Рост цен на нефтепродукты остановит сильный тенге
Цены на топливо растут с завидным постоянством и, казалось бы, уже давно надо к этому привыкнуть. Однако, никто не может дать объективного ответа, какие факторы на самом деле влияют на стоимость топлива в Казахстане.
Если отложить эмоции в сторону и посмотреть на статистику, хорошо видно, что цены всегда имели выраженную тенденцию к росту, за исключением 2015 г.: в тот год зимой правительство приняло решение об их снижении, тогда цены на ГСМ еще регулировались государством.
Первое предположение, которое можно сделать, глядя на графики: потенциальное предложение не поспевает за потенциальным спросом.
Но если перевести цены из тенге в доллары США, то картина меняется: цены не растут постоянно, а колеблются с довольно значительной амплитудой. Это говорит о том, что на динамику цен на топливо оказывает влияние не только соотношение спроса и предложения, но и другие факторы.
На рисунке 1 показана динамика цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке страны с 2010 г.
1. Динамика цен на бензин и Дизельное топливо.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
2. Производство бензина и газойлей.
В любом случае, с динамикой цен необходимо сопоставить динамику производства (смотрите рисунок 3).
Рисунок 3.
Глядя на динамику производства надо помнить, что отечественная статистика отражает не только результаты работы трех крупнейших нефтеперерабатывающих заводов, но и на мини НПЗ. Поэтому в статистике учитываются, помимо готовой продукции, и полупродукты, вроде прямогонных бензина и солярки. На графике, однако, отражено не производство дизельного топлива, а газойлей – более широкого спектра продуктов, лежащих в тех же температурных границах перегонки.
По бензину четко виден тренд роста производства, который вызван модернизацией крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в 2015 году. Тогда на них были увеличены как мощности по переработке сырой нефти, так и глубина переработки, позволившая увеличить выход светлых фракций.
По газойлям тренд не так очевиден, потому что статистика не дает возможности выделить производство газойлей на мини НПЗ. Тем не менее, мы видим, что после спада в период с 2013 по 2016 гг., начиная с 2017 года, начался рост производства газойлей, которые уже в основном являлись товарным дизельным топливом. Это рост также связан с модернизацией крупнейших НПЗ.
3. Регрессионные уравнения
Для того, чтобы выявить факторы, влияющие на динамику цен на бензин и дизельное топливо, мы воспользуемся обычными уравнениями линейной регрессии, которые позволили получить значимые результаты.
Первая модель – факторы, влияющие на динамику цен на бензин. Результаты модели представлены таблице ниже.
Факторы, влияющие на цены на бензин |
|
Dependent variable: |
|
Цены на бензин в долларах США за тонну |
|
Производство бензина |
-0.0003*** |
p = 0.0002 |
|
Отношение мировой цены на нефть к цене на внутреннем рынке |
59.909*** |
p = 0.00001 |
|
Constant |
477.395*** |
p = 0.000 |
|
Observations |
36 |
R2 |
0.606 |
Adjusted R2 |
0.582 |
Residual Std. Error |
28.326 (df = 33) |
F Statistic |
25.351*** (df = 2; 33) |
Note: |
*p<0.1; **p<0.05; ***p<0.01 |
Модель объясняет 60,6% изменений цен, то есть позволяет сделать вполне обоснованные выводы в взаимном влиянии факторов.
Из данной модели следует, во-первых, что фактором, сдерживающим рост цен на бензин, является рост его производства. Об этом говорит отрицательный коэффициент при переменной. Во-вторых, цены на бензин разгоняет отношение мировых цен на нефть к цене на внутреннем рынке: чем больше мировая цена на нефть превосходит внутреннюю, тем выше цены на бензин.
Вывод, который можно сделать из полученных результатов: Чтобы сдерживать рост цен на бензин, необходимо наращивать его производство и подтягивать внутренние цены к мировым.
Следующая модель устанавливает факторы, влияющие на динамику цен на дизельное топливо.
Факторы, влияющие на цены на дизельное топливо |
|
Dependent variable: |
|
Цены на дизельное топливо в тенге за тонну |
|
Доля экспорта в общем объеме реализации |
-159,270.100** |
p = 0.011 |
|
Курс тенге к доллару США |
264.219*** |
p = 0.00001 |
|
Constant |
124,468.400*** |
p = 0.00000 |
|
Observations |
36 |
R2 |
0.592 |
Adjusted R2 |
0.567 |
Residual Std. Error |
8,843.778 (df = 33) |
F Statistic |
23.910*** (df = 2; 33) |
Note: |
*p<0.1; **p<0.05; ***p<0.01 |
Рост доли экспорта газойлей в общем объеме реализации является сдерживающим фактором: чем выше доля, тем ниже цены на дизельное топливо. На это указывает отрицательный коэффициент при переменной.
Способствует росту цен и ослабление тенге: чем слабее тенге, тем выше цены.
Вывод, который можно сделать из полученных результатов: Для сдерживания роста цен на дизельное топливо необходимо развивать экспорт газойлей, устранив, при этом, непрозрачные схемы, и сдерживать ослабление национальной валюты.
Общий итог
Выравнивание мировых и внутренних цен нефть будет стимулировать развитие мощностей по внутренней переработке сырой нефти и, следовательно, рост предложения нефтепродуктов как на внутреннем рынке, так и на экспорт.
Второй эффект выравнивания цен – устранение непрозрачных схем работы мини НПЗ. Существование таких схем следует из вышеприведенных моделей.
Укрепление тенге устраняет почву для непрозрачных схем трансграничной торговли нефтепродуктами, что также будет способствовать насыщению внутреннего рынка.