пятница, 10 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

На чьей стороне будут русские Казахстана и казахские «ватники» в случае войны с Россией?

«Геббельс с помощью радио заставил всю Германия кричать «Зиг хайль!». То же самое делает российское телевидение: демагогам-профессионалам высокого класса, работающим на режим Путина, противостоять очень сложно. Этих поднаторевших в своем деле «заплечных дел мастеров» используют в пропагандистских целях как внутри России, так и на аудиторию и ближнего, и дальнего зарубежья … Казахстану сейчас нужно поднимать те гарантии безопасности, которые ведущие страны мира давали нам, когда мы отказались от ядерного оружия».

Если завтра война…

– Путину, понятно, сейчас не до Казахстана, он занят Украиной и ему хватает проблем, связанных с санкциями против России, – считает внимательно отслеживающий эту тему казахстанский публицист Сергей Дуванов. – Поэтому есть вероятность, что до конфликта с Кремлем не дойдет. Дай Бог, чтобы было именно так. Однако исключать возникновения напряженности во взаимоотношениях Казахстана и России тоже нельзя.

Что может произойти, если Россия предъявит какие-то претензии в Казахстану и, возможно, даже предпримет какие-то военные действия? По мнению «профессионального диссидента», как многие называют Сергея Дуванова, противостоять России в военном отношении Казахстан не сможет.

– Случись такое – может повториться ситуация с аннексией Крыма у Украины в 2014 году, – говорит журналист. – Скажем, в 2-3 северных областях казахстанские русские «попросят» Кремль защитить их от «казахского национализма». По примеру Крыма тут же в этих областях появятся «зелёные человечки» (эвфемизм – российские военнослужащие в военной форме без знаков различия, блокировавшие стратегические объекты в Крыму в начале 2014 года с нарушением суверенитета Украины. – Ред.)) и они превратятся в плацдарм постоянной угрозы для вторжения, что создаст в стране атмосферу страха и неуверенности в будущем. Любые ответные меры Казахстана только ухудшат ситуацию и приведут к эскалации насилия. А это такая война, которую в сегодняшних условиях выиграть очень проблематично.

Нельзя исключать и еще более худший вариант, когда в районе аэропортов Алматы и Нур-Султана будет сброшен десант, который в течение ночи обеспечит прием российских бортов с солдатами. К утру обе столицы будут захвачены. На этом боевые действия закончатся. То есть сопротивления, скорее всего, никакого не будет: мы утром проснёмся и увидим, что город патрулируется российскими десантниками. 

То, что мы называем казахстанской армией, по большому счёту, таковой назвать трудно. Даже Украина, которая готовилась к тому, что Россия на неё нападёт, не успела за 8 лет сделать это настолько, чтобы противостоять превосходящим силам агрессора. У нас все эти годы никто не готовился к войне.

Конечно, возможны и другие более мягкие варианты развития событий, но мы их рассматривать не будем, потому что разговор идет в рамках вопроса: «Что будут делать казахстанские русские, если придут русские Путина»?

Начнем с того, что казахстанские русские – разные и реакция тоже у разных групп будет тоже разная. Уже сегодня эта община разделена на тех, кто безусловно поддерживает Путина и его агрессию в отношении Украины, и тех, кто категорически против имперских амбиций Путина. Третье, видя зверства «спасителей» в Украине, очень боятся, что это может случиться и у нас. Учитывая опыт этой страны, думаю, что очень многие из них в случае возникновения напряженности начнут уезжать из Казахстана.

Что касается двух первых групп. Какая-то часть поддерживающих действия Путина превратятся в тех самых «зелёных человечков»: они будут помогать и даже воевать на его стороне. Это те самые, которых мы сейчас называем «ватниками», то есть людьми с имперским сознанием. Они сегодня ездят по городу, наклеивая на свои машины букву Z. В социальных сетях, правда, большинство из них не афиширует свои взгляды – бояться: поддержка Путина выглядит как поддержка войны в Украине, а это сегодня большинством населения Казахстана осуждается. 

