среда, 18 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Карим Масимов: у КНБ не хватает эффектных доказательств?

На днях осужденный Муратхан Токмади сделал внезапное заявление о том, что взял вину на себя под пытками и психологическим давлением.

««Правовой вандализм» в отношении меня, моей семьи, родных, коллег, друзей был совершен арестованными ныне членами следственно-оперативной межведомственной группы КНБ/МВД/ГП под руководством Карима Масимова, во главе с полковником КНБ Русланом Искаковым. Путем угроз, побоев, пыток, морально-психологического давления на семью, фальсификацией уголовных дел 20-30-летней давности против меня, 3-х уголовных дел против супруги, арестом родственника, блокировки бизнесов, ареста имущества и счетов семьи и множества других методов – они «убедили» меня подписать процессуальные соглашения о признании вины и сотрудничестве (ПС). По их условиям я должен был признать (…) убийство Ержана Татишева по заказу Мухтара Аблязова», – говорится, в частности, в этом письме.

Учитывая, что наличие пыток в следственных изоляторах сегодня уже не является никаким секретом (только в ходе расследования январских беспорядков в прокуратуру поступило порядка 300 заявлений по этому поводу и возбуждено более 200 уголовных дел), мы можем допускать, что в 2017 году дела обстояли не лучше, это только люди в системе меняются – а методы остаются.

Будет ли дан официальный ход заявлению Токмади, покажет время. Но ясно одно – это заявление появилось далеко не случайно и именно сейчас. Сегодня КНБ сделало еще одно «шокирующее» заявление о том, что Карим Масимов подозревается не только в государственной измене, подготовке к насильственному захвату власти и превышении должностных полномочий, но и многочисленных признаках коррупционных деяний: элитная недвижимость, дорогие подарки, автомобили бизнес-класса, незаконный вывод средств за рубеж и пр. Правда, размеры преступлений нельзя назвать впечатляющими. Поэтому, видимо, нужны «дополнительные аргументы» и сейчас начался их судорожный поиск. На самом же деле, вся эта история началась еще в начале 2000-х.

Как убивали Татишева

Роковой выстрел прозвучал 19 декабря 2004 года на охоте, страсть к которой испытывали и Татишев, и Токмади. На тот момент Ержан Татишев был председателем правления банка «ТуранАлем», а Муратхан Токмади – главой компании «КазСтройСтекло», а по слухам – еще и одним из руководителей ОПГ «Депутатский корпус».

По первоначальной официальной версии, когда Татишев, будучи за рулём джипа, передавал ружьё сидевшему на заднем сидении Муратхану Токмади, машина наехала на кочку, произошёл произвольный выстрел – и пуля попала в голову банкира.

Первая комплексная судебная экспертиза доказала, что в банкира выстрелил Муратхан Токмади. Многочисленные выводы экспертов указывали на то, что направление выстрела было именно оттуда, где сидел Токмади – с заднего пассажирского сиденья. При этом экспертиза показала, что ружье было полностью исправно и выстрел произошел после нажатия на спусковой крючок.

Однако судьи не признали это заключение специалистов и назначили повторную экспертизу, которая и показала нужный для Токмади результат: ружье Татишева признали неисправным, что, по мнению экспертов, и послужило причиной произвольного выстрела. Суд признал убийство Ержана Татишева несчастным случаем, а стрелявший Токмади был отпущен на свободу.

И все-таки убийство?

Спустя тринадцать лет Токмади признался, что тот выстрел не был случайностью – он намеренно убил Татишева, причем по заказу беглого банкира Мухтара Аблязова, пытавшегося вернуть контроль над банком «ТуранАлем».

В суде, начавшемся осенью 2017 года было допрошено более 60 свидетелей. Но главными все же стали показания самого Токмади.

«С Аблязовым мы познакомились в 2003 году, мне позвонили люди и попросили приехать на встречу по инвестициям проекта. Среди прочих людей я увидел Аблязова, он пригласил за стол и начал говорить о том, что Ержан Татишев с ним неправильно поступил. На каждой встрече он всегда говорил мне о том, что Ержан Татишев с ним неправильно поступил. И он намеревается любыми способами вернуть банк, долю свою. Вплоть до физической расправы. На дальнейших встречах он начал мне предлагать участвовать в этом. Говорил, что у него есть люди в силовых структурах и в случае моего отказа он займется мной. Также угрозы поступали в адрес моей семьи. И в одну из встреч он сказал, что все идеально продумал. Все должно произойти как несчастный случай на охоте. И в дальнейшем, при успешном исходе дела, он поможет со следствием, а также с судом», – сказал Токмади.

За оказанную услугу Токмади получил 4 млн. долларов.

