четверг, 19 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Ислам в Великой степи: испытание временем

Сегодня духовность казахов переживает сложные времена и требует возрождения. Чтобы не потерять собственную идентичность, сейчас, как никогда, мы должны вернуться к cвоим корням.

Изначально наши далекие предки были тенгрианцами. Основой мироощущения кочевников-тенгрианцев являлось почитание рода, аруахов – духов предков, законы гостеприимства. И, конечно, поклонение богу Тенгри. Таким образом, концепция Единобожия была им известна уже издревле, в силу чего кочевники Великой степи довольно органично восприняли ислам.

Считается, что кочевые племена степи приняли ислам в 9 веке, но сохранились данные, судя по которым, это могло произойти гораздо раньше.

Известно, что Убайдулла ибн Зияд, вали Хорасана в 674 году вошел в Бухару. В 705 году новый вали Хорасана Кутайба ибн Муслим полностью захватил Бухару и Самарканд. Какое это имеет отношение к нам? Дело в том, что вокруг Бухары и Самарканда всегда жили кочевники-казахи. В итоге в 7-м веке «южные» казахи приняли ислам, и эта весть не могла не достичь остальные роды казахов.

Важно помнить, что арабы не пошли завоёвывать степь – Пророк строго запретил воевать с тюрками-кочевниками. Распространению новой веры способствовал не меч, а торговля, Шелковый путь. Нашим предкам не была чужда духовность, они знали цену благонравию, поэтому приняли ислам, очарованные справедливостью и богобоязненностью купцов-суфиев.

В степи были и миссионеры-суфии. Самым известным, пожалуй, стал Коркыт-ата, живший в 9-м веке во времена Аббасидского халифата. Древние рукописи, сохранившиеся в Германии и Италии, содержат информацию о Коркыте-ата, его родословной, о том, как он оказался в нашей степи. Одним из последователей Коркыта-ата стал шейх Ахмет Яссауи. Во многом, благодаря его влиянию Ахмет Яссауи стал основоположником «тюркского суфизма», который позже назовут тарикатом (духовный путь) Яссауия.

В подтверждение гипотезы о том, что ислам в степи был принят ранее 9 века свидетельствуют и знаменитые «Записки» секретаря багдадского посольства Ибн-Фадлана. Он описывает, как в 751 г произошла битва между войсками Аббасидского халифата и армией танского Китая за контроль над Средней Азией. Тюрки были на стороне халифата. Это прямо свидетельствует о том, что кочевники поддерживали братьев по вере.

Первым же тюркским правителем, объявившим Ислам официальной религией своего государства, стал Абдуль-Карим Сатук Богра-хан (901–955), основатель Караханидской державы в Центральной Азии.

Мало кто знает, что великая империя Дешти-кипчак была мусульманской, но об этом почему-то не принято говорить. А «Дивани хикмет» («Книга мудрости») ходжы Ахмета Яссави – известный цикл стихов философско-религиозного содержания, написанный на кипчакском диалекте, где излагаются основные правила ислама, относится к общему наследию тюркоязычных народов.

Так сложилось, что географически Великая степь располагалась между империями. Это серьезно осложняло жизнь кочевников, вынуждая все время находиться в состоянии войны. Многострадальный, «тысячу раз умиравший и тысячу раз воскрешавший» казахский народ, прошел много тяжелых испытаний. Вера его тоже не единожды подвергалась проверке на крепость. Может быть, именно поэтому Пророк, предвидевший это, запретил арабам воевать с тюрками.

Первым серьезным испытанием стало монгольское нашествие (XIII в). Оно повлияло на этнический состав населения, развитие культуры и экономики народа. Войска Чингисхана стерли с лица земли свыше 200 городов. Они остановили развитие культуры, разгромили мечети, библиотеки и дворцы, множество материальных и культурных ценностей было уничтожено. Между этническими группами произошло кровосмешение. Племена тюрков-кочевников утратили аутентичность. После распада Золотой Орды возникли отдельные государства: Ак-Орда, Ногайская Орда и Узбекское ханство.