Те русские, которые крайне негативно относятся к действиям Путина, будут по возможности вместе с казахами противостоять агрессии, как это сегодня делают русские Украины. Сколько у нас на самом деле таких русских, готовых сражаться за Казахстан – точных цифр нет. Независимая социология у нас загублена на корню стараниями наших властей, но такие русские в Казахстане есть, я их вижу вокруг себя и их достаточно много, хотя, возможно, и не столько в процентном соотношении, чем в Украине. Там русские в условиях фактической 8-летней войны сделали окончательный выбор – стали украинцами не по национальности, а по своей гражданской позиции.

И не надо думать, что перед выбором станут только русские. Это касается всех других этносов, проживающих Казахстане: уйгуров, татар, дунган, азербайджанцев и т.д. Но самый парадокс в том, что и среди казахов сегодня наблюдается такая же поляризация. Так, в социальных сетях некоторые казахи с пеной у рта доказывают, что Казахстану надо поддерживать Путина и его курса на противостояние с Западом. Так что все наше общество в оценке реваншизма России сегодня расколото на два антагонистических лагеря – тех, кто поддерживает путинскую войну в Украине и видит в качестве врага Запад во главе с США, и тех, кто, напротив, – поддерживает украинцев и их симпатии на стороне коллективного Запада, объявившего России экономические санкции. 
Примерно такая же идеологическая дифференциация общества наблюдалась в Украине с момента отторжения Крыма и по сегодняшний день. Поэтому в случае каких-то силовых действий со стороны России идеологическая «линия фронта» может разбросать казахстанцев по разные стороны баррикады. Это чревато угрозой гражданской войны. Не дай Бог, чтобы это случилось.

Имперцы Казахстана 

– Поговорим о русских Казахстана, под предлогом «защиты» которых Россия может развязать против нас войну. Некоторые из них любят говорить о притеснениях, о якобы национализме и даже нацизме. Что они подразумевают под этим?

– Это издержки так называемого «имперского сознания». В сети гуляет видео, где русская женщина возмущается, что её «задолбал казахский национализм». «Выходишь на остановку, – рассказывает она, – а там – гыр-гыр-гыр». Ей кажется, что говорят про нее, это ее бесит и оскорбляет. Она даже не понимает, что так и должно быть – она живёт в стране, где люди просто говорят на своем государственном языке. Хочешь знать, о чем говорят окружающие, – выучи язык, не хочешь – стой и молчи, к тебе же никто никаких претензий не предъявляет. Но у носителей имперского сознания есть особенность – они считают, что несут миру свет, знание, благородство, цивилизацию, а необходимость учить язык страны, где живешь, они воспринимают, как проявление неблагодарности со стороны «туземцев» – коренных жителей

– У меня есть несколько знакомых, которые триумфально уезжали в Россию. Двое из них журналисты. Одна из них рыдает, рассказывая о неприветливости питерцев, другая, выступив с покаянным письмом в сети, вернулась в Казахстан. Третья, мой стоматолог, однажды хорошо выпив, позвонила мне с признанием, что они с мужем хотели покончить жизнь самоубийством в этой «ужасной стране, где человек человеку – волк». Сын-студент остановил… 

– Это проявление раздвоенности сознания. С одной стороны – наследие прошлого, то самое имперство: изменение языкового окружения воспринимается ею как ущемление прав. С другой стороны – пожив в России, она избавилась от имперских фантомов в своем сознании и начала более адекватно воспринимать казахстанскую реальность.

У меня у самого родственники живут в Сибири. Я туда раньше часто ездил и каждый раз видел, насколько другая ментальность наших русских. Не знаю, как это выразить, но она как-то добрее и мягче, в части общения здесь больше душевности и уважения друг к другу. Поэтому многим русским, переезжающим в Россию из Казахстана, трудно ужиться в другой среде. Возвращение домой, в Казахстан, становится для них первым шагом к пониманию – с имперским сознанием нужно расставаться.

Но у большинства этот процесс идет очень туго. У имперцев на подсознательном уровне заложено, что они особые, так сказать – люди высшего порядка. Империи давно уже нет, но сознание это осталось. Для этих все остальные – «чурки», «пиндосы», «гейропейцы».

