Казахи могут стать «новыми кочевниками»
Вовсе не деньги, а идеи правят миром, двигают его вперед, меняют сознание людей. Идея означает созданный мыслью прообраз предмета, явления, действия, бытия (настоящего или будущего). Человек мыслящий определяет, обустраивает свое бытие, воплощая идеи. Разумеется, идеи одинаково основаны и на знании прошлого, и на воображение будущего, и на представлении о возможном, вероятностном. Между прошлым и будущим находятся не только время и события, но и идеи.
Новости по теме
Сегодняшнее поколение определит судьбу Казахстана на ближайшее столетие
24.12.2021 12:12История казахов: проиграть сражение не значит проиграть войну
10.12.2021 16:12Возвращение смыслов вместо ментального выгорания
03.12.2021 14:12В чем «профессиональная специализация» Казахстана?
19.11.2021 16:11Кочевники могут предложить миру гармонию, которая ему сегодня так нужна
12.11.2021 14:11Гармония пространства и времени кочевников
05.11.2021 14:11Как казахи относились к земле и богатству?
29.10.2021 12:10Почему казахи не устраивали революций?
22.10.2021 14:10Новый общественный договор? Спросите о нем у своих прадедов
15.10.2021 16:10Почему у номадов не было бюрократии?
08.10.2021 14:10Власть и общество: кто у кого «сидит на шее»?
01.10.2021 16:10Нас неоколонизировали под прикрытием неолиберализма
24.09.2021 12:09Демократия для казахов: заимствование или восстановление?
17.09.2021 17:09Существуют идеи, рожденные мыслью отдельного человека. Другие идеи формируются и воплощаются народом, совершенствуются несколькими поколениями. В этом случае идея выражает необходимость, исходящую от народа и вызванную условиями его выживания. Накопленные веками рожденные народом идеи определяют его бытие, социальные отношения, материальный уровень жизни, нравственные ценности и ментальность.
Нам внушили немало ложных представлений о себе. Это стало следствием и недостаточного знания мира кочевников, его поверхностного, стереотипного восприятия, и сознательного уничтожения наследия номадов, и стремления лишить потомков кочевников веры в собственный потенциал. Эти ограниченные и тенденциозные представления оказались настолько живучи, что продолжают оказывать влияние на ту заниженную самооценку, которую мы сегодня нередко наблюдаем. Информационная война, ведущаяся против казахов-кочевников, сопровождала и процесс колонизации, и советскую «модернизацию». Сегодня посредством захвата информационного пространства нам продолжают внушать мысль об отсталости, неразвитости кочевой цивилизации и необходимости идти за кем-то, находиться в зоне влияния другой культуры.
Проблема заключается в том, что мы пренебрегаем тем богатым материалом, который нам дает кочевая культура. Речь идет не только об отношении к природе, социальной гармонии, свободе человека, но и об интеллектуальном багаже, принципах рационализаторства.
Уже давно стало очевидным, что кочевники не представляли собой слепую военную силу, несущую лишь разрушение и варварство. Всюду, куда приходили номады, они приносили трансформацию обществ и государств, новую информацию, многие виды не виданных ранее услуг (таможня, почта, налоги, широкая сеть торговых путей, охрана границ и др.). Номады мыслили иначе, нежели оседлые, видели мир по-другому. Более того, взгляд номада на оседлый мир позволял увидеть его с нового ракурса и привнести в него свое, нечто из номадического мира, т.е. то, что оседлые в силу образа жизни не могли иметь или открыть.
Западные исследователи, например, Д. Делёз, Ф. Гваттари, Э. Тоффлер, Ж. Аттали в своих концепциях видения нового мира обращаются к феномену номадизма, посредством которого объясняют обнаруживаемую новую парадигму в сфере ценностей, поведенческих норм, образа жизни. Эти концепции демонстрирует, что существует «потребность в номадизме».
Каждый из исследователей в известной мере ограничен своим пониманием номадизма, его внешней формой, обнаруживая лишь видимую часть айсберга или используя парадигму номадизма как наиболее подходящую для описания происходящих в мире перемен. Пожалуй, в суть философии номада, его понимания бытия, уникальности политического и социального устройства кочевого общества глубже проникли Д. Делёз и Ф. Гваттари. Они акцентируют внимание на отношении номадов к институту государства и механизмам угнетения, а также на воплощенной номадами идеи горизонтальной сети (ризома), исключающей иерархические социальные структуры.
