воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

И не надо мне прав человека…

Доклад «Восприятие концепции прав человека казахстанской молодежью» Ирины Медниковой, Генерального директора Молодежной информационной службы на Международной конференции «Молодежь Центральной Азии. Казахстан», раскрыл новые, а подчас даже неожиданные аспекты формирования молодежного самосознания. Выяснилось, что казахстанская молодежь – на двадцать пятом году независимости и рыночных реформ! - почти ничего не знает о правах человека…

Репрезентативность полученным данным придает масштаб исследования, проведенного в рамках программы «Школа Гражданского Образования», организованной в 2010 году Молодежной информационной службой. Это уникальная площадка, где правозащитники, политологи, экономисты и журналисты проводили и проводят по сей день учебные семинары и мастер-классы по правам человека. За шесть лет курс лекция и семинаров по этой тематике прослушали более 1300 молодых людей из Алматы, Астаны, Караганды, Семея, Шымкента.

Шесть лет – большой срок, чтобы выявить среди учащихся, большинство из которых имело возраст 18-24 года, какие-то тенденции, определить «болевые» точки только формирующегося  молодежного менталитета. Однако инициаторы семинара даже не представляли, что в сфере прав человека  казахстанские юноши и девушки продемонстрируют столь тотальное невежество.

«Даже на открывающей курс базовой лекции по правам человека  мы увидели повторяющиеся фреймы (фрейм в социологии - определённого рода целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире – авт.) восприятия молодежи, основополагающей характеристикой является то, что  молодежь не имеет понятия, что такое права человека. – говорит  Ирина Медникова. - На протяжении всего нашего проекта молодежь демонстрирует одинаковое поведение.

Никто и никогда, из всей нашей  аудитории, за все эти годы,  не смог вначале дать определения этому понятию!

 Права человека всегда путаются с правонарушениями, с горизонтальными отношениями между людьми. В беседах с молодыми выявилось отношение к государству, как к абсолютно правой стороне, наделение государства  сверхполномочиями,  в ущерб своим правам. При этом демонстрируется  серьезное незнание своих прав, оправдание любых действий государства в отношении личности.

Нашей аудитории всегда сложно принять тот факт, что права человека может нарушить государство. Когда мы начинаем разбирать на семинарах конкретные примеры таких нарушений, в аудитории воцаряется тишина, некая испуганная  пауза. Часть аудитории  начинает оправдывать государство, говорить, что , наверное, оно имеет на это право, что, вероятно, были какие-то особые обстоятельства, что человек, наверное, сам виноват…  И дальше они идут по пути оправданий практически любых действий государства. И только  потом, после наших лекций и занятий, когда им становится понятной система прав человека, молодые люди начинают мыслить более гуманитарно.  Только  к концу  курса наша аудитория начинает понимать, что такое концепция прав человека,  каковы должны быть такие «вертикальные» отношения человека и государства.»

Примечательно, что, как отмечала  Ирина Медникова,   правильного определения  прав  человека не сделали ни юристы, ни студенты на стадии магистратуры, ни один человек – за все годы, что проводился семинар. Хотя ведь студенты, а особенно  студенты – гуманитарии должны бы знать эти основополагающие принципы современного развитого общества!

« И тогда мы задали себе вопрос: а где бы наши молодые люди  могли услышать о правах человека? – рассказывает Ирина Медникова. - Где они могли бы  получить такую информацию, где могли бы этому научиться? И мы пришли к выводу, что нигде…. Семья не является тем местом, где ребенку рассказали бы о правах человека . На любой стадии нашей системы образования молодежь также не может получить такую информацию -  ни в школе, ни в колледже, ни в вузе. Также такой информации  молодые  не могут получить и на работе.»

В результате мы имеем ущербную систему образования, где этим вопросам не уделяется практически никакого внимания, правам человека обучают только немногие НПО. И молодые приходят потом во взрослую жизнь со сложившимся, во-многом  конформным и авторитарным,  сознанием.