Те, кто вырос в СССР, помнят, как все мы гордились тем, что мы ядерная держава, а танков у нас больше, чем в какой-либо другой стране, потому нас все «боятся и уважают». Понимание, что гордиться-то нечем, надо стыдиться того, что мир «боится нас», пришло намного позже, но большинство, увы, все еще осталось в том мире. «Да что же это такое? – возмущаются они сегодня. – Нас когда-то весь мир боялся, а теперь мы потерялись на фоне других успешных стран». 

И когда появился Путин, чтобы «поднимать Россию с колен», у большинства бывших имперцев это вызвало эйфорию. И сегодня 80% россиян – не только русские, но представители других этносов, населяющих эту страну, поддерживают войну в Украине. «Распни ее!» – кричат они ему. Когда начались переговоры об урегулировании российско-украинского конфликта, они все набросились в социальных сетях на своего лидера с требованием идти до победного конца. То есть сегодня большинству россиян нужна только победа и поражения Путину они не простят. 

– Чем это угрожает нам?

– Для российской власти, использующей в своей идеологии фашистские лекала, нет нравственных преград. Сегодня он (Путин) стратегический партнер Казахстана, завтра все может резко измениться. Ведь еще год назад никто не думал, что Россия может напасть на Украину. На днях я брал интервью у экс-премьера Акежана Кажегельдина. Он сказал, что Казахстану сейчас надо не просто вооружаться, а срочно ехать в Европу и поднимать те гарантии безопасности на случай нападения на нашу страну, которые ведущие страны мира давали нам, когда мы отказались от ядерного оружия. Необходимо актуализировать этот договор и приложить все усилия все для того, чтобы страны-гаранты подтвердили свои обязательства. 

Казахские «ватники»

– Некоторые известные казахстанские политологи, например, Булат Султанов, заявляют, что мы должны радоваться тому, что у нас под боком Россия и Китай. Благодаря им мы еще не под западом. 

– Боюсь показаться резким, но этот политолог воспитан в духе совковой пропаганды: мол, Запад спит и видит, чтобы диктовать нам свою волю. За 30 лет независимости риторика казахстанской идеологии давно уже должна бы измениться, но он продолжает сидеть в окопе «холодной войны», начатой СССР с Западом. Россия, по его словам, это наше спасение от гегемонии Америки и Европы.

Он далеко не одинок в своих утверждениях. Среди моих знакомых казахов, в том числе и образованных, немало «ватников»! А уж что касается простых казахов! Я в такси уже боюсь садиться. Каждый второй таксист, независимо от национальности – казах, русский, татарин, уйгур всю дорогу восхищается умом и решительностью Путина. Именно эта идеологическая заданность на Россию и наталкивает на мысль, что в случае военных событий какая-то часть русских и нерусских «ватников» будет воевать против своих соотечественников, как это было в Украине. В Донбассе ведь тоже живут украинцы, но, начиная с 2014 года, они стреляли в своих же сограждан. Нет никаких оснований думать, что у нас всё будет по-другому. 

– Сейчас все ругают российское телевидение, считая, что именно благодаря ему удалось зомбировать население и создать обыкновенный русский фашизм, который требует распять соседа.

– Я об этом – почему мы проигрываем информационную войну – постоянно говорю. У нас нет своего самодостаточного, профессионального телевидения и весь народ смотрит российское. А там, помимо фильмов и развлекательных программ, содержится еще и мощнейшая пропагандистская агрессия. Парадокс, но в Германии, например, 90% выходцев из постсоветского пространства тоже поддерживают действия Путина. А феномен, между тем, объясняется просто: они практически все смотрят российское ТВ. Нажал кнопку на гаджете и – Путин здесь. И не только Германия: добрая половина русскоязычного мира – за «вставание России с колен», соответственно – за войну в Украине. То есть имеются две причины – почему люди поддерживают Путина и как следствие – агрессию России в Украине. Это мощная пропаганда кремлевских СМИ и внутренний фактор – имперское сознание, которое не выветрилось до сих пор, по крайней мере, у старшего поколения.

Оставить комментарий

Общество