Сегодняшнее поколение определит судьбу Казахстана на ближайшее столетие
Китайское проклятье о жизни в период перемен верно лишь отчасти. На самом деле времена перемен создают невероятные возможности для обновления, трансформации политической и социальной систем. Эпоха перемен вмещает столько значимых событий, сколько порой происходит в течение нескольких «обычных» столетий. В такой период страна может совершить динамичный качественный скачок или, наоборот, быть отброшена назад. Поколения, оказавшиеся готовыми адекватно среагировать на вызов истории, оседлать волну, продвигают свои страны вперед. Удачное соединение времени и пространства (обстоятельств) позволяет создать скорость/энергию для рывка и придать импульс развития истории страны.
Новости по теме
История казахов: проиграть сражение не значит проиграть войну
10.12.2021 16:12Возвращение смыслов вместо ментального выгорания
03.12.2021 14:12Казахи могут стать «новыми кочевниками»
26.11.2021 16:11В чем «профессиональная специализация» Казахстана?
19.11.2021 16:11Кочевники могут предложить миру гармонию, которая ему сегодня так нужна
12.11.2021 14:11Гармония пространства и времени кочевников
05.11.2021 14:11Как казахи относились к земле и богатству?
29.10.2021 12:10Почему казахи не устраивали революций?
22.10.2021 14:10Новый общественный договор? Спросите о нем у своих прадедов
15.10.2021 16:10Почему у номадов не было бюрократии?
08.10.2021 14:10Как показывает прошлое нашего народа, последние столетия мы не всегда были готовы ответить на вызовы истории, а личности, способные на них ответить, увы, не получили нужную поддержку. Нам надо догнать историю.
Свобода сыграла с номадами злую шутку. Справедливое социальное устройство, материальное благополучие народа, соблюдение прав и свобод человека, соблюдение всеми общественного договора не требовали перемен. Однако, мир менялся, и казахи упустили время, требовавшее поменять пусть не содержание, но форму, позволяющую эффективно сосуществовать с окружающим их меняющимся оседлым миром. Важный период переустройства мировой системы на заре Нового времени (создание централизованных государств, колониальные экспансии, развитие техники) совпал с эпохой казахско-джунгарских войн. Мощный пассионарный взрыв, когда под нажимом народа и батыров элиты были вынуждены объединить усилия всех родов, позволил выжить народу и сохранить свои территории. В период колонизации элиты не смогли найти адекватный ответ на очередной исторический вызов. Восстания носили локальный характер, а движение Сопротивления Кенесары-хана нашло поддержку лишь части элит и стоящих за ними родов.
Народ пытался ответить на вызовы первой трети ХХ века, но потерпел неудачу. Проблема состояла в том, что казахи перестали ощущать себя субъектом истории, что и составляло цель царской администрации: постепенно, шаг за шагом, отнимать у народа и элит самостоятельность в решении своей судьбы.
В течение тысячелетий кочевники творили не только собственную историю, но и влияли на окружающие сообщества. Номад жил в истории и историей рода, батыров, сражений, впитывая дух, идеологию, поведенческие образцы посредством жыров и шежiре. Причастность к истории реализовывалась через причастность к истории семьи, рода, народа – сети, внутри которой кочевник осознавал себя. Это обеспечивало причастность человека к большому сообществу, давало энергию, порождало смыслы. И номад всегда был готов продолжать славные деяния своих предков.
Когда народ лишили его истории, он потерял себя в череде веков, потерял связь со своим прошлым и лишился способности быть субъектом происходящих событий, а не их объектом.
Увы, нынешняя власть продолжает выкидывать свой народ из истории, лишает его права определять судьбу страны, отодвигает его от принятия решений, выбора достойных людей на разные уровни власти, отнимает право на собственное мнение. Власть не понимания того, что в борьбе за собственное сохранение она только ослабляет страну. Народ перестает быть актором, а значит, не сможет ответить на вызовы времени.
Мы вполне осознаем то, что ослабило наш народ и едва ли не погубило его, но мы знаем и то, что способно нас возродить. Демографические, цивилизационные, политические, интеллектуальные, ментальные, моральные и другие потери народа в ХХ веке должны мобилизовать народ в его стремлении наверстать потерянное время и упущенные возможности для развития.
Увы, мы упустили шанс на перемены в 1990-2000-ых гг., не воспользовавшись открывшимися возможностями: всемерной поддержкой со стороны развитых государств, выросшими ценами на сырье, но главное - ментальным ренессансом, готовностью к возрождению.
