четверг, 19 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Почему российские интернет-гиганты не хотят платить налоги в Казахстане?

Российские гиганты интернет-торговли просят свое правительство защитить их интересы в Казахстане и добиться того, чтобы республика не взимала налог на добавленную стоимость (НДС) с их продаж на своей территории. О каких же суммах идет речь, и почему это важно?

Планы взимать НДС с товаров, импортируемых через интернет-магазины, были публичными уже давно, а буквально на прошлой неделе Сенат парламента РК утвердил соответствующие поправки в Налоговый Кодекс – некоторые называют этот пакет «налогом на Google».

По данным российской Ассоциации компаний интернет-торговли, которые приводит «Коммерсантъ», дополнительная налоговая нагрузка на российские маркетплейсы от уплаты НДС в Казахстане составит 3,6 млрд рублей, то есть, $48,4 миллиона – не такая уж большая сумма по меркам российского ритейла или казахстанского бюджета.

Точные цифры объема продаж в Казахстане российские маркетплейсы, как правило, не раскрывают.

Глава Ozon Александр Шульгин, комментируя результаты компании во втором квартале, сказал, что доля Казахстана и Белоруссии в общих продажах компании составляет “low single digit”, то есть менее 5%.

Однако и Ozon, и его более крупный конкурент Wildberries находятся в стадии активного расширения своего присутствия в Казахстане, рассматривая местный рынок как слаборазвитый и потому обещающий взрывной рост.

Ozon, недавно запустивший сортировочные центры в Нур-Султане и Алматы, в частности, прогнозирует, что рынок электронной коммерции в Казахстане будет расти на 41% в год и к 2025 году его объем достигнет $12,2 млрд.

Свое нежелание платить НДС в Казахстане российские ритейлеры аргументируют тем, что аналогичный налог они уже платят в России. Проблема заключается в том, что при поставках в Казахстан (и Белоруссию) компании не могут использовать нулевую ставку НДС, поскольку технически таможенное пространство у нас общее.

Интересно, однако, что изъяны в законодательстве России и правилах ЕАЭС предлагается компенсировать за счет бюджета Казахстана, хотя чисто экономически компаниям было бы выгоднее добиться взимания НДС именно здесь, где ставка составляет 12% против российских 20%, и не платить его дома.

Похоже, российские компании полагают – и не без оснований – что убедить Кабмин надавить на младших партнеров по союзу проще, чем выпросить у него налоговые скидки дома.

Министерство экономики России, по данным «КоммерсантЪ», уже обратилось в Евразийскую экономическую комиссию с письмом, в котором заявило «о недопустимости создания барьеров». Звучит в высшей степени иронично на фоне планов и дальше снижать порог беспошлинного ввоза товаров, приобретенных в интернет-магазинах за пределами ЕАЭС.

Может быть, правительству Казахстана стоило бы проявить твердость в данных вопросах? Ведь в долгосрочной перспективе речь идет о $1,5 млрд налоговых сборов ежегодно со всего сектора электронной коммерции, и это при условии, что ставка НДС останется неизменной – а повысить ее уже рекомендует, например, Международный валютный фонд.

В противном случае сегмент электронной коммерции рискует стать продолжением традиционного потребительского рынка с доминированием российских товаров, таким образом усугубляя дефицит взаимного торгового баланса и зависимость тенге от рубля.

Основными преимуществами казахского «чемпиона» интернет торговли Kaspi сейчас, по сути, являются более быстрая, в сравнении с российскими конкурентами, доставка и кредитование покупок – «покупай сейчас, плати потом». Первое будет размываться по мере того, как Ozon и WIldberries развивают местную логистику, второе – вопрос партнерства ритейлеров с местными финансовыми институтами, тем более многие из ведущих банков сейчас имеют российские корни.

Впрочем, поскольку маркетплейсами, следуя за Kaspi и zeitgeist, обзаводятся и другие казахстанские банки, возможно, финансовое лобби как раз-таки могло бы занять протекционистскую позицию.

Интересно, что на недавнем Конгрессе финансистов глава Kaspi как бы ненароком «слил» информацию о возможной покупке давно ожидающейся приватизации Казпочты Халык банком – такой дуэт действительно мог бы составить конкуренцию и Kaspi, и российским маркетплейсам. Ни Халык, ни почта, впрочем, пока не подтвердили эту информацию.

Об экспорте казахстанские маркетплейсы, похоже, пока вообще не задумываются, хотя близость Узбекистана создает предпосылки для посредничества: получение платежей через Paypal, например, пока недоступно узбекским предпринимателям, что отпугивает американских потенциальных покупателей.

Не стоит забывать и о Китае, близость к которому Кыргызстан в свое время смог превратить в конкурентное преимущество. Вырастет ли когда-нибудь из Хоргоса «цифровой Дордой»?

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33