Конечно, здесь большую роль могла бы сыграть семья, в которой человек получает определенные нравственные ценности и установки. Но наши семьи все, целиком, вышли из советского периода, где права человека представлялись буржуазным фантомом, а обучение им и даже знание о них в определенные периоды могло бы грозить людям репрессиями и лагерем. Тяжелый исторический опыт поколений советских людей жив в общественном сознании. Прошлое хватает настоящее. Как хорошо об этом написал поэт Владимир Соколов:

Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек...

Двадцать лет независимости – слишком короткий срок, чтобы в семье сформировались истинно демократические и гуманитарные ценности. Да и сегодняшняя наша политическая и общественная реальность не способствует реализации прав человека в их полном объеме.  Зачем чему-то учить человека, если это знание не поможет ему в жизни? Вот и не учат…

«В отношениях с государством молодые выступают  как бы в качестве ребенка, демонстрируют паттерную модель поведения. Молодежь не является автором запроса на соблюдение прав человека, в первую очередь она не знает этих прав.» - констатирует Ирина Медникова. По ее мнению, это очень опасное явление, которое консервирует архаичную, зависимую модель поведения молодых, впрямую связанную с моделями развития будущего общества.

Однако, не все потеряно. После завершения проекта исследователи  замеряли отношение молодежи, их восприятие общественно-политических процессов в стране, их  восприятие своего предназначения. После очередного этапа проекта, который  завершился в 2015 году в пяти городах, и охвативший  340 участников, они провели опрос.  Результаты опроса подтверждают, что этот проект, их новое знание о правах человека,  изменили  отношение молодежи  ко многим  процессам, развивающимся в Казахстане,  отношение к  общественно-политической ситуации, к  собственной самоидентификации и  самооценке. Они осознали, что права человека – не просто слова, а цельная система ценностей развитой современной личности, и выражают желание (по-крайней мере – в опросах) активно участвовать в общественной жизни.

Что касается обучения правам человека, то Казахстан здесь не только на задворках мировой педагогической практики, а стоит в одном ряду с самыми отсталыми странами Азии и Африки. Парадоксом в этом ряду является то обстоятельство, что несколько лет назад наша страна председательствовала в ОБСЕ…

 Опыт обучения важнейшим гуманитарным принципам, составляющих права человека, в мире накоплен немалый.  Еще 12 лет назад, в 2004 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила «Всемирную программу образования в области прав человека».  Цель программы – содействовать утверждению равенства, расширению прав и возможностей личности, участию всех граждан в жизни общества, а также способствовать предупреждению и разрешению конфликтов.Это, как указывается в ооновских документах, инструмент для построения устойчивых обществ, где все люди могут рассчитывать на то, что их права должным образом реализуются, уважаются и защищаются.

Вот как решают эту проблему на государственном уровне в разных странах:

Ирландия

Требования воспитания местной и глобальной гражданской ответственности установлены в рамках обязательной программы для школ 3-й ступени (учащиеся в возрасте от 11 до 14 лет) по таким концепциям: Разнообразие и интеграция; Права человека и социальная ответственность; Равенство и социальная справедливость; Демократия и активное участие.

Испания

Воспитание демократической гражданственности и образования в области прав человека включено в Основной закон об образовании. Стало как отдельным, так и междисциплинарным предметом в системе послешкольного образования, а также междисциплинарным предметом в системе непрерывного образования, включая обучение дошкольников, профессионально-техническую подготовку и образование взрослых.

Германия

Стандарты поддержки школ в осуществлении преподавания прав человека путем предоставления комплексной, ориентированной на результат,  концепции обучения в области прав человека на всех уровнях школьного образования.

Турция

Проект «Обучение демократии через участие в Национальном собрании школьников» стартовал после подписания протокола между Национальным министерством образования и Великим национальным собранием Турции. Вначале это был экспериментальный проект  для 300 школ, а в 2005 - 2006 учебном году он был открыт для всех 42 000 школ страны, в которых обучается около 13 млн. учеников. Примеры можно продолжать долго…

У нас в Казахстане ничего подобного нет, и даже не предвидится. Очевидно, это делается сознательно. Людьми с паттерным, боязливым сознанием, благоговеющими перед мощью государства, управлять легче, чем теми, кто знает и умеет защищать свои права. Изначальные и неотчуждаемые.

