Экс вице-министр здравоохранения призывает вернуться в «биртановские» времена
Находящийся под домашним арестом по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями «путем приемки и ввода в эксплуатацию нерабочей платформы информатизации МЗ РК» экс-вице-министр здравоохранения Олжас Абишев обратился в редакцию Exclusive.kz с письмом, где утверждает, что в «биртановские времена», «произошло четырехкратное снижение уровня коррупции», а отрасль (здравоохранения) была полностью оцифрована. Дальнейшей ее оптимизации помешали некие «предприимчивые люди».
Приводим письмо фактически без правок (за исключением орфографии, пунктуации и стилистики)
«Борьба с коррупцией или борьба за коррупцию?
С 2017 года с приходом команды Биртанова в министерство здравоохранение РК началась полномасштабная трансформация отрасли, ежегодный бюджет которой составлял более 1 трлн тенге.
Здесь накопились проблемы, которые переходили от одного министра к другому как наследство. Их решение классическими способами не давало результатов, и команда Биртанова взялась активно внедрять современные ИТ-технологии. Начиная с 2017 года, медучреждения республики начали оцифровываться, к концу следующего года они полностью отказались от бумажных отчетов. Это позволило собрать большой объем данных, которые можно было анализировать.
Многие казахстанцы наверняка помнят, что, обращаясь в поликлинику, раньше они носили с собой бумажные амбулаторные карты, но сейчас достаточно сказать свой ИИН и все данные выйдут на монитор лечащего врача. Это было сделано буквально за 1,5 года.
Следующим шагом была оцифровка медицинских справок из диспансеров – наркологических, туберкулезных и психоневрологических. В конце 2018 года их можно было получить через портал электронного правительства, а раньше их покупали за 5 тыс. тенге. Страшно даже представить, сколько людей с фальшивыми справками (о том, что они не состоят на учете в психдиспансере) могли оформить разрешение на ношение оружия или получить водительские права. Кстати, минздрав неоднократно предлагал МВД провести совместную операцию (в цифровом режиме) по проверке всех выданных ранее разрешении на ношение оружия – на предмет их совпадения с базой данных психдиспансера, но ответа от этого ведомства получено не было.
Следующим шагом была полная оцифровка больниц и поликлиник в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения. Для ясности: существует перечень лекарств, которые минздрав ежегодно закупает на более чем 110 млрд тенге для бесплатного обеспечения ими пациентов, однако жалоб на их неполучение не становилось меньше. Дело в том, что учитывая коррупционный характер этой отрасли, некоторые «предприимчивые люди» выстроили схему по списанию и последующей контрабанде за рубеж лекарственных препаратов, предназначенных для нуждающихся граждан РК.
В 2018 году узбекские журналисты (https://anhor.uz/) провели расследование, которое выявило трафик контрабандного инсулина из Казахстана. Именно поэтому министр Биртанов принял решение – полностью оцифровать процесс лекарственного обеспечения: от закупа препарата до его получения пациентом. Последний должен был подтверждать это с помощью СМС. Таким образом, по итогам 2018 года было сэкономлено 38 млрд тенге и заведено 28 уголовных дел, однако ни одно из них так и не дошло до суда.
Цифровизация отрасли не осталась незамеченной. Эффективная работа Минздрава по этому направлению в начале 2019 года была отмечена Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на расширенном заседании Правительства, а Агентство по противодействию коррупции сообщило в своем отчете: "За последние два года в системе здравоохранения произошло четырехкратное снижение уровня коррупции – с 260 до 64. Надо признать, большая работа в этом направлении проводится именно первыми руководителями министерства". (Глава Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, 07 февраля 2019 года).
Продолжилась работа по обеспечению прозрачности в системе лекарственного обеспечения на основе тотальной цифровизации системы здравоохранения.
По итогам проделанной в 2018 году работы, количество наименований бесплатных лекарств в следующем, 2019 году, выросло на 74% (с 266 до 464) в рамках выделенного бюджета. То есть без дополнительного увеличения бюджета препаратов было приобретено значительно больше. Часть сэкономленных денег (14,8 млрд тенге) была направлена на повышение заработных плат на 30% для 180 тыс. врачей и мед персонала. По итогам 2019 года отраслью, занимающейся лекарственным обеспечением страны, было оптимизировано 22,1 млрд тенге. А в целом за два предыдущих года было сэкономлено более 60 млрд тенге. Раньше препараты, купленные на эту сумму, «предприимчивые люди» воровали и продавали в то время, когда нуждающийся в них болели и умирали из-за их нехватки в больницах и поликлиниках.
С помощью цифровизации также были выявлены ложные приписки к поликлиникам, «якобы «пролеченные» случаи в больницах, фальшивые медицинские дипломы, медицинские справки, выдачи надбавок медицинским сотрудникам и «собеседования» на должность ректоров медицинских вузов в режиме онлайн.
Видимо, все эти изменения пришлись не по нраву «предприимчивым людям», потому что в мае 2020 года на руководство минздрава комитет по финансовому мониторингу министерства финансов РК зарегистрировал досудебное расследование из-за якобы неработающей цифровизации. В начале августа КФМ МФ РК отключил платформу информатизации минздрава, что привело к полному параличу работы ведомства в разгар пандемии.
После всего этого Президенту Казахстана пришлось лично вмешаться в сложившуюся ситуацию. 8 октября 2020 года он заявил, что «в настоящее время в рамках расследования уголовного дела и досудебного разбирательства Комитетом по финансовому мониторингу Министерства финансов приостановлены все действия, направленные на внесение каких-либо изменений в Интеграционную платформу здравоохранения». Это, по его словам, говорило о несогласованности действий госорганов, «каждый из которых ставит во главу угла ведомственные интересы. Абсолютно недопустимая ситуация, особенно сейчас. Сбор данных ведется вручную, нет обмена информацией между медорганизациями, нет полной цифровой картины по эпидемии».
Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и администрации Президента в кратчайшие сроки решить данную проблему, но КФМ МФ РК проигнорировал поручение Президента.
В результате в конце 2020 года контрабанда лекарств вновь была продолжена: стали активно списываться дорогостоящие дефицитные медицинские препараты с целью дальнейшей их реализации в ближнем зарубежье. То есть ранее существующая проблема. после того как министр Биртанов и его команда были устранены, вновь актуализировалась. Напрашивается вопрос: на кого работает агентство по финансовому мониторингу РК? (ранее комитет по финансовому мониторингу МФ РК)?
Из-за того, что деятельность по цифровизации здравоохранения была заморожена и отрасль вернулась в добиртановские времена, премьер-министр РК Алихан Смаилов, подвергнув критике систему координации и контроля за эффективным расходованием выделяемых средств, в начале 2022 года был вынужден дать поручение – провести аудит системы здравоохранения за 2021 год, когда Биртанова и его команды уже не было в отрасли. Напомнив, что в прошлом году государственные расходы на здравоохранение составили 2,3 трлн тенге или 2,9% ВВП, премьер-министр подчеркнул, что все показатели в системе здравоохранения слишком общие, они слабо отражают реальные потребности населения в медицинской помощи, а также медицинских организаций для их удовлетворения.
Я надеюсь, что новое правительство сможет разморозить цифровизацию здравоохранения и, наконец, понять настоящие финансовые потоки в отрасли здравоохранения, и вернуться в биртановские времена, где имели место быть прозрачность и настоящая борьба с коррупцией».