среда, 22 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Нужен ли новый Государственный следственный комитет?

«Крах правоохранительной системы начался с создания Государственного следственного комитета. С этого момента пошёл массовый отток профессионалов из отрасли, погоня за статистикой в ущерб качеству расследования уголовных дел и как следствие – потеря преемственности среди профессиональных кадров».

Некомпетентные и трусливые

По мнению юристов, если в качестве примера брать январские события, а в феврале – митинг полицейских в Талдыкоргане в защиту привлечённого к ответственности коллеги, то уровень профессиональной подготовки сотрудников МВД настолько низкий, что можно в полный голос заявлять о невозможности выполнения поставленных перед ними задач.

– Они (задачи), напомню, следующие: профилактика правонарушений; охрана общественного порядка; борьба с преступностью; исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, а также административных взысканий, – говорит адвокат и правовед Таир Назханов. – Практически все, кто сталкивается с сотрудниками правоохранительных органов, не удовлетворены оказанными ими услугами (а это именно услуги, так как взимаемые с нас налоги идут в том числе и на заработную плату для них).

Наиболее ярким примером некомпетентности сотрудников полиции является их недостойное поведение во время январских событий и продолжающиеся до сих пор пытки, которыми они, как убеждено большинство казахстанцев, мстят за профессиональные комплексы и трусость, проявленные в те трагические для страны дни. «Красоту» своего морального облика наши стражи порядка ярко продемонстрировали на так называемом митинге в Талдыкоргане, где они выступили в защиту коллеги, привлечённого за преступные действия (пытки), совершённые против граждан Казахстана.

Это ли не говорит о том, что они, с одной стороны, не осуждая коллегу, воспринимают пытки, как норму, а с другой – возможно, и сами являются его соучастниками, и все предпринимаемые ими сейчас меры – одно из средств давления на следствие и суд.

Между тем, в соответствии со ст.146 УК РК, пытки – это умышленное причинение физических и (или) психических страданий, совершённое должностным лицом с целью получить от пытаемого или другого лица сведения или признания либо наказать его за действие, которое совершило оно, а также запугать или принудить его к чему-либо.

Поэтому власть должна отреагировать непримиримой позицией и наказать всех, кто причастен к расстрелу мирных демонстрантов, незаконным задержаниям и пыткам граждан.
Поэтому, я считаю, необходимо произвести сокращение штата, полностью заменить весь состав органов внутренних дел, увеличить сотрудникам заработную плату и обязать их заниматься только свойственными им функциями, как это было сделано, например, в Грузии.

Собака бывает кусачей только от жизни собачьей

– Какова сегодня социальная и правовая защищённость сотрудников правоохранительных органов?

– Как это принято у нас – на бумаге (закон РК «О правоохранительных органах») она выглядит хорошо. Являясь представителями власти, сотрудники правоохранительных органов находятся под защитой государства. Уголовный кодекс РК предусматривает ответственность для лиц, совершивших преступления в отношении представителей власти: оскорбление представителя власти (ст.378 УК РК), применение насилия в отношении представителя власти (ст.380 УК).

Законом РК «О правоохранительных органах» предусмотрена социальная защита сотрудников: оплата труда, пенсионное и иное обеспечение; обеспечение за счет государства жильём на период прохождения службы; гарантии в случае гибели (смерти) или увечья сотрудников; компенсация расходов на погребение умерших или погибших сотрудников; иные меры социальной защиты сотрудников и пенсионеров правоохранительных органов – социальное страхование, льготы и преимущества; медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудников и пенсионеров правоохранительных органов.

Но так ли всё обстоит на практике – это вопрос тщательного разбора. Насколько мне известно, у сотрудников полиции убрали практически все социальные льготы. Сначала отменили бесплатный проезд, а затем и компенсации за коммунальные услуги. Причиной некомплекта личного состава, с одной стороны, являются большие служебные нагрузки, ненормированный график, тяжёлые условия труда, а с другой – низкий уровень заработных плат. Я уже не говорю об обеспечении жильём на период прохождения службы. Зачастую сотрудники полиции, например, не могут воспользоваться своим правом на очередной трудовой отпуск, не говоря о санаторно-курортном лечении.

– В соцсетях сейчас поднимается вопрос о необходимости объединения антикоррупционной службы, службы экономических расследований и финансовой разведки в один блок. Есть ли резон в этом?

– На мой взгляд, расплодившиеся в последнее десятилетие различные правоохранительные органы, в особенности те, чья деятельность касается бизнеса, зачастую преследуют цели, далёкие от тех, которые должны быть у правоохранителей. Они могут быть использованы различными олигархическими структурами друг против друга для «отжимания» бизнеса и других незаконных действий. Поэтому, мне кажется, нужно уменьшить их количество до минимума, но не за счёт следователей и оперативников, а бюрократического аппарата, который стоит над ними и лишает их самостоятельности.

С другой стороны, у общества отсутствует доверие к правоохранительной системе в целом. Обывателям непонятно, зачем нужно столько следователей в различных службах, если уровень криминогенной обстановки всё равно остаётся высоким, а количественные показатели заменили собой качество раскрываемости и расследований уголовных дел. В советское время партия свято верила, что сможет искоренить преступность. Поэтому снижение показателей по преступлениям было важным. Но при капитализме, в начальной стадии которого мы находимся, преступность является неотъемлемой его частью. Поэтому с ветряными мельницами бороться бессмысленно и всем правоохранителям нужно переключиться на защиту интересов населения. Смогут ли такое переосмысление совершить нынешние генералы? Сильно сомневаюсь. Как говорится в английской пословице, нельзя научить старую собаку новым трюкам. А ещё мне вспоминается знаменитый анекдот советских времён про сантехника – «Э, да тут не кран надо менять, а всю систему».

