Инвестиции: что готовит 2022?
Доходность американских бенчмарков существенно снизится в 2022 году
Этот год выдался достаточно успешным, для тех, кто выбрал инвестирование в фондовый рынок. В декабре основные бенчмарки демонстрировали восходящую тенденцию. Лидеры роста – это индексы США и Европы. Российские индексы претерпевают трудности, однако также демонстрируют положительное движение. Рассмотрим динамику и основные события, которые повлияли на их изменения.
Американские индексы в 2021 году регулярно обновляли свои исторические максимумы и показывали мощный рост. Этому способствовала крайне мягкая денежно-кредитная политика центрального банка США. Ведь когда деньги становятся «дешевым» ресурсом, это сильно стимулирует как потребителей, так и бизнес в целом. Кроме того, экономика восстанавливалась после серьезнейшего удара, нанесенного пандемией коронавируса с помощью монетарного стимулирования экономики со стороны ФРС.
Ещё в декабре 2020 чиновники заявили, что каждый месяц будет производиться покупка казначейских облигаций на сумму в $80 млрд и ипотечных ценных бумаг на $40 млрд. Данная программа будет производиться до тех пор, пока экономика «существенно» не восстановится.
Также стоит отметить успехи программы вакцинации в США. Ведь после нее, бизнес начал вновь восстанавливаться, что также стимулировало рост экономики. Таким образом индекс широкого рынка S&P 500 вырос за 2021 год, на момент написания статьи, на более чем 28,5%.
Однако грядущий, 2022 год, может окрасить мировые бенчмарки в «красный» цвет. Ведь инфляция в США ускорилась до рекордных 6,8%, став максимальным значением за последние 39 лет — в последний раз на таком уровне показатель был зафиксирован в 1982 году. Столь острая проблема заставила начать ускоренную процедуру сворачивания стимулирования экономики, ведь по славам председателя ФРС Джерома Пауэлла высокая инфляция носит вовсе не временный характер. Тем более состояние рынка труда позволяет начать данное сворачивание.
Все эти факторы говорят о том, что околонулевая процентная ставка скоро начнет планомерно повышаться, а это в свою очередь может нанести серьезный удар по рынку американских ценных бумаг. Кредиты для крупных корпораций станут дороже, вследствие чего давление на бизнес начнет усиливаться. Это безусловно скажется на рынке акций в неблагоприятном ключе.
ИАЦ «Альпари» прогнозирует, что в 2022 году темпы роста американских бенчмарков существенно снизятся. Стоит ожидать меньшую доходность, чем в 2021 году, ведь на то есть масса фактических, фундаментальных данных.
Европейские индексы могут стать лидерами роста в мире в 2022 году
Немецкий индекс DAX по итогам 2021 года демонстрирует отличный рост, уступая по доходности лишь американским бенчмаркам. На конец декабря рост индикатора составляет около 15,5% за текущий год.
Укрепление всей европейской экономики в целом произошло благодаря принятой ЕЦБ политики по монетарному стимулированию экономики. Так, правительство запустило программу расширения покупки облигаций на 600 млрд евро, до 1,35 трлн евро ($1,52 трлн), ради поддержки экономики еврозоны на фоне пандемии коронавируса. После данной процедуры экономический рост возобновился.
Однако, в отличие от США, которые уже начали ускоренное сворачивание стимулирования на фоне рекордной инфляции, ЕЦБ не спешит принимать экстренные меры и следовать более жесткому курсу по монетарной политике в следующем году.
Потребительские цены в Германии в ноябре выросли на 6% в годовом исчислении, после роста на 4,6% в октябре, усилив давление на ЕЦБ. Проблема высоких темпов роста инфляции наблюдается в еврозоне, однако центральный банк не стал увеличивать ключевую ставку.
При этом перспективы для европейских индексов на 2022 год выглядят весьма воодушевляюще, так как более мягкая политика ЕЦБ по сравнению с ФРС, дает значительное преимущество для корпораций. Нулевая ключевая ставка остается без изменений, а это значит, что дополнительного кредитного давления на корпоративный сегмент оказано не будет.
Также неопределенность вокруг пандемии COVID-19 не испортит перспектив для всех европейских фондовых индексов, которые могут достичь рекордных максимумов в 2022 году благодаря восстановлению корпоративных прибылей. Именно этот фактор станет основным драйвером роста европейских индексов.
Нефтяному рынку в 2022 году придётся понервничать
В 2021 году благодаря массовой вакцинации населения планеты угроза коронавируса, хотя ещё продолжает негативно влиять на мировые рынки, значительно ослабла. По итогам года котировки нефти Brent выросли на 34%, а WTI – на 38% благодаря постепенному снятию ограничений на авиасообщение и туризм и, соответственно, растущему спросу на нефть. К концу года последствия пандемии оказывали влияние на нефтяной рынок прямо противоположным образом, чем в 2020 году. Мир столкнулся с энергетическим кризисом, чему способствовали и жаркое лето во многих странах мира, и быстро восстанавливающийся спрос на энергоресурсы, и слишком поспешный переход стран Европы на возобновляемые источники энергии, которые не всегда себя оправдывают. Можно ли ожидать, что в 2022 году те вызовы, с которыми столкнулось человечество в 2020-2021 годах, будут устранены?
