понедельник, 18 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Контроль над мобильными платежами: проверка готовности бизнеса выйти из тени?

Казахстанцы в эти дни пребывают в растерянности: то ли бежать в банки снимать наличку, то ли расслабиться до 2025 года.

Напомним, 25 ноября 2021 года Сенат Парламента принял Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс», в соответствии с которым с 1 января 2022 года банки обязуются передавать в налоговый орган информацию о мобильных переводах физических лиц, которые могут являться доходами от теневой предпринимательской деятельности. Проще говоря, фискальные органы разработали перечень определённых критериев, обязывающих банки передавать им информацию о подозрительных переводах.

– Целью введения этой нормы является попытка государства вывести малый бизнес из тени, – считает налоговый консультант, аудитор Рабиям Серикбаева. – Идея в принципе хорошая, и обсуждалась она уже давно: о введении контроля мобильных переводов Минфин сообщал еще в 2019 году. Но проблема заключается в том, что сроки введения такого контроля на законодательном уровне в разных источниках указываются разные. На сайте Kaspi банка, через мобильное приложение которого осуществляется наибольшее количество мобильных переводов в Казахстане, например, указано, что этот процесс начнётся с 1 января 2025 года. Однако, в Налоговый кодекс норма вводится с 1 января 2022 года.

Когда начинаешь детально разбираться, то законопроект, действительно, вводит норму о контроле с 1 января 2022 года, но в отдельном Законе «О введении в действие Налогового кодекса» предусмотрена отсрочка нормы до 1 января 2025 года. В период с 1 января 2022 года контроль мобильных переводов будет осуществляться по лицам, занимающим ответственную государственную должность и выполняющих государственные функции. С 1 января 2023 года этот список расширится до работников государственных учреждений и квазигосударственного сектора и их супругов. С 1 января 2024 года контролировать начнут также переводы руководителей всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ну а с 1 января 2025 года эта норма будет действовать на всех граждан Казахстана.  

Но населению не до этих нюансов. На фоне последних новостей поднялся ажиотаж, переходящий в панику со стороны представителей мелкого бизнеса, не готовых еще к такому контролю. Их клиенты уже столкнулись с проблемами при оплате товаров, работ и услуг путем мобильных переводов. Если беспокойство будет нарастать, то начнется массовое изъятие денег из банкоматов, в связи с чем возможен дефицит наличных средств, что приведет только к увеличению паники.

Так или иначе, но, независимо от того, когда поправки вступят в силу, для физических лиц, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и получают на свою карту только зарплату и частные переводы от членов семьи и друзей, ничего не изменится. Можно предположить, что их расчеты по карте будут признаны низкорисковыми и не будут переданы в налоговый орган, то есть за ними сохранится банковая тайна.

А для субъектов малого бизнеса – магазинчиков у дома, торговцев на рынках и в бутиках, салонов красоты и т.д. – с 1 января 2022 года вводится понятие «мобильных платежей». Они признаются денежными расчетами, при их получении предприниматели будут обязаны выбить фискальный чек. Налоговый орган настаивает сейчас на разделении банками в своих приложениях переводов между частными лицами и платежами бизнесу, что должно упростить работу последнего, сохранив удобный формат переводов.

Третье. Для физических лиц, не зарегистрировавших свой бизнес, и получающих доходы от теневой предпринимательской деятельности (например, таксистов, торговцев на стихийных рынках, надомных мастеров маникюра и т.д., а также для зарегистрированных предпринимателей, скрывающих получаемые доходы), возникает риск их выявления с 1 января 2025 года. И даже в этом случае речь не идет о введении какого-то отдельного налога на мобильные переводы. Все выявленные доходы будут облагаться налогом в общем порядке. 

Рабиям Серикбаева напомнила, что малый бизнес в Казахстане и так освобождён от налогов до 2023 года.

– Получается, что бизнес уклоняется не от уплаты налогов, а от уплаты комиссии банкам за эквайринг (комиссии за прием оплаты картой), которая составляет от 0,95% до 4% с каждого платежа, – сообщила налоговый консультант. – Если банки внедрят, как это рекомендует минфин, в своих приложениях «мобильный платеж» для бизнеса, который будет бесплатным для обеих сторон, думаю, это станет стимулом для использования бизнесом законных средств платежа. 

И последнее, что я хотела бы сказать. Ажиотаж, который мы в эти дни наблюдаем, я думаю, поднялся из-за сложностей в структуре нашего Налогового законодательства. В нем порой сложно разобраться даже специалистам, не говоря уже об обычных гражданах, которые в первую очередь увидели информацию о том, что их мобильные переводы будут контролироваться. А уж когда – это для них неважно, поэтому они и кинулись в банкоматы, хотя до 2025 года никому ничего не угрожает: переводы остаются, контроль над ними откладывается на три года. Но, допустим, на Алматинской барахолке и в маленьких магазинах никто об этом и слышать не хочет – там все продавцы требуют наличность.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33