Скорее наоборот, мы накопили новые проблемы, перед нами стоят новые риски. Более того, в условиях стремительно меняющейся мировой системы, перед нами встали новые вызовы. Готов ли народ принять их? – важный вопрос, от ответа на который зависит настоящее и будущее страны. Нынешние поколения фактически решают судьбу следующих четырех-пяти поколений. Так было, когда выбор поколений, живших в начале XVIII века, определил судьбу народа и его территории. Так было, когда ответ на вызов поколения, живущего в первой четверти ХХ века, предопределил гибель половины численности народа и трагическую судьбу следующих 3-4 поколений казахов.
Отсутствие адекватного ответа народа на вызов 1990-х гг. обусловил нынешнее положение страны и народа. Да, наш народ делал усилия, выживая в сложных условиях, однако результатов не увидел, и страна не стала подлинно независимой. Вероятно, приложенных усилий для собственного выживания недостаточно, если энергия страны не направлена на общие цели и смыслы, на преодоление проблем и рисков.
Обещания, которыми власть кормит народ уже 30 лет, необходимы не через 30-50 лет, а здесь и сейчас, они должны проявляться в жизни каждого человека, давать мотивацию и силу, веру в себя и надежду на позитивные перемены. Именно значимые для народа ценности и смыслообразующие идеи должны определять и экономику, и политику.
Когда мы видим результаты проводимой властью политики, мы предполагаем, что им просто не удалось реализовать задуманное, обещанное годами. Но это не так. То, что мы наблюдаем в стране сейчас, – это и есть искомый ими результат, реализация их замысла. И этот замысел наполнен смыслом лишь для них, увы, смыслом эгоистическим, корыстным, далеким от смыслообразующих ценностей народа. Решая свои меркантильные задачи, власть предержащие упустили вызовы истории, не сумели подняться до уровня мышления государственников, оказались неспособными мыслить в категориях истории, страны, нации. Обычные люди могут обойтись без столь масштабного мышления, но человек, который претендует на власть, на определение судьбы народа, обязан обладать способностью видеть события сквозь призму истории. Политика – это не борьба за кресло или место в парламенте, не бизнес или доступ к деньгам. Политика – это деяние в истории народа, которое обретает особенно весомый смысл в переживаемый страной постколониальный, посттоталитарный период.
Чиновники не только завели страну в плачевное положение, но и теперь, когда мы стоим перед новыми глобальными вызовами, они по-прежнему заняты своей безопасностью. А тем временем мы теряем драгоценное время для проведения необходимых реформ, переформатирования внутренней и внешней политики. Что способно вызволить нас из патовой ситуации? Только новые смыслы.
Когда нет смыслов, способных наполнить содержанием и энергией усилия народа, тогда нет движения вперед. У нас есть осознанное нами прошлое, но нет настоящего, все замерло, ничего направленного на прогресс не происходит. Семантически настоящее пусто, оно перенасыщено симулякрами, оно проходит под знаком регресса. И, чем меньше наполнено смыслом настоящее, тем меньше задел в будущее. Качество будущего во многом обусловлено качеством настоящего.
Не совершая должного, мы откидываем назад следующие поколения, обрекаем их на потерю времени и сил, требуемых на исправление наших ошибок и недоработок. Мы откладываем на будущее нашу работу, заставляя молодежь заново проходить наш этап исторического пути. Это значит, что они не выполнят выпавшую на их поколение миссию, оставив в наследство своим детям уже собственный долг, не пройденный исторический путь. Именно так нации становятся историческими аутсайдерами. И это отставание на одно-два поколения сохранится надолго. Мы отстали в ХХ веке, и рискуем отставать в ХХI веке.
Эпохи перемен предоставляют редкие шансы преодолеть отставание. Р. Лахман отмечает: «Какой будет реакция других наций на шанс, открывшийся ввиду отсутствия гегемона и возникшей вместо этого конкуренции среди более слабых и менее агрессивных стран ядра?... Более бедные страны… смогут натравливать конкурирующие великие державы и их блоки друг на друга, обеспечивая себе лучшие условия торговли, если только их правительства достаточно самостоятельные и имеют потенциал для принятия развивающих планов, которым такой геополитический шанс может пойти на пользу» (Лахман Р. Государства и власть. – М., 2020. – С. 319-320).
Один из шансов на перемены, на рывок предоставляется прямо сейчас. В народе аккумулирована энергия, которая может быть направлена в позитивное русло. В период перемен можно наверстать упущенное быстро, рывком, потому что само время и весь мир делает рывок, и важно оказаться вместе с ним на одной поднимающейся волне. Коммунисты и комсомольцы захватили прежний исторический поворот и привели страну к жалкому состоянию. Сейчас нельзя упустить новый исторический шанс, подобный представится еще не скоро.