Ержан Татишев и Мухтар Аблязов познакомились в 1991 году: Аблязов основал малое предприятие «Мадина», где начал свою трудовую биографию Татишев. В 1993 году они основали компанию «Астана Холдинг» после объединения с другим начинающим предпринимателем — Нурланом Смагуловым. В июне 1997 года Мухтара Аблязова заметили в правительстве и пригласили главой нацкомпании по управлению электросетями KEGOC, а уже через год он становится министром энергетики, индустрии и торговли Казахстана. При этом он сумел сохранить за собой контроль над «Астана Холдингом», осуществляя руководство через подставных лиц, и вскоре через эту компанию выкупил у государства «Банк ТуранАлем» за 72 млн долларов. В апреле 1998 года совет директоров утверждает Ержана Татишева председателем правления АО «Банк ТуранАлем».

Через год Аблязов уходит в отставку в связи с обвинениями в хищении денежных средств и сокрытии доходов. В конце марта 2002-го Аблязова арестовывают и приговаривают к шести годам заключения. В то же время, истинные мотивы ареста Аблязова связывают с его активным участием в ДВК, оставшимся в истории как первый серьезный внутриполитический кризис.

По одной из версий, во время следствия он предлагает своим партнерам выкупить у него долю в бизнесе. Тогда же случился первый конфликт Татишева и Аблязова, ставший переломным в их отношениях. Дело в том, что Ержан высказал находившемуся в СИЗО Мухтару интерес к покупке его доли в АО «Банк ТуранАлем». Однако предложенная сумма оскорбила Аблязова — он оценивал свой пакет акций намного дороже.

Выйдя в 2003 году после помилования на свободу, Аблязов, якобы, пытался добиться от Татишева увеличения своей доли в «Банке ТуранАлем», но договориться не смог, а потому решил просто-напросто устранить последнего. И его выбор пал на Муратхана Токмади, а активно содействовал возникновению тандема тогдашний председатель КНБ РК Нартай Дутбаев. Так и была срежиссирована драма на охоте, после которой Аблязов убедил вдову Татишева продать ему акции «Банка ТуранАлем» и в 2005 году стал председателем правления АО «БТА».

Потом уже произошла всем известная драма: Аблязова обвинили в том, что он присвоил миллиарды банка и сбежал за границу. 7 июня 2017 года его заочно приговорили к 20 годам лишения свободы, а после признаний Токмади – еще и к пожизненному заключению за заказное убийство.

Многоходовка в пользу Назарбаева?

Сам же банк переходил от одного хозяина к другому. В 2009 году, поменявший свое название на «БТА», банк фактически признал свой технический дефолт, и Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» выкупил 75,1% акций БТА, таким образом банк получил 251 млрд тенге в качестве дополнительного капитала.

В конце 2013 года «Самрук-Казына», Казкоммерцбанк и бизнесмен Кенес Ракишев подписали меморандум о взаимопонимании: Казкоммерцбанк выкупил 46,5% акций БТА, стоимость которых составляла 72 075 млн тенге, Ракишев выкупил аналогичную долю, а оставшиеся 4,26% «Самрук-Казына» передал Казкоммерцбанку в доверительное управление. Так Казком получил полный операционный контроль над БТА.

Позднее участь БТА постигла и сам Казком: 5 июля 2017 года было объявлено о том, что Народный банк купил контрольный пакет акций Казкоммерцбанка – 96,81%.

Учитывая, что Народный банк – это вотчина среднего зятя Нурсултана Назарбаева Тимура Кулибаева, можно говорить, что многоходовка достигла своей первоначальной цели. Находящийся в бегах Мухтар Аблязов с самого начала говорил, что еще в 1998 году Назарбаев хотел завладеть банком «ТуранАлем» через Казкоммерцбанк, но он сумел предложить на торгах большую цену, и Назарбаев якобы был в ярости. Укладывается сюда и «заказное убийство», в котором в том же 2017 году сознался Токмади: чем больше будет обвинений в адрес Аблязова – тем легче будет лепить из него образ «врага народа».

Но нынешнее признание Токмади, что он не убивал Ержана Татишева по «заказу» Аблязова, картинку эту рушит. И Токаев стоит перед дилеммой: дать заявлению ход и тем самым еще больше «загрузить» Карима Масимова, или сделать вид, что ничего не произошло, а письмо Токмади – одно из ряда подобных, где убийца пытается все переложить с больной головы на здоровую.

Две точки зрения на одно заявление

Заявление Токмади стало «костью в горле» нынешнему президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву – так комментирует признание один из фигурантов дела, Мухтар Аблязов. В отличии от нас, он уверен, что никакого нового расследования не будет.

«Аблязов, в понимании Токаева, в первую очередь Назарбаева, опаснейший враг. Приход к власти Аблязова для Токаева – полный разгром режима Назарбаева, конфискация украденного имущества, посадка в тюрьму за коррупцию и предательство интересов страны (…) Поэтому пока не падет режим Назарбаева-Токаева, Токмади будет сидеть в тюрьме. Иначе режиму придётся признаться, что все эти признания Токмади добыты пытками. Режиму придётся также признать, что обвинения по якобы краже средств из моего же банка БТА – это сфабрикованные обвинения, чтобы уничтожить политического оппонента Назарбаева. Поэтому на все эти действия Токаев не пойдёт», – написал опальный банкир на своей страничке в Facebook.