Но справедливость и чистота ислама покорили сердца потомков Чингисхана. Они приняли ислам. Вчершние завоеватели сами стали служить исламу, которого придерживались кочевники Великой степи. Ассимилировавшись, сперва они, а потом джунгары (калмаки, ойраты, урянхайцы) привнесли в ислам казахов традиции баксы (шаманов) и другие обычаи, но уже в мусульманской интерпретации.

В источниках упоминается, как после своего восшествия на престол в 1257 году хан Берке посетил Бухару, чтобы оказать почет выдающимся аулия и улама (ученым-богословам) этого города. Однако, нужно уточнить, что многие историки из-за незнания тасауфа путают принятие ханами и султанами тариката (духовного пути) с принятием ислама. Так рождается некорректная интерпретация.

Царствование же Узбек-хана (1313–1341) в Золотой Орде было золотым периодом: при нем ислам был объявлен официальной религией государства. Напомним, что в состав государства потомков Джучи входила вся Великая Степь от Дуная на западе до Иртыша – на востоке. Начиная с Узбек-хана, все золотоордынские ханы были мусульманами и имели кроме личного тюркского имени еще мусульманское имя.

Однако в XV веке на территорию современного Казахстана начали проникать ойраты – западномонгольский народ, недавно основавший собственное государство. Так началось новое испытание веры мусульман Великой степи.

Проиграв битву с ойратами в 1457 году, Абулхайр-хан был вынужден отступить и укрыться за стенами Сыгнака. Ойраты ограбили и разрушили город Ташкент, Туркестан, Шахрух. Сожжены библиотеки и научные центры. Абулхайру пришлось бросить разграбленные города Туркестана и отступить в Дешти-Кыпчак.

В 1460 году недовольные жесткой политикой Абулхайр-хана чингизиды, Жанибек и Керей, со своими подданными откочевали на восток в Семиречье, в Могулистан, где создали своё государство – Казахское ханство. Мусульмане Казахского ханства, как и другие казахи, придерживались матуридийской школы вероубеждения, суфизма суннитского толка и ханафитского мазхаба. Произведения наших известных философов и ученых наполнены суфийским мировоззрением и терминологией, хотя об этом мало кто знает. Все наши великие мыслители были суфиями.

Из истории мы знаем, что к концу XVII века внешнеполитическое положение Казахского ханства было тяжёлым. С запада на казахов постоянно совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера — сибирские казаки, за Яиком – башкиры, с юга бухарцы и хивинцы, но главная военная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства.

В 1723 – 1727 годах джунгары захватили Южный Казахстан и Семиречье, казахи потеряли города Ташкент и Сайрам. Эти годы вошли в историю Казахстана как «Годы великого бедствия» (Ақтабан Шұбырынды), которые по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием начала XIII века.

В 1755 – 1759 годы джунгарский предводитель Амурсана призвал на помощь войска манчжурской династии Цин. В эти же годы, давая отпор джунгарам, по прямому указанию хана Среднего жуза Аблая, казахские батыры со своими войсками защищали предгорье Алтая, о чем в марте 1758 г. сообщил сибирскому губернатору командующий сибирскими оборонительными линиями Фрауендорф:

«8 января 1759 г. старшина Кошкарбай-батырь лично прибыл в Семипалатинск и в подробностях рассказал русским властям о своем походе. Из его рассказа стало известно, что ему удалось пленить не менее 300 алтайцев. По утверждениям самих казахов, во время «зимней кампании» 1759 г. им удалось захватить в плен до полутора тысяч алтайцев».

Во время столкновений много плененных алтайцев, бурятов, калмыков, хакасов, шорцев, теленгитов, кыргызов, телеутов приняли ислам, а их языческие традиции были адаптированы под него.

Уже к концу 18-века территория Джунгарского государства оказалось окружено двумя манчжурскими армиями, практически истребившими ее население. Уцелевший улус – около десяти тысяч кибиток (семей) джунгаров, дербетов, хойтов под руководством нойона Церена с тяжелыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое княжество. Остатки других улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару и были приняты на военную службу местными правителями. Впоследствии их потомки приняли ислам. Так закончилось «великое противостояние» двух кочевых народов: казахов и джунгар. Завершилось и духовное испытание казахов. Они остались верны своей вере – исламу.

Но впереди наших предков ждали другие испытания, более изощренные и тяжелые…

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33