В основе любого развития, а тем более, значимых достижений лежат идеи, цели и ценности, которые способны вызвать отклик в душе каждого. Будь то интеллектуальный рывок или динамичное экономическое развитие, развитие культуры или победы в спорте, – все требует, прежде всего, избавления от косных взглядов, одиозных псевдоценностей, колониального мышления, рудиментов советской идеологии и плодов российской пропаганды. Наша проблема состоит в том, что эти недостатки свойственны именно той категории людей, которая определяет проводимую в стране политику. Их инициативы не только не актуальны, но и порой откровенно вредны, или подменяются симулякрами, превращаясь в нечто, лишенное смысла и логики.
Нынешняя власть избегает разговора о ценностях и смыслах, стремясь подменять их целями, стратегиями, программами, конечная реализация которых постоянно отодвигается в мифическое будущее (советская традиция). Это сродни тому, как вести людей, не говоря о том, куда их ведут; выстраивать нечто, не объясняя, что строится, в надежде на то, что народ как можно позже увидит очертания того, что ему предлагают. Позднее осознание далеко зашедшего происходящего усложняет процесс переделки, изменения и поднимает цену перемен, ведет к потере времени, увеличивает необходимые усилия. Могут ли чиновники обозначить те ценности, в соответствии с которыми они живут сегодня, а не собираются жить в гипотетическом 2050 году? Нет. Потому что их ценности звучат сомнительно и далеки от норм морали, гуманности, справедливости.
За всеми действиями и решениями властей народ привык угадывать скрытые смыслы и мотивы чиновников. Реформы и программы развития обречены на провал, потому что в них не вложены смыслы – улучшение страны и жизни народа. Чтобы создать смыслообразующую идею и осуществить рывок, надо верить в страну и служить народу.
В период, когда происходит переформатирование мира, и вместо одного-двух доминирующих центров появляются региональные блоки, наша власть цепляется за Россию, которая на глазах у всего мира совершает сэппуку. В условиях дефицита ресурсов в мире, власть Казахстана разбазаривает ресурсы страны, отдавая их по низкой цене, передавая месторождения иностранным компаниям. При этом не решается наша проблема, касающаяся главного ресурса, – воды. И это в то время, когда многие страны возводят объекты, которые способствуют сбору, хранению и перераспределению воды, как и других невозобновляемых ресурсов.
Все это происходит на фоне стремительно ухудшающейся экологии. Тем временем, развитые государства готовы жестко бороться за свое будущее и гарантировать приемлемые условия проживания своему населению. Государства, вовремя не отреагировавшие на складывающееся положение, рискуют оказаться в экологическом коллапсе. Мы уже видим, что проблема с водой приводит к опустыниванию земель. Это значит, что даже внутри страны будут происходить мощные миграционные процессы, а часть территории выведена из хозяйственного оборота. Для выживания нации следует уделять первостепенное значение среде обитания, обеспечить продовольственную безопасность (абсолютную автономию и самодостаточность). У нас все ровно наоборот: идет искусственное выведение земли из оборота путем захвата частными лицами значительной территории пастбищ и пахотных земель.
Миграционные процессы, вызванные неравномерным распределением богатств земли, экологическими проблемами, природными катаклизмами, политическими кризисами, информационные войны и т.д., заставляют страны ужесточать миграционные нормы, усиливать меры пограничного контроля (в т.ч. увеличивая военизированные формирования и создавая специальные укрепления), расширять требования к соискателям на получение гражданства страны. Вместо ответа на глобальные вызовы власть Казахстана, напротив, усугубляет ситуацию во многих сферах – экологии, политике, экономике, информации, образовании, медицине и т.д. Власть и сама не готова принять вызов истории, и лишает народ возможности принимать решения, определять свою судьбы.
О чем думают чиновники в столь важный исторический период? О том, как всеми правдами и неправдами удержаться у власти, сохранить награбленное, получить еще не присвоенное. Они готовы спасти себя даже ценой потери части суверенитета страны. Коррупция, самообогащение не могут быть смыслообразующими, они уничтожают все иные смыслы.
О какой стабильности, сохранении и без того не бывших актуальными трендов может идти речь, когда весь мир пришел в движение? Какой ответ на вызовы современности можно ждать от людей, чье мышление отстало, чьи цели сугубо меркантильны? Они не способны решать судьбу страны в столь сложный, переходный для всего мира, период.
Еще один важный современный тренд состоит, как указывает Р. Лахман, в том, что «решающим фактором исторического изменения станет динамика народной мобилизации. Народная политика крайне непредсказуема, но ее, а стало быть и государства, формирует человеческая воля» (Лахман Р. Государства и власть. – М., 2020. – С. 328). Важно подчеркнуть роль не отдельной личности, а народа, воли людей.
Нам нужны люди, способные думать о стране, готовые служить народу. Без этого не будут рождены смыслы, находящие отклик в душе каждого гражданина страны. Без смыслов невозможно мобилизовать народ. А без созидательной энергии народа мы ничего не достигнем. Отправляться в путь нужно, видя цель, зная дорогу, вооружившись смыслами. Такой путь вернет народ в историю.