Э. Тоффлер под «новыми кочевниками» подразумевает повышенную мобильность населения, которое ездит на работу в город их пригорода, регулярно меняет местожительство, арендуя квартиры, активно путешествует. Для него мобильность – одна из важных черт супериндустриального общества, которое он противопоставляет застывшему, привязанному к одному месту населению доиндустриальных стран. Мобильность, воплощающая происходящие в современном мире перемены, как считает ученый, приводит к глубоким экономическим, социальным, культурным и психологическим последствиям.
Ж. Аттали считает, что оседлые общества – это лишь промежуточный этап между двумя этапами номадизма. Современные объекты потребления он называет «предметами номадизма», аргументируя это тем, что кочевники всегда пользовались многофункциональными мобильными артефактами. Они отдавали предпочтение предметам и вещам, позволяющим обустроить кочевой быт, жизнь, немалая часть которой проходила в пути. Универсальными объектам номадизма Ж. Аттали называет то, что может переноситься и служит в состоянии перемещения: телефон, записная и чековая книжки, компьютер, удостоверение личности, ручные часы, карта памяти, интегрированная в одежду, и др.
Другими словами, номадические предметы – это миниатюрные приспособления, позволяющие хранить, обрабатывать, передавать информацию на очень большой скорости. Важнейшими атрибутами современного номадизма исследователь называет мобильный телефон и интернет. Как нам видится, интернет – это новая сеть, подобная тому, какие создавали номады, связывая территории сетью торговых дорог, почтовой сетью. Первым номадическим предметом серийного производства Ж. Аттали считает книгу. Позже появляются миниатюрные портативные предметы оседлой жизни: часы, фотоаппарат, радиоприемник, магнитофон, видеокамера.
Безусловно, мы можем назвать более ранние предметы, которыми активно пользовались номады и которые функционировали в условиях пути, несли информацию и, кроме того, трансформировали услуги в предметы. Это, например, пайцза номадов – пластинка с надписью, выдававшаяся ханами в период XIII-XV веков. Она служила пропуском, дорожным билетом, заменяла деньги и содержала в себе услуги. Пайцза гарантировала получение ее владельцем всего необходимого в пути: еды, ночлега, коней, защиты, необходимой информации, сопровождения и т.д. Более того, получаемый посредством предъявления пайцзы пакет и объем услуг, т.е. ее котировка, зависели от ее вида. Пайцзы были золотые, серебряные, бронзовые, деревянные, и выдавались человеку в зависимости от его социального статуса или степени важности выполняемого им поручения, что также придавало ему более или менее высокий статус.
Другой пример, так называемая кимакская повозка с установленной на ней юртой – перевозной дом, прообраз современного автотрейлера.
Наступило время создания, востребованности новых «кочевых предметов» именно потому, что мир становится мобильным. Люди станут проводить все больше времени в пути, в перемещениях, т.е. будут реально или виртуально мобильны. Часть жизни, проводимая в пути, не может быть потеряна, и будет наполнена работой, досугом, учебой. Сам транспорт и места пересечение дорог (аэропорты, вокзалы), подобно караван-сараям на кочевых путях, должны стать комфортным местом для встреч, кратковременного проживания, работы, отдыха, деловых встреч и совершения сделок. Развитие многих стран, их конкурентность будут зависеть от удачного расположения аэропортов и предоставляемых ими услуг, от близости к ним локаций, представляющих культурный интерес. У нас аэропорты и вокзалы поражают и неудобством, и дороговизной. Увы, мы делаем все так, словно задались целью не вписываться в текущие тренды и складывающуюся конъюнктуру.
Когда ученые перечисляют признаки жизни а-ля современный номад, мы обнаруживаем ассоциации с миром, бытом кочевников. Так, например, сегодня изменились условия приготовления еды. Продукты длительного хранения требуют минимального времени для их приготовления и не требуют огня (микроволновая печь). Еда теперь часто «следует» за клиентом, а не он приходит в ресторан, кафе для приема пищи. Главный принцип: в пути, по дороге, на ходу, без отрыва от движения или работы. Вспомним рацион питания кочевника в пути. Это – продукты длительного хранения: курт, сур-ет (вяленое мясо), талқан (из пропаренных, слегка обжаренных зёрен злаков) и др. И конечно, «еда» шла вместе с кошем, была под рукой.
