четверг, 19 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Ислам в Казахстане: испытание независимостью

После распада СССР в Казахстан хлынули миссионеры-проповедники самых разных мастей. Экономическая разруха оказалась благодатной почвой для навязывания любых идей. Духовность казахов вновь подверглась испытанию.

Принятый в 1992 году «Закона о религии» не защитил, а скорее, разрешил внешнее идеологическое воздействие. Это было ожидаемо после уничтожения собственной научной базы религиоведения, а значит, и отсутствия иммунитета к массированной миссионерской атаке. Впервые в своей истории казахи стали адептами других религий, которым открыто демонстрировали свою принадлежность. Все это привело к распаду традиционных казахских ценностей, слому социальных ролей. Как результат, сегодня среди мусульманских стран СНГ казахи занимают первое месте по суициду и разводам...

По объективным причинам, наиболее активное распространение получили зарубежные проповедников от ислама, не имевшие даже отдаленного представления об исконной религии казахов. Их целью главным образом была молодежь, которая к тому времени была духовно деморализована, впрочем, как и старшее поколение, которое к тому времени уже позабыло ценности своих отцов и дедов. Поэтому эмоциональные проповеди зарубежных шейхов попадали на благодатную почву, оказывая воздействие на неокрепшие умы. Молодежь получала ответы на вопросы, на которые не могла ответить официальная пропаганда. В итоге, тысячи молодых людей последовали за своими религиозными авторитетами за рубеж в поисках сомнительной истины.

Так, начиная с 90-х годов, в Казахстане развивалось два мощных направления: арабское (ваххабиты, ихваны, хизбутчики) и турецкое (нуджииты, сулейменшилер, гюленисты, топбашилар). Также было создано пакистанское движение «Таблиги жамаат», которое было позже запрещено в Казахстане, как и «Ихвануль муслимин», «Джамаат такфира и джихада», «Хизбу тахрир» и др.

Так или иначе, за 30 лет пребывания в Казахстане у ваххабитов и турецких движений появились покровители и сочувствующие люди в госструктурах, которые поддерживают их до сих пор. И, как теперь стало известно, далеко не бескорыстно.

Надо признать, ваххабиты проделали колоссальную работу по дискредитации тасауфа. Они занялись «чисткой вероубеждения казахов» и критикой ханафитского мазхаба. Основная работа проводилась на канале «Асыл Арна». Там показывали казахов, которые, неумело молясь, совершали зиарат в Туркестане, а в это время голос за кадром называл их «мушриками», обвиняя в том, что они придают сотоварищей Аллаху и т.д. В этой ситуации более всего удивляла позиция ДУМК. Муфтият безмолвствовал.

Ваххабиты внушают казахам, что традиционный суфийский Ислам наших предков «неправильный» и «заблудший», отрицая традиции и обычаи нашего народа. К счастью, их попытки исправить общепринятые и веками устоявшиеся мазхабы как в вероубеждении, так и в вопросах поклонения методом произвольного толкования Священных текстов, не увенчались успехом.

Однако, вместе с ваххабитами у нас появились лжесуфии, лжетенгрианцы, «акку», шаманы, «ақ-жол», «ата-жолы» и другие. Все они, вольно или невольно, участвуют в дискредитации традиционного Ислама казахов, обвиняя в том числе и ДУМК в «бюрократии от Ислама» и называя их «арабкулдар» (рабы арабов).

Были у нас и «зикршилер», призывающие к специфическому (афганскому) суфизму во главе с харизматичным Исматуллой из Афганистана. Они проводили громкие (джахри) зикры, цитировали Абая, Шакарима, Машхура и других мыслителей, призывая соблюдать тасауф. Но людям, толком не знающим основных положений шариата, навязывать тарикат (суфизм) нельзя. К сожалению, ваххабиты выиграли в противостоянии с «зикршилер». Последних осудили на длительные сроки. А у ваххабитов появился еще один «козырь»: они начали пугать народ «псевдосуфиями, вмешивающимися в политику и привлекающих чиновников в свои ряды».

Ваххабитами была организована массированная истерия в интернете: «Суфисты – это мушрики, они поклоняются могилам и мертвым!», «Суфизм пришел из христианства!» и т.д. Турецкие джамааты в этот момент отмалчивались, поскольку их планы были гораздо масштабней.

К сожалению, всю ложную информацию про тасауф до сих можно найти в интернете. Пропаганда сделала свое дело, дискредитировав отношение казахов к тасауфу предков. В силу своего незнания, казахи все еще не могут «отделить зерна от плевел», играя на руку тем, кто не заинтересован в изучении казахами основ своего традиционного ислама.

Но так дела обстоят не везде. К примеру, в международном университете Аль-Азхар есть предмет «Тасауф уаль-ахлак» («Суфизм и нравственность»). Он преподается в университете со дня его открытия, то есть более тысячи лет, продолжая существовать несмотря на противостояние ваххабитов, которые появились в 18 веке.

Что же мы можем противопоставить ваххабизму? Только научный тасауф наших предков, развивая его, изучая произведения Яссауи и других духовных наставников, феномен ишанизма на юге Казахстана, хазретства и хальпе – в центральном и северном Казахстане, наследие Ата-Баба, Биби-Ана – на юго-западе страны, интеллектуально-духовную школу «Әулиелер Ордасы» в Акмолинской области, суфийскую школу восточного Казахстана.

Увы, но даже имея столь внушительную основу, духовность казахов до сих пор не может возродиться. А книги, которые недавно издали под названиями: «Ихсан», «Кемель адам», «Толык адам» – не более, чем очередные проповеди.

Чтобы восполнить этот пробел, нужны агиологические и мартирологические исследования казахских святых-аулие.

О том, что официальная власть имеет весьма смутное представление о коренной религии казахов, говорит тот факт, что в Законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» написано: «Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа...».

Неважно кто «протащил» эту преамбулу, но формулировка «ислам ханафитского направления» не имеет отношения к культуре и духовной жизни казахского народа. Ханафитский мазхаб – это школа, основанная имамом Абу Ханифой в Ираке и разбирающая юридико-богословские законоположения, права и обязанности: поклонение, гражданское право, уголовное право, законоположения наследства, международное право и др.

Что же касается культуры и духовной жизни казахов, то в определении должен быть указан тасауф (суфизм), благодаря которому наши предки приняли ислам и историческую роль которого сложно переоценить.

Историческая справедливость требует формулировки: «Государство признает историческую роль ислама суфийского направления казахов в развитии культуры и духовной жизни народа».

Думаю, настало время для возрождения и популяризации наших корней. Конечно, не все должны становиться суфиями. Тасауф – это прерогатива избранных. Но «Вечность» («Мәнгілі Ел») нашего народа заключается в его памяти о своих великих предках, а значит, возрождении нашего духовно-генетического кода.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33