пятница, 22 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Нужно ли законодательно запретить ваххабизм в Казахстане?

Первой такой закон приняла Чечня. После того, как в 1999 году боевики совершили рейд на территорию горных районов Дагестана, народное собрание этой автономии приняло закон "О запрете ваххабизма и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан". Позже аналогичные законы приняли Узбекистан и Таджикистан. Январь показал, что это пора сделать в Казахстане.

Ваххаби́зм (от араб. الوهابية – аль-ваххабийя) сегодня – это международное религиозно-политическое течение в Исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаб ат-Тамими (1703 –1792), являвшегося последователем Ибн Таймии (1263—1328).

Сами представители данного движения не называют себя «ваххабитами», указывая, что являются «салафитами», то есть приверженцами салафии (с арабского – «предки, предшественники»). Ваххабиты считают своё движение религиозным, а не политическим. Однако любое политическое разделение рассматривается ваххабитами как раскольничество, нарушение исламского единства. Постулат, что куфр (неверие) способен вывести человека из религии позволяет обвинять не разделяющих идеологию ваххабитов мусульман в отступничестве, что лишает защиты их имущества и жизни. Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение Ислама от чуждых, с их точки зрения, примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.

Под ваххабизмом понимается не конкретная и чётко выраженная религиозная идея, а совокупность идеологий, проповедующих крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим, и оправдывающих их убийство. Проще говоря, традиционные мусульмане уживаются с представителями иных исповеданий, а ваххабиты – нет!

Центральное место в политической идейной платформе сторонников ваххабизма занимает концепция непризнания любой власти, отходящей от предписаний шариата.

Ваххабиты подвергли сомнению три основы традиционного Ислама и разрешили убивать мусульман, которые не согласны с ними:

  1. Матуридийская школа вероубеждения неправильная. Надо принимать тексты первоисточников, как они есть – «буквально», без пояснений.
  2. Ханафитский мазхаб неправильный и не следует сахих-хадисам (т.е. достоверным хадисам).
  3. Тасауф (суфизм), как третья основа Ислама, неправильный. Тариката (пути развития духовности) нет, а есть только шариат (черное-белое, кафир-муслим).


Основные причины зарождения ваххабизма в XVIII веке – ослабление Османского халифата в годы правления султана Селим-Хана III и английская мировая колониальная политика.

К этому времени Лондон уже проделал часть работы: было подготовлено более пяти тысяч агентов, изучавших Коран и свободно владевших арабским, турецким и персидским языками. Однако была нужна идеология раскола и лидер, который бы нёс её в массы. Недостающие звенья объединил в себе Мухаммад Абдуль-Ваххаб. С 1730 г. кровавая идеология раскола начинает своё массовое распространение.

А кто же такие «салафиты»? И как они связаны с ваххабитами?

Салафизм – международное религиозно-политическое течение, призывающее следовать праведным предкам (салафам). Течение было разработано недждийскими теологами под руководством Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

В современном виде салафизм отличает:

  • притязание на исключительную истину и неприятие другого мнения;
  • обособленная трактовка понятий: единобожия, «нововведений», «язычества», «неверия» среди мусульман, впервые введённой Ибн Таймией;
  • агрессия по отношению к несогласным с их воззрениями, обвинение мусульман в неверии и язычестве (такфир и джихад);
  • буквализм как метод восприятия исламских первоисточников, критика разума и отрицание рациональности;
  • несовместимость со светскостью и стремление к созданию теократического государства («такия» – сокрытие своей ненависти и планов, как у шиитов);
  • арабоцентризм и отрицание национальных традиций и обычаев казахов (в Исламе нет наций, кроме мусульман);
  • порицание и отрицание общепризнанных суннитских теологических школ – ашаритов и матуридитов, ханафитского мазхаба и суфизма наших предков;
  • политизация отдельных религиозных понятий, таких как: «такфир», «джихад», «тагут», «халифат», «уаля уаль-бара» т.е. дружба с ваххабитами и ненависть к другим, которую они скрывают;
  • адаптация и приспособление положений Корана и Сунны под собственные убеждения (изменения контекста).


Недждийские мятежники называли себя ваххабитами, но никогда – «салафитами». Они говорили о необходимости переселения мусульман к ним в Нежд и провозглашали: «Мы поистине на пути (тарикате) ваххабизма». Слово «тарикат», используемое ваххабитами, было намеренно взято из суфизма для привлечения внимания и быстрого отклика в душах верующих. До конца XX столетия ваххабиты гордились тем, что их называют ваххабитами, заявляя, что Ваххаб – одно из имен Аллаха(«Дарующий»). Прикрываясь именем «Ваххабит», они распространяли ложную информацию о своей уникальности и избранности.

