Тайны Восточного Казахстана ждут своих исследователей
В Усть-Каменогорске есть необычный музей. Расположен он в здании Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии.
Коллекция епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского Амфилохия – в Казахстане единственная и неповторимая в своём роде. Пожалуй, нигде больше в республике в таком количестве не собрано столько церковных артефактов. История появления некоторых предметов в коллекции епископа Амфилохия – настоящее чудо.
Это коллекционное собрание открыто для всех желающих. Надо лишь позвонить в епархию и договориться о времени посещения музея. Весьма интересные артефакты находятся в комнате размером со стандартную вузовскую аудиторию или офисный кабинет. Самые ценные из них расположены в особых витринах в центре зала.
Начинается осмотр со стенда с напрестольными крестами, патиром ювелирной работы, дарохранительницы начала XIX века и евхаристическими сосудами. В дарохранительницах обычно хранятся запасные атрибуты для причастия мирян.
– Часть моей коллекции была куплена, часть передавалась в дар простыми людьми, – рассказывает Амфилохий. – Многие знают о нашей коллекции и специально несут свои находки сюда. Несколько евхаристических сосудов поступило буквально в последние полгода. Историю происхождения музейных экспонатов мы исследуем. К примеру, один из патиров обнаружили при сносе старого дома в Семее. Владелец дома, который купил уже участок с развалинами, в куче мусора нашел этот патир. Когда он его отмыл и отчистил, он понял, что этот предмет имеет религиозное назначение. И, нисколько не сомневаясь, он отнёс его в Воскресенский собор Семея, из которого его передали нам.
Чуть далее в экспозиции – стеллаж с ранними изданиями Библии и богослужебных книг. Старинные книги здесь датированы петровскими и ранними екатерининскими временами. Есть издания рубежа XIX-XX веков. Особый экземпляр в этой части коллекции – первая Библия на литературном русском языке. Ведь до середины XIX века Библия издавалась исключительно на церковнославянском языке.
Конечно, немало в коллекции имеется икон и нательных крестов. Например, кресты в этой экспозиции были найдены в результате археологических раскопок. И самый ранний в этой коллекции крест – середины XVII века. К слову, можно распознать, кто носил эти кресты. Более строгие и лаконичные четырехконечные кресты носили мужчины, а так называемые «лепестковые» кресты – представительницы прекрасного пола.
Что до икон, то здесь один из главных предметов гордости епископа Амфилохия – икона Смоленской Божьей матери начала XVIII века. Рядом – крестильная рубашка начала XIX века. К слову, это переданная в дар семейная реликвия. Также в этом ряду имеется и целая коллекция окладов икон.
По части книг в коллекции есть не только священные писания, молитвословы и богослужебные тексты. Есть, к примеру, прообраз того, что мы бы сейчас назвали рекламным буклетом или путеводителем, где для туристов-паломников описаны точки для путешествия по Иерусалиму. Буквы различить довольно сложно, но в целом возможно. Там изображены все здания, бывшие в городе в 1776 году, а также все чудеса, которые, согласно преданиям, совершал Иисус Христос. Нанесён источник Яковль, который сохранился и по сей день, заметен и храм русской миссии в Гефсиманском саду.
Экспозицию продолжают антиминсы. Это четырёхугольный платок из шёлковой или льняной материи со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика. Как правило, антиминс лежит либо в алтаре, либо на церковном престоле. В экспозиции есть особый антиминс, который подписан легендарным архиепископом Феофаном Прокоповичем, одним из соратников Петра I. Датирован 1733 годом. Впрочем, это не самый старый антиминс. Самый старинный в коллекции некогда принадлежал митрополиту Тобольскому и Сибирскому Филофею (Лещинскому), его происхождение датировано 1706 годом.
Конечно, есть и более современные экспонаты музея. Наперсные кресты, митры и панагия, принадлежащие митрополиту Николаю (Могилевскому). Этот митрополит возглавлял Алматинскую епархию в непростое время, когда в конце войны советская власть позволила открыть храмы, но уже в 1948 году возобновила гонения.
