вторник, 12 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Почему не сняли Ерлана Тургумбаева?

В понедельник вечером в социальных сетях появилась информация о том, что министр внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев освобожден от занимаемой должности. Но не успели его критики обрадоваться, как выяснилось, что он никуда не уходит.

Требования снять Тургумбаева звучали в соцсетях уже давно и очень громко. 12 февраля на egov даже появилась соответствующая петиция.

«Нужно провести тщательное расследование событий, произошедших вечером 6 января. Особое внимание при этом нужно уделить информации о том, что на площади в Алматы мирных жителей с транспарантом «Народ – не террористы» расстреляли без предупреждения. Кроме того, авторы и подписанты требуют наказать виновных в расстреле мирных жителей и выяснить обстоятельства смерти всех погибших и отпустить всех задержанных во время и после январских событий, которые не причастны к совершению тяжких преступлений.

Цель петиции –собрать 100 тысяч подписей. Однако на момент написания этой статьи ее подписали всего 4844. Зато среди них был даже член Политсовета партии Nur Otan.

Чуть позже в журналистских чатах появилось обращение к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву матери 12-летнего мальчика, убитого, как говорили, шальной пулей (орфография сохранена).

«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Я, Каримбекова Гаухар Куанышовна, 25.08.1982г.р., мать погибшего в период Январьских событий в городе Алматы Кылычбек Султана Еркинұлы. Мой 12 летний сын был жестоко убит 05 января 2022 года, а именно застрелен в голову. Мой ни в чем неповинный ребенок был убит взрослым человеком, у меня на глазах.

Произошло это не в 23.00 часа ночи как сообщила в СМИ пресс-секретарь С. Азирбек, Султана застрелили в 20.49 часов вечера. И это была не шальная пуля как заявила пресс-секретарь. В том районе где произошло УБИЙСТВО, на тот момент не проходил митинг, беспорядков на той улице не было. И на сколько я знаю приказа «Стрелять на поражение» не было, приказ был более позже. Так почему стреляли? Получается в нашей стране разрешается стрелять самовольно, да еще и в ДЕТЕЙ????

В тот день я вышла со своим сыном в банкомат, а заодно и в магазин, не в город, а во двор!!! Магазин находится напротив УП Ауэзовского района. С крыши данного УП и происходили выстрелы», – говорится в письме.

За это время прошло и несколько митингов у здания Алматинской городской прокуратуры. Там собирались родственники задержанных и содержащихся в следственном изоляторе граждан. Все они заявляли о непричастности своих близких к беспорядкам, требовали прекратить пытки и освободить невиновных. В основном к прокуратуре выходили женщины – сестры, жены, матери. Некоторые приходили с маленькими детьми.

К 16 февраля антикоррупционная служба расследовала уже 178 уголовных дел о пытках задержанных после январских событий, а всего заявлений о таких фактах было подано 363. Об этом сообщила Генеральная прокуратура РК Тем временем Генеральная прокуратура Кыргызстана уже начала расследование дел о пытках своих граждан, которым они подверглись в полиции Казахстана.

Согласно закону «О правоохранительной службе РК» одним из принципов правоохранительной службы является «обязательность защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств». Численность сотрудников полиции в Казахстане составляет 86 тысяч человек. В одном только Алматы их более 6 тысяч.

Несмотря на это 9 января Тургумбаев признался, что его подчиненные не смогли защитить ни граждан, ни имущество, ни акимат, ни даже самих себя.

«Здесь митингующие не выдвигали никаких требований и не шли на переговоры. Полицией были предприняты меры по блокированию незаконного шествия, однако многочисленные группы протестующих в разных районах города совершали нападения на патрульные наряды. Захватили семь оружейных магазинов, завладели оружием и боеприпасами. Захватили общественный транспорт, коммунальную технику, на которой таранили наряды сил правопорядка, кидали в сотрудников самодельные зажигательные смеси, стреляли из огнестрельного оружия (…) Ввиду значительного численного преимущества им удалось прорвать несколько линий обороны и проникнуть в здание. Под натиском многочисленной толпы, во избежание жертв, полиция была вынуждена отступить. При этом было уничтожено и разграблено имущество, совершён поджёг в зданиях. Были избиты и подвергнуты издевательствам сотрудники полиции и курсанты военного училища, у них отобраны спецсредства и обмундирование. Одновременно вооружённые преступники открывали беспорядочный огонь на улицах города, убивая сотрудников полиции, военнослужащих и просто граждан. Совершены погромы ТРЦ, финансовых учреждений, вскрывали банкоматы с целью хищения денежных и материальных ценностей. 800 преступников захватили аэропорт Алматы, разграблены все помещения аэропорта».