Сегодня мы видим работу устройств, находящихся «в пути»: зарядка от панелей, встроенных в лавочки, услуги, предоставляемые в пути (Wi-Fi). Рассматривается возможность использования энергии, выделяемой от трения шин о полотно шоссе.
Ж. Аттали размышляет о том, как изменятся и уже меняются на наших глазах медицина и образование. Он говорит о номадических технологиях. Суть в том, что номады, находясь в пути, не прибегали к помощи врачевателя, а имели знания о том, как лечить болезни тела (травы, водоемы с лечебной водой и др.). Им приходилось лечиться на ходу. Сегодня люди пользуются портативными предметами, которые позволяют определять состояние здоровья, не прибегая к непосредственной помощи врача (весы, термометр, тонометр, тесты на беременность и др.). Подобные инструменты или тесты на уровень холестерина, СОЭ в крови позволят без обращения в поликлиники и лаборатории следить за состоянием своего здоровья и осуществлять раннюю диагностику заболеваний (высылая данные своему врачу).
Учеба будет совмещена с игрой, жизненными процессами и осуществляться не за партой, не посредством зубрежки. Номады «в пути» учили детей, которые на практике узнавали природу, анатомию, биологию, ботанику, географию, математику, астрономию, литературу, историю и пр. Такая учеба не воспринималась как нечто скучное, насильно вменяемое и, конечно, не была сопряжена с необходимостью обходиться без активного движения в течение половины дня, причем это происходит многие годы в период роста и развития организма.
В подвижном мире, в условиях децентрализации отпадает необходимость в центре, сосредоточивающим работу, досуг, услуги, товары, комфортное жилье, инфраструктуру. Разница между столицей, мегаполисом и аулом должна стираться. У номадов не было единого доминирующего центра, а существовали многие точки притяжения. Это концепция вполне осуществима при условии обеспечения всех регионов равными условиями доступа к интернету, инфраструктуре и т.д. Складывающаяся тенденция свидетельствует о том, что большие города будут «разгружаться», а люди – отдавать предпочтение жизни в более безопасных, менее стрессовызывающих местах, с чистой экологией, гарантированно натуральной пищей, движением на чистом воздухе (верховая езда). Как видим, у нас реализуется обратный процесс, людей вынуждают покидать отдаленные от городов места и стекаться в тесные, загрязненные города.
Нам не следует подражать и эпигонски копировать, являя миру жалкую версию оригинала. Важно помнить о том, что традиционно номады редко и мало перенимали, т.к. не все, созданное оседлым миром, подходило для кочевого образа жизни. Мы не сможем конкурировать с теми, кто имеет большой опыт, например, в машиностроении. В период, когда зарождаются новые виды товаров и услуг, целесообразно попытаться занять место в новой области или цепочке. Или другой вариант: адаптировать, апгрейдить уже существующие товары, услуги, объекты, продукты. Но привнесение новации возможно при условии нового подхода, иной логики.
Номадическая составляющая, номадический подход и традиции еще не выработали свой ресурс. Они не прошли путь естественной трансформации в современные формы, а были искусственно прерваны, обесценены, уничтожены. Вульгарно понятое возвращение к корням как переселение в юрты и практика кочевания, оседлоцентристский взгляд на номадизм не позволяют увидеть тот потенциал, который он содержит в себе.
Следует многие привычные вещи и явления подвергнуть критическому и креативному взгляду на предмет возможности их номадизации (ср. пайцза). Идеи – это самая высокая и ценная добавленная стоимость.
Надо тщательно изучать устройство быта, существование в условиях пути, традиции кочевников. Вооружившись логикой, философией номада, мы сможем увидеть то, что можем предложить миру. Именно поэтому молодежи, детям нужно передавать мышление номада через игры, легенды, фильмы, «разукрашки» (акцент на детали), компьютерные игры и уникальные детские игрушки. У нас нет детской индустрии. Бюджетные средства власть предпочитает тратить на пиар акимов вместо создания актуального контента для детей.
Словом, важны не купленные «бусы», а идеи и те, кто способен их генерировать. А для рождения и реализации идей нужны условия – свобода духа и мысли, поддержка творчества и изобретений. Отсталая политика не даст развиваться передовой экономике, а отсталая экономика не позволит развивать креативные идеи.
(Продолжение следует)