воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Двойные цены: одни для чиновников, а другие – для покупателей

В нашей стране новое ноу-хау – на базарах появились двойные цены: одни реальные, а другие – для отчетности. Так наше правительство решает задачу по сдерживанию инфляции.

На днях в соцсетях появился такой пост:

«Теперь мы поняли, как власти борются с ценами, – написала в соцсетях известный журналист Гульжан Ергалиева. – Пришли за мясом на алматинский Зеленый базар, приблизительно зная прошлую цену – 2.500 за кг говядины. Смотрим, везде висят ценники, надо же говядина подешевела, написано 2.200. Удивились и спрашиваем:

– Мясо подешевело, две двести?

Хозяин отвечает:

– Да нет... это акиматовские цены, не обращайте внимания. Мясо по 3.500 за кг.

– Как это?

– Да они уже замучили, ходят по несколько раз в день и говорят: "Пусть такая цена висит".

– Но они реальные цены знают?

– Конечно!

Спасибо правительству Мамина за такую заботу!»

– Президент Токаев почти в каждом своем выступлении говорит о сдерживании инфляции, дает поручения, чтобы не росли цены на продукты. Однако сдерживание цен административными ресурсами, как мы все знаем, непозволительно в условиях рыночной экономики. Это может завтра спровоцировать такой кризис, после которого экономику уже невозможно будет восстановить, – заявил один из лидеров ОСДП Талгат Омаров. – Посудите сами: если сельхозпроизводители не будут получать прибыль, а сельхозтехника будет продолжаться изнашиваться, то через пять лет они уже не смогут посеять и убрать урожай.

Как можно сдерживать цены? Не будет же бизнесмен продавать свой товар по заниженной цене в своей стране, если он может продать в соседней стране в два раза дороже. Мы же не Северная Корея, которая закрылась от всего мира.

Вот говорят, что нужно сдерживать цены на хлеб. Но если комбайн John Deere куплен за доллары, соответственно и запчасти для него тоже везут из-за рубежа, а где найти деньги на это, если государство, искусственно сдерживая цены, не дает возможности заработать?

То, что оно, ловко жонглируя цифрами, утверждает, что у нас уровень инфляции низкий, так это они обманывают не нас, а сами себя, потому что сытый голодного не разумеет. Простой пример: тонна угля в прошлом году стоила 15 тысяч, в этом – 22-25 тысяч, все остальные жизненно важные товары тоже значительно подорожалиами.

Конечно, каждый здравомыслящий человек сегодня понимает, что, если отпустить цены, люди не смогут купить себе продукты. Но правда в том, что кризис и инфляция неизбежны, поэтому будет лучше, если они наступят сегодня, чтобы успеть адаптироваться к ситуации. Конечно, это не значит, что население сегодня должно остаться без средств на покупку продуктов питания. Чтобы этого не случилось, государство должно выплачивать безусловный базовый доход, как это делается в некоторых развитых странах. Для этого у нас есть золотовалютный запас и Нацфонд. Однако власти должны при этом сделать оговорку, что данная выплата будет осуществляться в течение определенного времени. К примеру, три года. За это время правительство должно подготовить программу импортозамещения, но не путем денежной поддержки предпринимателей, а создания условий для развития бизнеса. Мы уже долгие годы видим, как существующие формы господдержки порождают только коррупцию и неэффективное использование средств.

О каких условиях идет речь? Возьмем такой вопрос, как предоставление земельного участка. Никто из предпринимателей не просит проложить там дорогу, протянуть свет, подвести коммуникации и т.д. Они все это сделают сами, только не надо затягивать время бюрократическими проволочками с предоставлением самой земли. В Китае, экономика которой растет как на дрожжах, сделали именно так. Бизнесмену достаточно прийти в госорган и оформить заявку, а вопросы, связанные с оформлением этого самого земельного участка, госслужащие делают за него сами. Также китайцы работали по разным франшизам: кто-то выпускал посуду известной марки, кто-то – компьютеры....

То же самое можем делать и мы. Потенциал у нас есть, но нам мешает наша отечественная бюрократия. Чтобы выпускать отечественный продукт, необходимо получить тысячу разрешении, а после того, как наладишь наконец производство, необходим сертификат продукции, потом сертификат отечественного производителя, сейчас вводят какую-то еще маркировку...

Разве это помощь со стороны государства? Нет, это целенаправленный подрыв экономики. Почему Токаев присутствовал на открытии завода по производству пластиковых тазов? Потому что для того, чтобы выпускать нормальные товары надо пройти семь кругов ада, после которых уже ничего не хочется делать. А ведь мы, вступив в ВТО, интегрированы в мировое сообщество. Следовательно, за счет деловых связей можем построить второй Китай в плане выпуска готовой продукции.

…У нас в стране всего лишь полтора млн предпринимателей. Если оттуда убрать бизнес формате «купи-продай», то производителей останется всего ничего – не больше ста тысяч.

Неужели государственный аппарат, насчитывающий несколько сотен тысяч человек, не может создать условия для этих людей, готовых выпускать продукцию made in Kazakhstan?

Обиднее всего то, что государство создает сегодня условия для аффилированных компаний в виде субсидий по кредитам, адресной помощи, дотаций, грантов, но толку от них... Пример – авиационный завод в Караганде, который с помпой открывали в 2011 году. Где он? Нет его. Теперь в здании неудавшегося завода "КазАвиаСпектр» новые хозяева производят, кажется, сухое кобылье молоко.

Планшеты и плазменные телевизоры должны были выпускать в Актау, но теперь на том заводе, который так и не выпустил заявленный товар, я слышал, выпускают какие-то изделия из пластика. И таких примеров можно привести много.

Вторым немаловажным фактором для развития бизнеса является потребительская способность граждан. Судя по бизнесу моей жены (розничная аптека), у нас люди не могут позволить себе купить даже лекарства, они их приобретают в кредит.

Какой выход из ситуации я вижу? Америка в свое время поддерживала своих бизнесменов так: они оплачивали соцвыплаты потенциальным потребителями продукции, производимой в стране.

Оппоненты скажут, что как только у людей появятся живые деньги, то цены на потребительские товары пойдут вверх, но это случится при любых условиях, у нас ведь нет своего производства, все импортное, привозное. Теперь судьба нашей экономики зависит от того, какую политику будет проводить правительство. Пусть думают, они ведь за это получают зарплату.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33