В комментариях в социальных сетях массово звучали призывы снять Тургумбаева. Но своих должностей почему-то лишались только высокопоставленные сотрудники КНБ РК, видимо, за то, что проглядели не только появление в Казахстане 20 тысяч иностранных террористов и столь же загадочное их исчезновение. Прочесавшие частный сектор и съемные квартиры полицейские их так и не нашли. Зато, по словам участников митинга у горпрокуратуры, очень эффектно задержали мужчин, которые даже близко к беспорядкам не подходили и тихо сидели в гостинце, ожидая вылета на хадж…

Головы полетели в министерстве обороны. А их полицейских кресла лишились только начальник Департамента полиции Алматинской области Серик Кудебаев, его заместитель, а также начальник Управления полиции Талдыкоргана. Вопреки слухам, начальник Департамента полиции Алматы Канат Таймерденов свою должность сохранил.

Более того, Ерлан Тургумбаев остался в должности министра даже после того, как стало очевидно, что полиция оказалась не в силах справиться с ситуацией в начале января.

Впрочем, министр обороны тоже вошел в новый состав правительства, но вскоре был снят и даже арестован.

Так что в сообщения о том, что Тургумбаева сняли, поверили практически все, кто прочитал об этом в социальных сетях и даже некоторых СМИ. Называлось даже имя нового министра – как ни странно, на это место прочили Нургали Билисбекова, заместителя председателя оскандалившегося ведомства – КНБ РК.

Но сенсации не случилось. Уже на следующий день МВД РК официально сообщило, что министр никуда не ушел и трудится в прежнем режиме.

Может быть, свою роль сыграли прежние заслуги этого Заслуженного работника МВД РК перед отечеством, которые не смогли перечеркнуть ни январские беспорядки, ни пытки, ни даже знаменитый джазовый террорист?

Тургумбаев происходит из знаменитого рода шапрашты, к которому относятся и многие казахстанские власть имущие, включая первого президента страны Нурсултана Назарбаева.

Карьерный рост нынешнего генерала-лейтенанта складывался как по заказу (хотя и не всегда очень быстро – иногда повышения приходилось ждать годами). В одном из интервью Тургумбаев сказал, что, когда он пришел работать в милицию (так она тогда еще называлась), он мечтал стать «крутым начальником» – возглавить уголовный розыск. Мечта начала сбываться буквально через два года после начала службы. Если в 1984 году Тургумбаев начинал простым оперативником в Карагандинской области, то уже с 1986 занимал различные должности в следственно-оперативных подразделениях Алатауского и Калининского РУВД, а также ГУВД города Алматы. Потом ему захотелось стать начальником ДВД города и в 2003 году его назначили начальником Департамента внутренних дел Северо-Казахстанской области, а в 2006 – начальником ДВД Алматы. Следующей «сверхмечтой» (как выразился сам Тургумбаев) было получить генеральские погоны. Через несколько лет сбылась и эта мечта.

Удивительно, что мечтал господин министр не о полном и окончательном искоренении преступности во вверенном ему городе или даже во всей стране, не о повальном соблюдении законности всеми гражданами и гостями Казахстана, а исключительно о продвижении по карьерной лестнице.

Но не только в этом его заслуги перед народом. Став министром, он провел реформу МВД, поменял дизайн полицейской формы. Ведь нехорошо, когда стражи порядка носят одежду из коллекции сезона 15-летней давности. Еще он (вернее, сотрудники его ведомства), по его же собственным словам, хорошо приструнили домашних дебоширов и хулиганов. И вообще, министр, как ему и положено, прилагал все силы для защиты законных прав граждан. Он даже внедрил передовые западные методы работы, такие как кетлинг, например (когда митингующих берут в плотное кольцо и держат на морозе несколько часов, чтобы поостыли малость).

А еще Тургумбаев хорошо стреляет из разных видов оружия, включая пистолет-пулемет MP5, такой, какими вооружены спецподразделения полиции.

В общем, он все делал как положено, иначе бы его не наградили орденом «Даңқ» І и ІІ степени, орденом «Айбын» ІІ степени, знаком «Кайсар» І степени, и … медалью «За вклад в развитие Евразийского экономического союза».

То, что полицейские не стреляли в самом начале январских событий – так, возможно, они не взяли с собой оружия, полагая, что мирных граждан можно угомонить и кетлингом, например, или опасались, что под пули попадут случайные прохожие или кто-то из многочисленных зевак. И вообще, стрелять или не стрелять должен был решать министр обороны. То, что в городе каким-то образом оказались десятки тысяч подозрительных иностранцев – это недоработка КНБ, а участковые ничего не могли сделать, если по документам никто их них миграционное законодательство не нарушал, а сейчас еще и много говорят о необходимости привлечь в нашу страну побольше зарубежных туристов.

Получается, снимать его на за что. А может быть, просто заменить некем?

Когда алматинцы потребовали отставки Сагинтаева с поста акима города, слышащее государство их услышало и поменяло его на Ерболата Досаева, который горожанам как-то сразу пришелся не по душе. С требованиями отставки Тургумбаева все складывается как-то по-другому. Ощущение такое, что в случае с МВД государство своих граждан плохо слышит, а кричать громче они попросту боятся, потому что на ум им сразу приходят слова одного известного шапрашты: «следующий будет еще хуже».

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33