Почему в нефтеносном Атырау самая дорогая энергия?
Западный Казахстан – регион контрастов. Нефтедобывающие области платят больше всех за тепло, газ и электричество. Почему? Потому что монополисты манипулируют с отчетностью.
В Атырауской области тарифы на тепло в этом году оказались самыми высокими по Казахстану. С 1 ноября выросла также стоимость электрической энергии, цена на газ снизилась с 1 сентября на 2, 9%, но сейчас рассматривается вопрос о повышении с 1 января в 2, 8 раза.
Любопытно, что заявки на увеличение тарифов субъекты естественных монополий подают в электронном виде, поэтому они доступны всем, а вот отчеты, как и на что потрачены деньги потребителя, можно сдавать чуть ли не написанными от руки. По крайней мере, их никто не видит. И это проблема не только Атырауской области, но и всей республики, так как закон един для всех.
– Наш регион сильно выделяется среди других областей, потому что здесь самый большой разрыв между тарифами, – говорит президент Атырауского ОО «Защита прав потребителей» Балжан Досмухамбетова. – Допустим, электроэнергию населению продают по 5 тенге 71 тиын без НДС за 1 кВт ч., а бюджетным организациям – по 38 тенге. При этом тарифы по всем группам потребителей в этом году у нас повышались дважды. Этому предшествовали следующие события: 1 апреля выросла цена транспортировку электроэнергии, затем министерство энергетики по всему Казахстану подняло на 65% расценки на ее производство.
Директор департамента по регулированию естественных монополии по Атырауской области Алибек Толеп на публичных слушаниях и отдельных совещаниях с предпринимателями области одной из причин повышения назвал также снижение объемов потребления. Но когда были заданы вопросы, за счет чего это произошло, он вынужден был признаться, что за основу брались только данные «Атырау-жарык» и ЖКХ области без учета информации от областного управления строительства, которое знает о том, какие новые объекты будут сдаваться в эксплуатацию (допустим, школу или новый дом). Он согласился, что картину нельзя назвать полной и обещал представить такой анализ …на своей страничке в соцсетях. Но фактически этого так и не было сделано, а значит, тарифы на электроэнергию в Атырауской области взяты с потолка.
Почему важно правильно определиться с объемами потребляемой энергии? Дело в том, что если 10 тенге затрат мы разделим на две единицы объёма, то тариф составит, условно говоря, 5 тенге, а если наоборот (10 делим на пять), то 2 тенге. То есть чем больше объём, тем дешевле тариф и наоборот – чем меньше объемов, тем он дороже. В нашем же случае, не проведя никаких анализов, утверждают, что произошло снижение объемов, поэтому электроэнергия и дорожает. Но так не должно быть. Когда я сама работала в департаменте по регулированию естественных монополий по Атырауской области (это были нулевые годы), то субъекты естественных монополии подавали ежеквартально заявки на повышение тарифов, но мы годами не позволяли делать это из-за отсутствия обоснований.
Аналогичная ситуация в Атырауской области сложилась и по газу: там тоже нет обоснованного повышения тарифов. АО «КазТрансГаз Аймак-Атырау» подало сейчас заявку в департамент естественных монополии на повышение тарифов в 2,8 раза. А ведь только недавно, 1 сентября 2021 года, они были снижены из-за того, что инвестиционная программа за 2020 год не была исполнена, а ведь речь идет о 10 млрд тенге. На недавних публичных слушаниях в департаменте естественных монополий его представители признались, что половина обслуживаемых ими сетей находится на балансе акимата. Но если есть дополнительные источники финансирования, зачем тогда повышать тарифы? На этот вопрос монополист, как водится, не дал ответа. Видимо, этому АО очень хочется повысить доходную часть, чтобы поднять себе зарплаты и увеличить затраты на прочие расходы – канцелярские товары, связь и т.д.
Мало того, что «КазТрансГаз Аймак-Атырау» просит поднять тарифы на транспортировку газа, так ещё комитет по регулированию естественных монополий рассматривает его заявку на увеличение снабженческой надбавки биллинговой компании ТОО «РЦКУ АТЫРАУ», которая снимает показания и выставляет счета потребителям, то есть попросту собирает деньги, хотя раньше этими вопросами занималось само АО «КазТрансГаз». Таким образом, мы, потребители, получается, содержим ещё одну компанию, где есть куча сотрудников – директор, бухгалтеры, контролёры, водители и т.д.
Для многих атырауцев такие необоснованные тарифы становятся тяжким бременем. У нас рапортуют, что среднемесячная зарплата по Атырауской области является самой высокой по Казахстану, но в нефтяном секторе работает всего около 10% населения области, остальные – бюджетники и малообеспеченные слои населения. Однако в погоне за благожелательной статистикой чиновники в расчет их не берут. Они советуют этим малообеспеченным обращаться в управление социальной защиты за адресной социальной помощью.
… Меня иногда спрашивают, чего я добиваюсь, поднимая вопросы по затратам, доходам и объемам потребления коммунальных услуг? Ответ прост: я за справедливую, экономически обоснованную цену на них, а также за то, чтобы деятельность и субъектов естественных монополии, и госорганов, согласно концепции слышащего государства, была открытой, прозрачной и публичной. Пока же монополисты отделываются от потребителей и общественных организации классической отговоркой: «Мы учтём ваши предложения». И – наступает тишина. Вновь обращаешься с вопросом – и опять тишина. Значит, не учли.
Да, повышение тарифов на коммунальные услуги неизбежно, но потребитель имеет право на получение информации о том, из чего складывается цена на них. А у нас что получается? Заявку на повышение тарифов субъект сдаёт на электронную базу «Монополист» Комитета по регулированию естественных монополии, куда может зайти любой потребитель, чтобы посмотреть затраты, объёмы и доходы, а вот дальше начинается что-то непонятное. Согласно Правил формирования тарифов, субъект естественных монополии имеет право выбора – сдать отчет на бумажном носителе или занести в эту базу в электронном виде. Он, естественно, выбирает первое – сдает в госорган от руки написанные документы. Вот и выходит, что заявку на повышение тарифов потребители видят, а куда и на что тратятся их деньги – нет. Поэтому я не устаю напоминать Комитету естественных монополии и другим госорганам о необходимости срочного внесения изменений в законодательство. Кстати, это проблема не только Атырауской области, но и всей республики, так как закон для всех един.