Коронавирус Covid-19, как показал опыт непростого 2021 года, способен генерировать многочисленные штаммы, быстрое распространение которых в мире может периодически вызывать новые локдауны и ограничения для экономики и отдельных отраслей. Полностью победить пандемию поможет только вакцинация не менее, чем 65-70% населения Земли. Значит, к сожалению, сложно ожидать, что коронавирус в 2022 году навсегда покинет нашу планету. Поэтому и конъюнктура нефтяного рынка в следующем году не будет слишком устойчивой, рынок ждут резкие колебания цен.
Ещё одним риском для нефтяного рынка в 2022 году может стать увеличение добычи нефти в США. Международное энергетическое агентство прогнозирует резкое восстановление американской нефтедобычи в следующем году до рекордно высоких уровней. Вместе с США, по прогнозу МЭА, предложение нефти резко увеличат Канада и Бразилия, и это всё вместе будет означать, что на рынке в 2022 году возникнет избыток предложения нефти в 2 млн б/с, из которых 1,1 млн б/с придётся на нефтедобычу в США.
Рост мирового спроса на нефть в 2022 году, в свою очередь, будет сдерживаться новыми волнами пандемии коронавируса и возникающими из-за них периодически локдаунами. Международное энергетическое агентство ожидает замедление темпов роста спроса на нефть в 2022 году, по оценкам МЭА, мировой спрос в 2022 году вырастет к 2021 году всего на 100 тыс. баррелей. Так что текущий дефицит на рынке нефти достаточно легко может смениться профицитом.
4 января 2022 года министры стран-участниц ОПЕК+ обсудят параметры исполнения действующего соглашения об увеличении добычи нефти на 400 тыс. баррелей в сутки и установят квоты на январь. Скорее всего, квоты на добычу останутся без изменений – такими же, как в декабре 2021 года. Однако если локдауны в Европе связанные с распространением в мире штамма «Омикрон» будут продлеваться, то не исключено, что ОПЕК+ может временно приостановить увеличение добычи из-за неясности с будущим спросом на нефть.
«Альпари» прогнозирует, что цена нефти Brent в среднем покажет динамику в коридоре $65-$90 за баррель, а в течение первого квартала 2022 года — в $69-79 за баррель.
Рост пары евро/доллар выше 1,1860 не рассматривается в 2022 году
Для единой европейской валюты 2021 год был непростым и неудачным. Он не задался с самого начала. Из четырех кварталов только второй квартал закрылся в плюсе — 1,08%, до 1,1856. В первом квартале единая валюта подешевела на 3,98%, до 1,1730, в третьем квартале — 2,37%, до 1,1575, четвертом квартале — 2,27%, до 1,1313. За 12 неполных месяцев евро подешевел к доллару США на $7,39 до 1,1313. Минимум года зафиксирован на отметке 1,1186, максимум — на 1,2349. В год Быка позиции евро серьезно подорвались.
Сильное влияние на валютный рынок оказывали новые штаммы коронавируса, локдауны, быстрый рост инфляции из-за сбоя цепочек поставок, повышения цен на энергоресурсы, неопределенность среди центральных банков в отношении стимулирующих мер и ставок. Инвесторы в уходящем году больше пытались диверсифицировать свои портфели, покупая доллар США и частично криптовалюту. Криптовалюта своей доходностью многократно перекрыла годовую инфляцию в разных странах.
Апрель и май были лучшими месяцами для многих основных валют. Они подорожали, поскольку власти снимали введенные ранее ограничения из-за снижения числа новых случаев COVID-19, ускорения темпов вакцинации, а также сохраняющихся стимулирующих мер от правительств для оказания помощи при пандемии. Инфляция достигла максимальных отметок в США и еврозоне.
Штамм «Дельта», обнаруженный в Индии осенью 2020 года, перекинулся на другие страны. Он привел к серьезному мировому ковидному кризису. В конце года из Южной Африки прилетел ещё один «чёрный лебедь» под названием «Омикрон». Он оказался слабее «Дельты», но успел навести шороху на всех рынках.
ФРС США объявила о сворачивании программы количественного стимулирования. Банк Англии и Резервный банк Новой Зеландии повысили ставки. ЕЦБ считает инфляцию временной и отказывается предпринимать решительные меры в борьбе с ней, которая в два раза превысила целевой уровень 2%, установленный регулятором. Европа оказалась на грани энергетического кризиса, что также препятствует укреплению национальных валют Евросоюза.
