воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Что делает дезинформацию о Covid-19 могущественной

В сентябре на заседании Генеральной Ассамблеи ООН президент Бразилии Жаир Болсонару воспользовался предоставленным ему временем на трибуне, чтобы подробно изложить свои взгляды на Covid-19. Он восхвалял достоинства лекарств, отвергнутых учёными, и объявил, что ему лично помогло противомалярийное средство гидроксихлорохин.

То, что Болсонару поддерживает такие «чудодейственные средства», хорошо известно. Он регулярно выступает в бразильской прессе и в социальных сетях, продвигая не подтверждённое научными фактами и не одобренное врачами использование лекарств. И он не один так делает. Бывший президент США Дональд Трамп тоже рекламировал целый ряд непроверенных видов лечения, а президент Мадагаскара Андри Радзуэлина одобрил использование настоя из полыни для лечения Covid-19. К отчаянию научного сообщества эти и другие политики успешно убедили немалую часть общества в эффективности и безопасности такого лечения.

Дезинформация стала совершенно безудержной во время пандемии, но это не новый феномен. В очень важной работе об отношении к медицине в США политолог Джеймс Куклински и его коллеги показали, что значительная часть американского населения имеет неверные представления о получателях государственной помощи и о выгодах, которые они получают. Они также выяснили, что доминирование дезинформации мешает распространению достоверной информации. Дезинформированные люди не просто владеют неверной информацией; они активно инвестируют в свои заблуждения. И именно это делает дезинформацию столь могущественной; она сочетает заблуждения о мире с высокой степенью уверенности в их верности.

Люди доверяют ложной информации не потому, что они невежественные; здесь действует сразу множество факторов. Тем не менее, большинство исследователей согласны, что доверие к дезинформации мало связано с объёмом знаний у того или иного человека. Дезинформация – это образцовый пример мотивированного рассуждения. Люди склонны приходить к выводам, которых они хотят достигнуть, если у них получается выстраивать кажущиеся им разумными объяснения этих выводов. Как показано в одном исследовании, опубликованном в 2017 году, люди, обладающие большим количеством научных знаний и более образованные, демонстрируют больше склонности отстаивать своё радикальное мнение по спорным научным темам, руководствуюсь «ненаучными соображениями».

Одно из самых сильных подобных соображений – желание защитить идентичность. Политические лидеры продвигают дезинформацию с наибольшей эффективностью в тех случаях, когда они эксплуатируют страхи граждан, боящихся потерять некоторые аспекты своей культуры, которые, на их взгляд, являются определяющими, прежде всего язык, религию, воспринимаемые расовые и гендерные роли и иерархию. В поляризированной политической среде успехи дезинформации мало связаны с низким уровнем знаний или заинтересованности; они объясняются тем, что информация интерпретируется таким образом, чтобы она соответствовала партийной идентичности. Проходя через призму «мы или они», различная информация, получаемая людьми, перерабатывается так, чтобы она подходила к их мировоззрению. Именно поэтому люди способны делать совершенно разные выводы из одних и тех же фактов.

Когда политические лидеры рекламируют непроверенные средства лечения от Covid-19, они пользуются этой тенденцией поляризации. Впрочем, излишнее внимание к подобным лидерам может затмить главную причину, по которой люди покупаются на подобные заявления. Готовность верить в дезинформацию коренится в фундаментальных аспектах культурной идентичности, которой манипулируют политики.

Как показывает новое исследование Марианы Боржес Мартинс да Сильвы, научного сотрудника постдокторантуры Оксфордского университета, одна из причин, почему бразильцы доверяют лекарствам, рекламируемым Болсонару, заключается в глубоком культурологическом убеждении, что «серьёзный доктор» – это доктор, который выписывает лекарства. Болсонару не нужно было убеждать бразильцев в пользе ивермектина или хлорохина. Ему нужно было лишь подтвердить правило, что все потенциально серьёзные болезни всегда следует лечить лекарствами. Он предложил идеи, позволившие определённым группам населения сделать те выводы, которые они хотели сделать. И этого оказалось достаточно.

Понимание движущих факторов дезинформации критически важно для предотвращения её распространения. Для защиты людей от Covid-19 и для стимулирования вакцинации недостаточно осудить политиков, распространяющих ложную информацию. Мы также должны понимать базовые мотивы, которые заставляют людей верить в неё.

Ноам Тительман – ассоциированный научный сотрудник Центра изучения государственных систем в Университете Чили, аспирант Лондонской школы экономики (по теме «Методы социальных исследований»).

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33