которых ежегодно умирает около 16 тысяч человек. Ежегодно свыше 3000 человек погибают от преднамеренного самоповреждения, опережая смертность от дорожно-транспортных происшествий. Все эти факты не позволяют говорить, что в сфере охраны здоровья у нас все в порядке. Мы не должны успокаиваться, а напротив – должны активнее внедрять в практику новейшие приемы профилактики и лечения, организации лечебного процесса.
- Министр Тамара Дуйсенова сообщила, что в Казахстане будет создана система общественного здравоохранения на основе интеграции эпидемиологической службы и службы формирования здорового образа жизни и рационализации питания. Как Вы относитесь к этой инициативе? Правильный ли выбран тренд развития?
- По моему мнению, это очень важный шаг в правильном направлении. Будет создан новый орган, который станет оценивать выполнение поставленных задач теми или иными организациями. Был проанализирован опыт ряда стран - Великобритании, Германии, США, где такая система действует уже давно и доказала свою эффективность. То, что новая служба общественного здравоохранения будет создана на основе интеграции эпидемиологической службы и службы формирования здорового образа жизни и рационализации питания, позволяет усилить именно профилактическую составляющую в общей системе здравоохранения, включить само здоровье в значимую систему ценностей для каждого человека. Это позволит эффективно информировать население и вовлекать его в мероприятия по профилактике и снижению вредного воздействия различных факторов окружающей среды, нездорового питания и поведенческих рисков и делать многое другое, чтобы резко повысить его устойчивость к заболеваниям. Ведь среди причин бремени хронических заболеваний в 87,5% являются 4 фактора риска - высокое артериальное давление, уровень холестерина, табакокурение и употребление алкоголя. И все они, кроме, пожалуй, первого, определяются образом жизни, отношением людей к своему здоровью. Мы должны донести до наших людей истину, что здоровье – это важнейший «капитал» человека, который он может беречь и приумножать, и жить долго и счастливо, а может бесполезно растратить, и страдать от разных хворей…
Что хорошо и что плохо в казахстанской медицине
- Будет также создана Объединенная комиссия по качеству медицинских услуг. Как Вы относитесь к такой инициативе? Не приведет ли она к еще большей бюрократизации системы?
- Я не разделяю этих опасений. Наоборот - создание такого органа, с участием в его работе представителей медицинской общественности, это хорошая инициатива, которая будет направлена на развитие гражданского общества в целом и реальное влияние общества, профессионалов на принятие ключевых решений в области охраны здоровья граждан. Предусмотрено вхождение в состав Комиссии представителей профессиональных ассоциаций, а также передача им некоторых функций по регулированию рынка и квалификационным требований к HR. Но при условии: управление ассоциациями должно стать прозрачным, руководители должны избираться и на фиксированный срок.
Кроме того, намечено, что знания и навыки выпускников медицинских вузов теперь будет оценивать независимая группа специалистов, а не сам вуз, что должно привести к повышению квалификации работников сферы здравоохранения. Все это, на мой взгляд, положительно скажется на нашем здравоохранении.
- Какие направления новой программы Вы считаете наиболее важными, приоритетными?
- Важнейшим приоритетом я считаю развитие первичной медико-санитарной помощи, той части системы здравоохранения, которая отвечает за вопросы профилактики заболеваний, их раннюю диагностику и своевременное правильное начало лечения. Врачи общей практики находятся на самом важном участке работы, а внимание к ним и в целом к амбулаторному звену было недостаточным.
Очень важным также я считаю постепенное уменьшение нагрузки на врачей общей практики, путем увеличения штатов медперсонала и привлечения дополнительных человеческих ресурсов. Врачей у нас все еще элементарно не хватает! И одним из способов решения проблемы является поддержка развития частного сектора в здравоохранении, расширение участия негосударственных клиник в предоставлении ГОБМП (и ОСМС в будущем), развитие государственно-частного партнерства в медицине. И хорошо, что в новой Госпрограмма эти направления прописаны.
- Что Вы думаете о переходе к обязательному медицинскому страхованию? Какие в нем есть положительные и негативные моменты? Будет ли медицинская страховка доступной для всех граждан страны?
- Нет сегодня ни одной страны в мире где подавляющее большинство населения и врачей были полностью довольны своей системой здравоохранения, даже в странах, где расходы здравоохранения достигают 16 % от ВВП. В Казахстане сегодня эти расходы не дотягивают даже до 4 %. Поэтому одному государству невозможно решить все проблемы охраны здоровья граждан только за счет бюджетных средств. Это мировая практика. Участие работодателей и самих граждан позволят улучшить качество лечебного процесса, модернизировать систему здравоохранения в целом. И, что очень важно, должна практически полностью исчезнуть коррупционная составляющая, ведь теперь платежи будут легальными и при возникающем недовольстве пациента учреждение своих денег не получит и страховая компания может отказаться от услуг данного врача или медучреждения.
За граждан, которые не имеют доходов, будет платить государство, если они не могут оплачивать страховку (пенсионеры, инвалиды, дети и др.). Самозанятые же должны будут побеспокоиться о своей страховке самостоятельно.
- Что Вы можете сказать об инициативе министра Т. Дуйсеновой о постепенной передаче поликлиник в частные руки?
- Идея хорошая. Уже сегодня видно, что частные поликлиники выигрывают в конкуренции с государственными. Здесь только официальные платежи, как правило, хороший уровень специалистов (уровень зарплаты здесь выше, меньше бюрократических процедур). Государство или страховая компания может выступать только в качестве эксперта, оценивая качество оказываемых услуг.
- Как в рамках этой новой программы обеспечить качество и высокий уровень медицинских услуг?
- Должен быть высокий уровень конкуренции между клиниками, доступность информации о качестве работы, участие профессиональных Ассоциаций в аккредитации клиник и аттестации специалистов. Принцип «деньги идут за пациентом» дал хороший стимул для развития нашего здравоохранения. Пациенты будут голосовать своими визитами к врачам лучших медицинских учреждений. Оплата труда врача должна быть напрямую связана с качеством и объемом выполненной работы и ее результатами.