Однако со временем, когда имя «ваххабит» получило нарицательную коннотацию, они начали отказываться от него. В основном, в этом замечены несаудийские ваххабиты. Они стали называть себя «саляфами» (саляфитами) («предшественниками»). А свой призыв «даъва саляфия» – «саляфитский призыв», таким образом отмежевавшись от саудитов.

«Ребрендинг» понадобился ваххабитам еще и для того, чтобы уйти от обвинений, выдвигаемых мусульманами против них в том, что ваххабиты, по сути, являются еретиками (бидъатчиками). Арабское слово ересь (бидъа) означает порицаемое, отвергаемое новшество.

«Салафитская секта» сегодня стремительно распространяется в суннитских регионах по всему миру. Около 10 % мусульман – «салафиты», благодаря нефтедолларам Саудии и поддержке Запада. Поэтому западные страны никогда не запретят «ваххабизм». Еще в начале ХХ века «салафизм» являлся небольшой еретической сектой ваххабитов. Сегодня салафиты – это множество сект внутри ваххабизма: мадхалиты, суруриты, хаддадиты, ансары-сунны, такфириты, «джихад уаль– хиджра» и др.

О запрете ваххабизма в Казахстане

Январские события в Алматы вскрыли и обострили эту проблему. Если традиционный Ислам и тасауф (суфизм) наших предков не вмешивается в политику, отдавая «богу-богово, а кесарю-кесарево», то основная цель ваххабизма – власть.

Интересно, что из 24 запрещенных организаций в Казахстане, большинство базируется на ваххабитской идеологии. Это "Аль-Каеда", «Исламская партия Восточного Туркестана», «Исламское движение Узбекистана», «Асбат-аль-Ансар», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-и-Тайба», «Общество социальных реформ», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Исламская партия Туркестана» (Туркестанский жамагат), ИГИЛ («Исламское государство») и др.

К сожалению, мы боремся со следствием, а не с причиной. Напрашивается вопрос: в чем отличие ваххабитов от «братьев-мусульман», которые запрещены в Казахстане?

"Братья-мусульмане" /Muslim Brotherhood/ – международное религиозно-политическое движение, было основано в 1928 году в египетском городе Исмаилия 22-летним учителем и исламским проповедником Хасаном аль-Банной (убит в Каире 12 февраля 1949 г.) Создатель движения и его соратники выступали с идеями построения исламского государства.

Отличие этих двух движений главным образом в том, что ваххабиты прикрывают свои истинные цели теологическими спорами, но на самом деле структура этих движений аналогична. Вот их главные признаки:

– идеологическое крыло (с центром за рубежом),

– административно-социальная помощь нуждающимся, семьям осужденных и др. (с «крышей» в госстуктурах),

– бизнес-структуры (жамагат-чаты в каждой области),

– военизированное крыло (организация лагерей и набор рекрутов и т.д.),

– религиозное крыло (проповеди и видеолекции, распространяемые в чатах),

– политическое крыло (различные партии и сообщества) и др.

Но если «братья-мусульмане» объединяются со всеми течениями в достижении политических целей, то ваххабиты видят руководителями только своих лидеров. Из-за этого они ставят во главу «принцип таухида», ваххабитскую идеологию и отстраняются от «братьев», которые более активны, боясь поглощения.

Ваххабиты, скрывая свои истинные цели, вначале обманывают мусульман и навязывают им свое мнение в спорных религиозных вопросах. Когда же человек становится фанатичным последователем их взглядов, тогда они начинают учить его своей «шариатской политике» (сияса шаръия).

Если посмотреть на «Список религиозной литературы и информационных материалов, признанных экстремистскими в Республике Казахстан» (715 материалов), то увидим, что 80% составляет ваххабитская литература, остальная литература – партии «Хизбу Тахрир» и других немусульманских религиозных организаций.

Возникает логичный вопрос – почему не запрещается деструктивно-религиозное течение (ДРТ) или движение, литература которого в большом количестве запрещена судом РК? Ведь она содержит ненависть не только к евреям, христианам и буддистам, но и к несогласным с их идеологией мусульманам. А психологические травмы и «букет» социальных проблем, брошенных после талака (развода) женщин – это отдельная и большая проблема.

Ваххабиты присутствуют у нас в Казахстане «де-факто», но когда их численность дойдет до критической, то они будут требовать свое присутствие де-юре. Наглядный пример – «салафитская» (религиозно-политическая) партия «Нур» в Египте.

Таким образом, ваххабизм имеет множество граней и все они чреваты для нас большими проблемами. А значит, давно пора законодательно запретить у нас это деструктивно-религиозное течение, как это сделали другие страны, даже если это не понравится кое-кому на Западе.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33