Отдельного рассказа заслуживает место расположения музея. Здание Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии расположено на территории Свято-Троицкого мужского монастыря. Одноимённый главный храм был восстановлен из руин в 2015 году. Построенный в конце XVIII века, когда Усть-Каменогорск ещё был не городом, а лишь крепостью, храм повидал немало на своём веку: пожары, перестройки, передачу обновленцам, закрытие, переоборудование в склад военторга, запустение и почти разрушение. Сегодня храм вновь возвышается на том месте, где стоял два с лишним века назад, хотя там мало что сохранилось со времён первого храма. Но кое-чем коллекция похвастать всё же может, например, Евангелием 1766 года издания. Оно в очень ветхом состоянии, поэтому пришлось поместить его в новый переплёт. Вообще, среди экспонатов есть издания богослужебных книг с подписью монастырей, которых уже давно не существует – они не пережили бурный ХХ век.
– Среди вещей, которые непосредственно связаны с этим местом, можно отметить работу одного заключённого Усть-Каменогорской крепости – крест, изготовленный из дерева. Он оказался в краеведческом музее, когда замок расформировали в 20-е годы ХХ века. А в прошлом году найденные вещи передали нам.
Отдельное место в экспозиции занимает фрагмент, посвящённый протоиерею Александру Дагаеву, настоятелю Покровского собора – главного храма Усть-Каменогорска в начале ХХ века.
– То, как мы обрели его крест – это настоящее чудо. Протоиерея расстреляли в 1920 году, его имущество было разграблено. Многие его вещи исчезли, а этот крест буквально год тому назад нам передали из Москвы. Там его нашли в одном из антикварных магазинов и опознали по сохранившейся на обратной стороне надписи, говорящей о его принадлежности. Где он находился почти век – неизвестно. Но обрели мы его буквально благодаря чуду.
Имя Александра Дагаева мало известно за пределами Усть-Каменогорска. Между тем, он связан с именем знаменитого писателя-сказочника Павла Бажова. Павел Петрович был не только писателем и революционером, но и настоящим красным подпольщиком-разведчиком. Усть-Каменогорск помнит его именно как революционера. В годы гражданской войны судьба закинула его в Усть-Каменогорск, куда он прибыл под псевдонимом Бахеев. Несколько лет он вёл полуподпольный образ жизни, создавая в городе большевистское движение. Бажов был великолепным оратором. Он умудрился сагитировать анархистов перейти на сторону красных прямо на митинге. Можно сказать, что усилиями Бажова советская власть укоренилась в Усть-Каменогорске. Многое Бажов сделал и для поднятия казахских школ в регионе. В июне 1920 года Павел Петрович послал в казахские школы восемьдесят семь учителей-казахов, прошедших подготовку на созданных им курсах. По тем временам это был неслыханный успех.
Однако была в его жизни не самая светлая сторона. В годы жёсткого противостояния белых и красных в городе были убиты несколько видных усть-каменогорцев. Это владелец местной типографии Стефан Горлов и протоиерей Александр Дагаев. Последний был особо непримиримым к большевикам, вёл антикоммунистические проповеди. В период гражданской войны этого было достаточно, чтобы поставить к стенке. Дагаева расстреляли, а тело утопили в проруби.
По сей день историки спорят: сделали это козыревцы или так называемые «части особого назначения» красных, которыми руководил тогда Бажов. Всё больше доказательств в последнее время находится в пользу второй версии, однако дискуссии ведутся в основном на уровне городских и областных историков. Впрочем, по части жестокости в ту эпоху отличились многие, кто впоследствии потом сделал карьеру больших писателей и крупных государственных деятелей.
Одним словом, за каждым экспонатом коллекции епископа Амфилохия стоит своя неповторимая история. И многие из этих историй ждут своих исследователей.
Константин Козлов, Фото: АПН