Насколько Казахстан является космической державой?
Как происходит процесс приема заявок на космические снимки, кто является их потенциальным заказчиком и в чем их польза? Об этом рассказала ведущий инженер Управления взаимодействия Департамента Космических систем ДЗЗ АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» Гульназ Нурпиисова.
– Чем занимается Управление взаимодействия Департамента Космических систем ДЗЗ?
– Наше Управление предоставляет клиентам, в том числе и зарубежным, космические снимки с отечественных спутников KazEOSat-1 и KazEOSat-2. С 2016 года мы участвуем в реализации Республиканской бюджетной программы по предоставлению космических снимков государственным органам и организациям, а с 2018-го предоставляем снимков в рамках реализации проектов космомониторинга для решения отраслевых задач госорганов через геосервисы. Помимо этого, мы реализуем коммерческие проекты, обмениваясь данными с зарубежными операторами. Переданы тестовые снимки KazEOSat-1 с РПС-коэффициентом для проведения анализа Российским космическим компаниям – Ракурс, Совзонд, ЗАО «МКТ», ГеоАльянс, белорусским коллегам в «Геоинформационные системы», в программный продукт Geostore ADS Intelligence (Франция). Участвуем в проработке вопроса по присоединению Общества к Международной Хартии «Космос и крупные катастрофы».
– Какого характера поступают заявки на космоснимки?
– Заявки поступают разного рода и вида как от физических лиц, так и от государственных органов, включая правоохранительные органы, акиматы, адвокатские запросы и т.д. Если вспомнить с самого начала, то это запросы по падежу сайгаков в Тургайской области, мониторинг саксаульных насаждений, анализ произрастания наркорастений, мониторинг передвижения китов, наличие постройки недвижимого имущества, поиск автотранспорта, ДТП, угон скота, нарушение водно-земельного законодательства, незаконные вырубки и т.д.
В сложных ситуациях клиентам необходимы подтверждающие данные – именно наши космические снимки позволяют определить поставленные цели (наличие либо отсутствие объекта). Да, бывают случаи, когда на момент происшествия снимки отсутствуют – наличие одного спутника высокого разрешения и наши необъятные просторы (дорогое наследие предков) не позволяют охватить полностью всю территорию страны одновременно. В таких случаях мы обращаемся за помощью к зарубежным операторам. Научная среда также проявляет интерес в применении данных с КС ДЗЗ РК – к нам обращаются НИИ, а также магистранты и докторанты высших учебных заведений для использования космоснимков в научных исследованиях.
Кроме того, к нам поступают заявки на реализацию коммерческих проектов от зарубежных заказчиков, таких как Россия, Турция, Япония, Америка, Индия, страны Центральной Азии.
– Можете назвать наиболее запомнившиеся из поступавших заявок?
– Самыми опасными всегда были воздействия стихий, природных катаклизмов. Особенно запомнился случай с угрозой подтопления в весенний период в Целиноградском районе в 2017 году. Тогда мы смогли посредством снимков с КА KazEOSat-1 оказать содействие МЧС РК по своевременному предупреждению и принятию мер по ликвидации ЧС в паводковый период в населенных пунктах.
Также, в связи с прорывом дамбы 1 мая 2020 года Сардобинского водохранилища Сырдарьинской области и обращением Министра обороны Республики Узбекистан по итогам съемки нашими КА, включая KazSTSat (аппарат дочерней организации ТОО "Галам") нами переданы данные по участкам районов подтопления.
– Известны ли Вам факты, когда космоснимки сыграли решающую роль в каком-либо деле, допустим в судебном?
– Да и не раз мы помогали разрешить вопросы самовольного захвата земель и раздела недвижимого имущества частного характера. Есть возможность достижения больших результатов, но здесь имеется небольшой вопрос, требующий решения. Это наличие ограничений в распространении данных с КА KazEOSat-1 на территорию РК. Т.е., все снимки с указанного аппарата в обязательном порядке проходят процедуру контрольного просмотра в Министерстве обороны. Зачастую, по итогам получения заключений, мы не всегда можем выдать клиенту, интересующий его снимок (не все организации имеют соответствующее подразделение ПЗГС). Ежегодно ставим данный вопрос в повестку совещаний, отрабатываем с Аэрокосмическим комитетом, ждем положительного решения.
– Как часто поступают заявки? Каких среди них больше – от госорганов или частных лиц?
– К нам еженедельно поступают разные заявки, ориентировочно до 15 – 20 в месяц. Львиная доля приходится на госорганы, т.к. наши спутники нацелены на решение отраслевых задач экономики – экология, предупреждение ЧС, сельское хозяйство, исследование природных ресурсов, лесное хозяйство, мониторинг госграницы и т.д. Конечно, частные лица к нам обращаются тоже, и мы всегда отрабатываем данные запросы. Большинство заявок приходится на съемочный, бесснежный период– с апреля по сентябрь, когда погодные условия позволяют выполнить космическую съемку и получить безоблачные и бесснежные снимки.
Отмечу один момент в реализации заявок от зарубежных заказчиков. В этом направлении имеются ограничения – космические снимки с разрешением лучше 2 метров, полученные с KazEOSat-1, не могут быть переданы третьей стороне, что связано с условиями соглашения между Правительством Франции и Правительством Республики Казахстан.
Поступают также запросы на снимки сверхвысокого разрешения 0.7-0.3м. Но поскольку мы не располагаем такими аппаратами, запрашиваем данные у зарубежных операторов ДЗЗ. При их наличии, мы уведомляем клиента, а также о том, что услуга платная. Все зависит от объема и требований запроса.
– Расскажите о самом процессе заявки до его исполнения. Сколько по времени это занимает?
– Хороший вопрос. Все зависит от задач поступившей заявки. Самым "быстрым" является запрос на наличие архивных снимков на период происшествия. В ходе отработки, обязательно уточняем требования заказчика, расположение территорий интереса и проверяем нашу базу данных. При их наличии, производится обработка снимков до нужного уровня, контрольный просмотр (если участок находится на территории РК) и по итогам просмотра его выдача.
Необходимо отметить, что в соответствии с законодательством РК, снимки с КА KazEOSat-1 проходят контрольный просмотр в Министерстве обороны. В результате, мы получаем заключение на предмет выдачи снимков в открытом виде либо по линии ПЗГС. Все зависит от объема и количества участков интереса. При минимальных требованиях, реализация архивных данных осуществляется в течении суток. Снимки среднего разрешения, при наличии, выдаются сразу. Немного длительным является запрос на новую космическую съемку. Процедура получения конечного снимка проходит несколько этапов – получение заявки и уточнение всех деталей заказа, передача в блок планирования, где наши коллеги формируют данную заявку, закладывают в рабочий план съемок. Дальше, ожидание самого процесса съемок, получение снимка, обработка. Здесь важную роль играют требования заказчика по решаемым задачам – углы съемок, период, повторяемость, количество ТИ (территорий интереса), их расположение и т.д. Нужно отметить, что последний показатель особенный – при расположении участка интереса в северных регионах, из-за наличия большой облачности, съемка может быть продолжительной. В целом, с учетом перечисленных показателей, время для новой съемки занимает от 3 до 5 рабочих дней. Но каждый запрос индивидуален.