Брат Ержана Татишева, бизнесмен Еркин Татишев своего отношения к Токмади не изменил. Как и в 2017 году, когда Токмади признался в убийстве по заказу, он уверен, что так оно и было. В интервью КазТАГ он дал ожидаемый комментарий: «Мы очень четко понимаем, что он убийца, мы очень четко понимаем, что он это не делал просто так из-за какой-то личной ненависти или личной неприязни – это он сделал банально из-за коммерческих интересов, поэтому для меня этот вопрос закрыт, очевиден, и вот сейчас прошли годы, и все дальнейшие действия, которые произошли с «Банком Туран Алем», БТА – очевидно показывают, кто заказчик, кто убийца, и здесь даже школьник поймет, в чем здесь дело. У меня есть очень четкая, понятная позиция, которую мы для себя не раз перепроверяли – нам здесь вообще не важно было, ни Муратхан, ни остальные – мне важно было найти правду, я всегда боролся за правду, всегда боролся за то, чтобы найти истинных и убийц, и заказчиков смерти моего брата. Убийца сидит, в этой части считаю, что справедливость восторжествовала, но, конечно, по заказчику еще есть вопросы, но надеюсь, все равно, все придет к своему концу в определенный момент», – сказал Татишев.

Под заказчиком он, естественно, подразумевает Мухтара Аблязова.

Не верю!

Как бы ни закончилась история с новым признанием Токмади, доверия народа к власти и правоохранителям она, увы, не вернет. Слишком много оскорбительной лжи за эти годы услышало наше общество.

Это и убийство оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева и его телохранителей, правда о которой так и осталась за стенами КНБ. Увы, но даже если она и станет достоянием гласности, то только потому, что это станет результатом межклановых разборок.

Тогда, в 2006 году в суде заказчиком был объявлен экс-руководитель аппарата сената парламента РК Ержан Утембаев, который «заказал» политика на почве неприязненных отношений. Однако спустя некоторое время спустя приговоренный к 20 годам тюрьмы Утембаев заявил, что убийства он не заказывал, а хотел, чтобы Сарсенбаева лишь избили. И в 2014 году суд изменил статус осужденного с «заказчика» на «пособника убийства», а вопрос с заказчиком не закрыт до сих пор. Родственники Сарсенбаева намекали, что им мог быть старший зять первого президента РК Рахат Алиев (он скончался в 2015 году в австрийской тюрьме якобы в результате суицида), а сам Алиев в книге «Крестный тесть» писал, что заказчиков убийства Алтынбека Сарсенбаева следует искать в высшем руководстве страны, но никаких фамилий не назвал.

Также наши доблестные следственные органы не смогли уверить общество, что оппозиционный политик Заманбек Нуркадилов в 2005 году покончил жизнь самоубийством. Выдвигая эту версию, следствие не смутил даже такой факт, что смерть наступила от двух выстрелов в грудь и еще одного в голову. Поэтому вполне логично выглядит обращение сына политика Кайрата Нуркадилова к новому генпрокурору страны Берику Асылову в начале марта текущего года с требованием возобновления расследования обстоятельств смерти отца, называя произошедшую трагедию заказным политическим убийством. Свое долгое молчание Кайрат Нуркадилов объяснил тем, что говорить ему не позволяла «политическая ситуация, зависимость от определенных обстоятельств, страх за свою жизнь и моих близких». Теперь же он верит, что «республика определяет новые демократичные пути своего развития, которые осуществимы лишь при условии, что в прошлом не должно оставаться черных пятен – тайных и секретных убийств».

К этому же апеллирует и Муратхан Токмади.

«Уже 5 лет я отбываю наказание за преступление, которое я не совершал! Вся эта история, причинившая столько страданий мне и моим близким, была придумана и реализована группой сотрудников КНБ во главе с К.Масимовым, при активном содействии ГП, МВД, судов. Главной их целью являлась экстрадиция Мухтара Аблязова – главного врага Н.Назарбаева. Однако это им не удалось, и в январе этого года все они были арестованы, а правда об их многочисленных преступлениях постепенно становится известна. На основании вышеизложенного прошу Вас – Гаранта Конституции, обеспечить торжество Справедливости и Законности, пересмотреть мое дело с учетом вышеуказанных и ранее отправленных Вам факторов, наказать виновных, восстановить мои Честь и Достоинство и вернуть мне законную СВОБОДУ!», – написал он в письме на имя главы государства.

Трудно сказать, оправдает ли Токаев оказанное ему высокое доверие? С одной стороны, КНБ ищет новые эффектные доказательства вины Масимова, а с другой – где гарантия, что обвинения в адрес дважды экс-преьмера и руководителя спецслужб через какое-то время тоже не будут опровергнуты «прозревшими»?

Иван Терентьев

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33