Оставить комментарий

Общество

Коллекторы в законе. Как обуздать стихийную отрасль Коллекторы в законе. Как обуздать стихийную отрасль
Карлыгаш Еженова
Молодежь Казахстана: моментальные снимки Молодежь Казахстана: моментальные снимки
Карлыгаш Еженова
Наполеоновские планы Астаны Наполеоновские планы Астаны
Григорий Трофимчук
По ком звонит айфон? По ком звонит айфон?
Карлыгаш Еженова
От лабораторий – к производству От лабораторий – к производству
Карлыгаш Еженова
Какого цвета народ Казахстана? Какого цвета народ Казахстана?
Карлыгаш Еженова
Все, что нажито непосильным трудом! Все, что нажито непосильным трудом!
Владислав Иноземцев
Электоральный Зион Электоральный Зион
Досым Сатпаев
На «встречных курсах» На «встречных курсах»
Владислав Иноземцев
Наступление бедности Наступление бедности
Карлыгаш Еженова
Здесь будет город – ад? Как Алматы превращают в Чернобыль Здесь будет город – ад? Как Алматы превращают в Чернобыль
Карлыгаш Еженова
Размер имеет значение? Размер имеет значение?
Карлыгаш Еженова
Мечты рождают цель Мечты рождают цель
Карлыгаш Еженова
Национальный проект "Ел тұлғасы/Имя Родины"  2015 (видео) Национальный проект "Ел тұлғасы/Имя Родины" 2015 (видео)
Карлыгаш Еженова
Наследие сорок четвертого Наследие сорок четвертого
Валихан Тулешов
Уроки казахстанского. Как уход Келимбетова отразился на тенге? Уроки казахстанского. Как уход Келимбетова отразился на тенге?
Владислав Иноземцев
Мы утратили способность к критическому мышлению Мы утратили способность к критическому мышлению
Галым Жусипбек
Чем опасен конфликт саудитов и иранцев? Чем опасен конфликт саудитов и иранцев?
Григорий Трофимчук
Ода музыке Ода музыке
Берлин Иришев
На турецко-сирийской границе На турецко-сирийской границе
Ботакоз Копбаева
Мерси, Мерсин! Мерси, Мерсин!
Ботакоз Копбаева
Прогулка по Алании - 2. Как "смит" стал "симитом"... Прогулка по Алании - 2. Как "смит" стал "симитом"...
Ботакоз Копбаева
Прогулка по Алании. В Турции все спокойно Прогулка по Алании. В Турции все спокойно
Ботакоз Копбаева
Инвестиции, где вы? Инвестиции, где вы?
Ботакоз Копбаева
«Волшебный пендель»  Президента «Волшебный пендель» Президента
Ботакоз Копбаева
Прием против лома Прием против лома
Ботакоз Копбаева
Финансирование науки сегодня распылено Финансирование науки сегодня распылено
Карлыгаш Еженова
Учу, учу, кого и как хочу… Учу, учу, кого и как хочу…
Карлыгаш Еженова
Средний класс: как выжить в кризис? Средний класс: как выжить в кризис?
Карлыгаш Еженова
Бесконечная история Бесконечная история
Карлыгаш Еженова
Мы абсолютно беззащитны перед медициной Мы абсолютно беззащитны перед медициной
Карлыгаш Еженова
Вячеслав Локшин: «Принцип «деньги идут за пациентом» дал хороший стимул для развития  нашего здравоохранения…» Вячеслав Локшин: «Принцип «деньги идут за пациентом» дал хороший стимул для развития нашего здравоохранения…»
Карлыгаш Еженова
Многовекторность переживает второе рождение Многовекторность переживает второе рождение
Валихан Тулешов
Год несбывшихся ожиданий Год несбывшихся ожиданий
Карлыгаш Еженова
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33