Справиться с коронавирусом пока не удаётся. Из-за новых штаммов снижается эффективность вакцин. Усиление ограничительных мер негативно сказывается на макроэкономических показателях и валютах. В 2022 году евро останется под давлением на фоне ожиданий повышения ставки ФРС США. Глава ЕЦБ Кристин Лагард достаточно четко дала понять, что от европейского регулятора вряд ли стоит ждать повышения процентных ставок в 2022 году. Она отметила, что ужесточение денежно-кредитной политики сейчас может задушить восстановление экономики.
Это значит, что евро может демонстрировать дальнейшее снижение в район 1,0850–1,0900. Если до окончания новогодних праздников подтвердится, что смертность не растет при высоком числе заражений штаммом «Омикрон», то в первом квартале можно ожидать восстановления в рамках коррекции. При текущей ситуации рост выше 1,1860 не рассматривается.
Криптоинвесторам в 2022 году еще понадобятся стальные нервы
2021 год для криптовалюты был успешным, но непростым. Несмотря на обвал курса на 53%, до $28805, во втором квартале покупатели отыграли все потери и обновили максимум на $69 тыс. Удержать планку на высоком уровне не получилось, но к концу года биткоин показывает доходность в 72%. Кто рискнул поучаствовать в ралли, получили ощутимую прибыль, превышающую проценты по банковским вкладам и инфляцию в десятки раз.
В год металлического Быка получился «бычий» рынок. Криптоинвесторам понадобились стальные нервы, чтобы пережить высокую волатильность на рынках из-за сложной эпидемиологической ситуации, локдаунов, роста инфляции из-за сбоя цепочек поставок, а также ужесточения денежно-кредитных политик центральными банками.
В 2021 году капитализация рынка увеличилась в три раза — с $762 млрд до $2,333 трлн. Криптовалютный рынок повзрослел. Институциональные инвесторы продолжат приходить на рынок, повышая его ликвидность. Чем выше ликвидность, тем меньше волатильность и доходность.
В центре внимания всех рынков остаются заседания центральных банков, решения по борьбе с инфляцией, ситуация с кронавирусом, а также геополитические риски.
ФРС США ускоренными темпами сворачивает программу количественного стимулирования. Рынок начинает учитывать в ценах первое повышение ставок в начале первого квартала 2022 года. У доллара есть все шансы, остаться сильной валютой в новом году.
Инфляция быстро не снизится и в первой половине 2022 года стоит ожидать продолжения роста. В связи с этим у рисковых активов будет возможность показать рост до апреля.
Техническая картина по биткоину выглядит «бычьей», но уже появились тревожные звоночки для коррекции к уровню $30 тыс. Криптоинвесторы также следят за американским фондовым рынком. Многие ожидают обвала технологического сектора.
Между биткоином и американскими индексами высокая положительная корреляция, поэтому падение индексов обрушит криптовалютный рынок. Спасая свои деньги на фондовом рынке, инвесторы начнут продавать криптовалюту.
При благоприятном внешнем фоне для крипторынка на первую половину 2022 года можно рассмотреть целевую зону $72-75 тыс. за биткоин.
Драгметаллы ждет очередной стрессовый 2022 год
Этот год стал временем испытаний для сектора драгоценных металлов. И хотя волатильность финансовых рынков временами зашкаливала, спрос на золото как на безопасный актив в этот раз почти не проявлялся. По странному стечению обстоятельств, золото больше не использовалось и как страховка от инфляции, хотя индекс потребительских цен и его ралли стали новостью номер один в 2021 году.
Было много разговоров о том, что на смену золоту в качестве защитного актива приходит биткоин. Однако эти активы по своей сути совершенно разные: биткоин не обеспечен ничем реальным, золото же представляет собой фундаментальный актив с опорой на реальный сектор. Можно говорить о том, что в долгосрочной перспективе золото и биткоин будут мало пересекаться, так как у них разные целевые аудитории. Золото традиционно используется как средство для сохранения и накопления капитала, и пока ничто здесь не меняется. Биткоин же является средством для расчетов. Копить здесь проблематично, потому что волатильность слишком высокая.
Сила доллара США в дальнейшем может быть фактором риска для цен на золото, этот момент необходимо держать в поле зрения.
За 2021 год цена на золото упала чуть более чем на 6%. Однако на длинной дистанции золото по-прежнему является привлекательным активом для вложений и сохранения средств. Вероятный диапазон колебаний тройской унции желтого металла в 2022 году составляет $1720-2050.
Серебро подешевело почти на 18% в 2021 году. Стрессом стали приостановки глобальных производств из-за коронавирусной инфекции, а также невнятные прогнозы относительно будущего развития автомобильной промышленности и сектора электроники, где используется драгметалл.
В 2022 году серебро может торговаться в диапазоне $20,50-28,00 за тройскую унцию.