S&P: Недавние беспорядки в Казахстане не приведут к фундаментальным реформам
Международное рейтинговое агентство S&P опубликовало весьма нетипичный для себя документ, отражающий скепсис по отношению к ожидаемым изменениям в нашей стране. Весь вопрос в том, почему?
Во-первых, важно, что «недавние массовые протесты и социальные волнения в Казахстане отражают структурные недостатки и уязвимость институциональной системы, что уже учтено в наших суверенных рейтингах этой страны». Агентство считает, что «неожиданный и резкий всплеск массовых беспорядков свидетельствует о риске сохранения недовольства среди населения в том случае, если в государственной политике не будут учитываться социальные приоритеты... Кредитное качество казахстанских государственных компаний будет зависеть от фактических мер, таких как изменения системы налогообложения, механизмов государственной поддержки и тарифной системы. В настоящее время мы ожидаем, что эти меры будут значимыми, но сбалансированными».
И хотя нормальное функционирование банковского сектора было быстро восстановлено, эксперты отмечают «ограниченное влияние сложившейся ситуации на казахстанские страховые компании (как в секторе общего страхования, так и в секторе страхования жизни). В большинстве случаев действующие страховые полисы не покрывали риски, связанные с порчей имущества, приостановкой бизнес-процессов, а также с угрозой для жизни и здоровья граждан».
Президент Токаев укрепил свое положение и, согласно нашему базовому сценарию, останется в должности до конца срока полномочий, который заканчивается в 2024 г.
Тем не менее, несмотря на все изменения, «сохраняются риски, связанные с преемственностью, в процессе перехода политической и экономической власти от старой системы к новой. К тому же, по мнению многих независимых наблюдателей, выборы в стране не вызывают доверия населения, что снижает уверенность в плавном переходе власти и ограничивает способность избирателей доносить свои мнения до руководства страны.
Мы полагаем, что, помимо риска, связанного с преемственностью власти, негативное влияние на предсказуемость дальнейших государственных решений будет оказывать высокая централизация процесса принятия решений в институциональной системе Казахстана».
Эксперты скептически оценивают масштабы заявленных политических реформ, поскольку до сих пор они остаются довольно ограниченными в силу отсутствия системы сдержек и противовесов, в стране нет заслуживающей доверия оппозиционной политической партии, свобода СМИ очень условна, а уровень коррупции – высоким.
Политическая неопределенность по-прежнему будет оказывать негативное влияние на оценку институциональной системы страны и, как следствие, на суверенный кредитный рейтинг Казахстана.
Поскольку правительство пока не готово к политическим реформам, оно попытается снизить недовольство населения за счет роста занятости и доходов, развитие инфраструктуры, снижение участия государства в экономике и диверсификацию. «По нашему мнению, реформы помогут предотвратить возобновление социальных потрясений, однако вряд ли решат все проблемы протестующих».
При этом, аналитики считают, что социальные волнения не окажут негативное влияние на экономический рост в Казахстане в 2022 г.
А вот обеспокоенность иностранных инвесторов относительно делового климата и неопределенности политической системы может повыситься. Ситуацию спасает только то, что прямые иностранные инвестиции сосредоточены главным образом в добывающих отраслях, где инвесторы ведут деятельность на протяжении многих лет и где уровень устойчивости к высокому страновому риску оценивается как высокий.
S&P ожидает, что экономический рост в реальном выражении составит 3,6% в 2022 г. (предварительная оценка правительства — 4% в 2021 г.), но рост цен на нефть и перспективы увеличения объема государственных расходов в 2022 г. могут улучшить этот прогноз.
По первоначальным оценкам правительства, прямые расходы, связанные с социальными волнениями, составляют 2–3 млрд долл. (около 1% ВВП). Однако это повлечет рост госрасходов при том, что теперь правительству будет сложнее реализовывать такие структурные изменения, как повышение тарифов, приведение цен на товары и услуги в соответствие с рыночным уровнем, дальнейшее проведение налоговой реформы и т. п. Правительство, всегда выручит нефть, цены на которую значительно выросли, а более трети государственных доходов обеспечивает нефтяной сектор. При этом объем нефтедобычи увеличивается на фоне ослабления ограничений, связанных с соглашением ОПЕК+ и начала в 2023 году роста добычи на Тенгизском месторождении. Кроме того, правительство остается нетто-кредитором, а значительные средства, аккумулированные в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК), инвестированы главным образом за рубежом.
Агентство не прогнозирует мер, которые оказали бы значительное влияние на корпоративный сектор, обусловив слияния и ликвидацию компаний или смену контроля.