– Сейчас хотят убрать следствие у правоохранительных органов и, возродив ГСК, передать его Генпрокуратуре…

– За почти 30 лет занятий юриспруденцией на моих глазах произошло множество ненужных реформ. Напомню, что после провозглашения независимости в нашей стране было три правоохранительных органа – МВД, Генпрокуратура, КНБ. У каждого из них была чёткая и понятная подследственность: следователи МВД расследовали кражи, разбои, следователи прокуратуры – особо тяжкие преступления против личности, следователи КНБ – преступления против государства. Крах правоохранительной системы, который мы наблюдаем сейчас, начался с создания Государственного следственного комитета. С этого момента пошёл массовый отток профессионалов из отрасли, погоня за статистикой в ущерб качеству расследования уголовных дел и, как следствие, потеря преемственности среди профессиональных кадров.

За идеей – возродить ГСК при Генеральной прокуратуре – я вижу лоббизм этого ведомства, который хочет закрепить свои позиции. Однако, если не соблюдать баланс сил в правоохранительных органах, то усиление одного органа может стать причиной снижения законности в стране. Это как раз то, что мы увидели на примере КНБ в начале этого года.

Коррупция – порождение неэффективной судебной системы

– Наша страна задыхается от коррупции. Что нужно сделать в первую очередь, чтобы снизить её уровень?

– Вообще, риск возникновения и распространения коррупции свойственен для всех «молодых» государств. У нас в период становления страны как независимого государства проходила широкомасштабная приватизация. Для того, чтобы понять откуда в Казахстане «ноги растут» у коррупции, достаточно взглянуть лишь на фундаментальные факторы. Кроме несовершенства системы принятия политических решений, отсутствия экономических институтов и конкуренции, тотального вмешательства государства в экономику и т.д., хочу обратить особое внимание на неэффективность судебной системы, что даёт возможность властям и не только оказывать влияние на судебные решения.

Так что проблему с коррупцией не решит один какой-то специальный орган или человек. Тот уровень коррупции, который получил распространение в Казахстане, – это системный сбой, следовательно, и решать это надо системно. В обыденном сознании наших граждан укрепилось мнение – «не подмажешь, не поедешь». Поэтому немаловажно, чтобы само общество нетерпимо относилось к любым проявлениям коррупции. Клановость, непотизм, «родственные», «дружеские» и прочие «связи», «блат», «подношения» подарков и т.д. буквально душат общество и не дают ему возможности развиваться, идти вперёд. Поэтому, в первую очередь, необходимо создавать масштабные программы по повышению правовой грамотности населения и формированию антикоррупционного сознания, но это тема для отдельного разговора. Скажу лишь о плачевном состоянии правовых знаний у наших граждан. Уровень огромного количества бесполезных юридических университетов и академий не соответствует требованиям общества. Так как для вузов главным критерием является прибыль, а не выпуск специалистов, то дипломы фактически покупаются. Являясь руководителем адвокатской конторы, я провожу лично собеседования с будущими молодыми стажёрами и помощниками, имеющими диплом о высшем юридическом образовании. Так вот, из десяти таких выпускников только один-два знают основы права. Остальные – повально неграмотные.

Отечественной аналитической литературы, где затрагивается тема права, кот наплакал. Полки книг забиты российскими учебниками, пособиями, а также переводными западными. Найти казахстанских авторов, пишущих о праве для неискушённого читателя, очень сложно. Можно сказать, что их почти нет. Следовательно, люди не получают необходимой информации по защите своих прав и интересов в родном отечестве. Знать, как защищаться в России, США и других западных странах для общего интеллектуального развития, конечно же, полезно, я ничего не имею против получения абстрактных знаний для общего развития, но каждая страна имеет только ему присущие особенности в сфере права, поэтому её гражданам необходимо знать, какие именно законы действуют в Республике Казахстан, и как ими пользоваться. Наши же люди думают, что суды у нас, как в Америке, и стоит только адвокату зайти в полицейский участок – он за пять минут вытащит оттуда своего клиента.

В 2007 году мы с коллегами создали портал «Форум адвоката», чтобы безвозмездно консультировать людей по юридическим вопросам. Тогда соцсетей ещё не было и спрос на нашу помощь был колоссальный. В итоге за пять лет существования наша команда предоставила 10 тысяч консультаций физическим и юридическим лицам. Выпущенную тогда мной книгу с консультациями по типичным вопросам разобрали в считанные месяцы.

Пару лет назад мной были выпущены книги «Беседа с адвокатом», «Виды правовой защиты от кибербуллинга», где простым языком написаны реалии нашей правовой системы и советы – как в ней выживать. Точно так же, как и десять лет назад, они стали лидерами продаж.

В ближайшее время будет издана написанная в соавторстве с коллегой книга «Защита бизнеса в уголовном процессе» с лайфхаками из моего почти 30-летнего профессионального опыта. Наверное, и она тоже быстро разойдётся среди читателей из-за дефицита практической юридической литературы на казахстанском книжном рынке.

Буквально на днях на своей странице в Фейсбуке я провёл небольшой опрос: какие книги на юридическую тему можно посоветовать неюристам? Отрадно было, что кроме Конституции и книг по теории государства и права, называли и художественную литературу тоже. Например, «Преступление и наказание» Достоевского. То, что люди активно вступили в дискуссию, дало надежду, что они всё-таки хотят получать правовые знания. Уверен, что только высокая правовая культура общества будет способствовать успешной реализации всех планируемых реформ, ведь когда каждый человек переживает за будущее своей страны, желает ей только развития и процветания, тогда все действующие в обществе институты, включая систему правоохранительных органов, будут качественно выполнять предусмотренные им функции.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33