«В контексте недостаточно высокой эффективности было особо отмечено АО «Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”», которое отреагировало на это, представив подробные предложения по оптимизации затрат и численности персонала, меры по повышению прозрачности процедур закупок и обновленную стратегию повышения эффективности финансовой деятельности. Эти предложения могут означать в том числе увеличение дивидендных выплат компаниями, входящими в состав фонда, — АО НК «КазМунайГаз» (КМГ), АО «КазТрансОйл», АО «QazaqGas», АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями» (KEGOC), АО «Казатомпром» и другими. Насколько мы понимаем, предложения являются отправной точкой для обсуждения с правительством, и пока неясно, в каком виде они в итоге будут приняты. Мы отмечаем, что предлагаемые реформы нацелены на финансовую деятельность».
Возможен рост прозрачности механизмов принятия решений, а также инструментов и своевременности государственной поддержки, но государство останется основным акционером.
«Вероятнее всего, существенно повысится как минимум прозрачность отбора, мониторинга, выполнения и поддержки этих проектов. Правительство, скорее всего, установит более четкие стратегические приоритеты для ОСГ, чтобы улучшить координацию и добиться взаимовыгодных результатов. Запланированные IPO и SPO основных государственных компаний (КМГ и АО «Эйр Астана» в 2022 г., KEGOC и АО «QazaqGas» в 2023 г. и АО «Самрук Энерджи» впоследствии) могут создать возможность для повышения качества корпоративного управления, однако мы ожидаем, что государство останется основным акционером этих компаний и основным лицом, принимающим решения».
Качество инфраструктуры энергетического сектора может улучшиться.
«Недавний сбой в работе высоковольтных сетей KEGOC повлек за собой отключение электроэнергии в двух соседних странах — Узбекистане и Кыргызстане. Эта авария сделала очевидными существующие недостатки энергосистемы Казахстана, которая потребует не только капиталовложений, но и согласованного планирования со стороны энергогенерирующих компаний, поставщиков топлива, сетей и пользователей электроэнергии при значительном участии регулирующих органов. На наш взгляд, Казахстану крайне необходимо расширить масштаб стратегического планирования и координации между многими секторами, такими как сырьевой сектор, энергетика, инфраструктура, сектор возобновляемых ресурсов, поставщики оборудования»
Финансовый сектор: влияние контролируемо, но долгосрочные перспективы – неопределенные
Эксперты прогнозируют негативное влияние на способность многих предприятий МСБ и розничных заемщиков обслуживать и погашать долг, особенно в Алматы, где произошли самые массовые волнения. А вот что касается корпоративных заемщиков, то на их способность и готовности погашать долг может оказать влияние высокая политическая неопределенность и событийные риски. Тем не менее, базовый сценарий предполагает, что нарушения графиков платежей (если они произойдут) будут носить лишь временный характер. Существенного длительного увеличения объема проблемных кредитов в банковском секторе не прогнозируется.
Изменения конкурентной среды в банковском секторе.
Зависимость от деловых и политических связей собственников многих банков сохранится, а значит отзыв лицензий в будущем маловероятен. Тем не менее, риски негативного развития событий повышаются, поскольку многие частные банки зависимы от политических связей своих собственников, которые в настоящее время могут быть неустойчивыми.
Потенциальная нестабильность депозитов
«Мы не отмечали существенной нестабильности депозитов ни в корпоративном, ни в розничном сегменте в январе 2022 г., но все же полагаем, что средства клиентов могут быть чувствительными к фактору доверия. Эти риски частично компенсируются тем фактом, что банки традиционно имеют крупные запасы ликвидности на балансе (приблизительно 30%). Однако изменения объемов корпоративных депозитов или депозитов ОСГ могут обусловить сокращение ликвидности отдельных банков».
Воздействие на страховой сектор будет ограниченным
«В большинстве случаев в действующих страховых полисах, покрывавших риски, связанные с порчей имущества, приостановкой бизнес-процессов, а также риски для жизни и здоровья граждан, исключались риски массовых протестов и социальных волнений. В добровольном порядке казахстанские страховые компании урегулировали связанные с беспорядками страховые требования, анализируя каждый конкретный случай, однако мы не ожидаем, что соответствующие убытки окажут существенное влияние на итоговые результаты этих компаний. Аналогичным образом мы не ожидаем какого-либо давления на результаты инвестиционной деятельности страховых компаний. Значительная доля инвестиций представлена локальными государственными облигациями, стоимость которых восстановилась к началу февраля 2022 г. Инвестиции в казахстанские банки в основном представлены депозитами. Поскольку функционирование банковского сектора было восстановлено, мы не ожидаем каких-либо убытков, связанных с этими инвестициями. И наконец, потенциальные колебания обменного курса могут обусловить некоторое повышение волатильности результатов инвестиционной деятельности страховых компаний, но значительного негативного влияния не окажут».