среда, 25 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Почему в Казахстане «ватников» много, а в Азербайджане их нет?

Историческая безграмотность, усугубленная государственной пропагандой и неспособностью большинства людей критически анализировать информацию, является одной из главных причин современного «ватничества». Это относится и к России, и некоторым постсоветским странам, считает азербайджанский политолог, доктор политических наук Фархад Алиев.

«Комплимент» Назарбаеву

В начале нашего разговора Фархад Алиев прокомментировал скандальное обращение российского телеведущего и режиссера Тиграна Кеосояна к «братьям казахам».

– Не думаю, что он лично испытывает ненависть или какие-то претензии к Казахстану. На мой взгляд, это показатель того, насколько в среде российского политического истеблишмента и творческой интеллигенции распространены подобно рода мнения, а он стал всего лишь их ретранслятором. Идейным вдохновителем этого тренда был Жириновский. Тот, чья мать была «русской, а отец юристом», позиционируя себя истинным «патриотом» России, частенько оскорбительно отзывался обо всех соседних с Россией народах и странах. Тем самым он фактически озвучивал то, что официальным представителям Кремля неудобно было высказать вслух. Это им как бы не комильфо, но иногда, а сейчас все чаще, они «нечаянно» проговариваются. Если помните, задолго до сегодняшних событий (кажется, это было уже после аннексии Крыма Россией) Путин, выступая где-то, сделал «комплимент» Назарбаеву – сказал, что тот создал для казахов государство. Вот никакого государства до этого не было, а он пришел, и оно появилось.

Как тут не вспомнить Фрейда. В своих трудах великий психиатр и психоаналитик особое внимания уделял оговоркам. Именно они, считал он, демонстрируют то, что действительно происходит в головах у людей. Публичные личности обычно стараются контролировать свою речь, но у Путина та реплика разом выдала его высокомерно-пренебрежительное отношение к народу Казахстана, как, впрочем, и ко всем некогда советским народам, их культуре и истории.

– Во многих постсоветских странах есть люди, оправдывающие любые действия России, сейчас они, например, поддерживают агрессию по отношению к Украине. А вот в Азербайджане так называемых «ватников», как говорят социологии, практически нет…

– Это очень сложная тема. Не будем забывать, что современный Азербайджан достаточно моноэтническая страна, в то время как значительную часть населения Казахстана еще с советских времен составляют этнические русские. С другой стороны, это можно еще объяснить Стокгольмским синдромом, имеющим место быть у отдельных представителей народов, завоеванных Россией.

И не будем забывать – Азербайджан прошел несколько кровавых «прививок» от «ватничества». В первую очередь – это «черный январь»: в ночь на 20 января 1990 года советские (читай - русские) танки, войдя в Баку якобы с целью «поддержания порядка», давили безоружных людей на улицах города. По официальным данным тогда погибло более 130 человек, еще около 600 были ранены. Эта трагедия оставила неизгладимый отпечаток в массовом сознании подавляющего большинства азербайджанцев.

Затем была неофициальная военная поддержка со стороны России армянского сепаратизма на территории Азербайджана в первой карабахской войне. Самая жуткая ее страница - трагедия в городе Ходжалы, где в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года произошло массовое убийство мирных граждан («ходжалинская резня») при участии ряда военнослужащих 366-го гвардейского мотострелкового полка, дислоцированного в Ханкенди (тогда он носил название Степанакерт).

Теперь фактически то же самое происходит в Украине. Напомню: восток страны, на который претендует Россия, пережил голодомор, унесший миллионы жизней. После этого огромные опустевшие территории обживались в том числе и переселенцами из самой России. В итоге потомки этих переселенцев (не все – часть) создали псевдогосударственные сепаратистские образования - так называемые ДНР и ЛНР - при непосредственном участии и под прямым руководством российских спецслужб. Но теперь даже в среде тех, кто прежде был достаточно лояльно настроен к России, многие негативно воспринимают последнюю. А как иначе они должны относиться к «освободителям», если они бомбят их жилища, насилуют, убивают и мародерствуют?

Разглагольствования о каких-то «исторических русских землях» – любимое занятие российских политиков и общественных деятелей. Делают они это, отматывая ленту истории только до той точки, которая выгодна им. Именно так Россия захватила когда-то и Южный Кавказ, и Крым, и многие другие территории. Сегодня профессиональные историки, опираясь на данные в том числе российских источников (циркуляры, приказы, указы и пр.), наглядно демонстрируют, как происходила принудительная русификации народов, проживавших на территориях, захваченных Россией, как имплементировалась политика, направленная на сокращение числа представителей титульных наций и использованию ими родных языков.

Если следовать логике некоторых российских лидеров, то монголы должны заявлять, что вся континентальная Евразия вплоть до условных географических границ Западной Европы принадлежит им. Однако они почему-то этого не делают, а вот кремлевские и околокремлевские «политологи» и «историки» любят говорить «об исконно русских землях» по всему периметру современной Российской Федерации. Мол, в таком-то году такого-то века на такой-то земле была пролита кровь русских солдат. Но ведь их туда никто не приглашал проливать не только свою кровь, но и народов, веками проживавших там до прихода захватчиков. «Исконно русскими» все эти земли стали лишь пару веков назад, а до этого не имели никакого отношения ни к русским, ни к самой России. Кичиться в XXI веке имперской колониальной политикой давно уже стало показателем дурного тона, но в России до сих пор подобное, увы, является основанием для «национальной гордости». Подобная историческая безграмотность, усугубленная государственной пропагандой и неспособностью очень многих людей критически анализировать информацию, является одной из главных причин нынешнего «ватничества» как в самой РФ, так и в некоторых постсоветских странах.

Русский как вымирающий язык

– Каковы настроения русскоязычного населения Азербайджана?

– У меня на руках нет данных соцопросов, но если судить из опыта общения с этими людьми, то по отношению к исторической родине они достаточно сдержанны. Кто-то из них, возможно, даже и уверен, что это Украина вынудила Россию напасть на нее, но, зная мнение большинства азербайджанцев относительно происходящего в Украине с 2014 года (нам это близко и знакомо, как никакому другому народу) предпочитают помалкивать об этом. Что касается самих азербайджанцев, то симпатии к действиям РФ присущи в основном «уходящей натуре» - тем, кто вырос и получил образование в советское время. Если же говорить о русскоязычных этнических азербайджанцах, которые поддерживают Россию, то это, как правило, маргинальная часть населения.

– А российское телевидение в вашей стране смотрят?

– Их каналы на территории Азербайджана официально не блокируются, то есть людям предоставлено право выбора. Другое дело, что у российских каналов аудитория относительно небольшая. В основном это тот небольшой процент, о котором я сказал выше. Среди представителей молодых поколений (тех, кому сегодня 16-18 лет) многие почти не знают русского языка, либо знают его плохо. Зато эта молодежь хорошо владеет английским и, естественно, родным языком, поэтому в какой-то степени русский язык в Азербайджане является как бы вымирающим. А уж после событий в Украине многие даже из числа «сочувствующих русскому языку», возможно, сделают окончательный выбор.

Что касается телевидения, то у нас многие предпочитают турецкие каналы – наши языки почти идентичны, а в Казахстане, я знаю, российские телевидение смотрит куда больший процент людей, чем у нас. Что поделаешь? Исторически и географически так сложилось, что на протяжении последних более чем двух веков судьбы Казахстана и России были тесно переплетены. Происходили миграции населения и значительное число русских расселялось в самом Казахстане. Когда 20-30%, а то и больше населения составляют либо этнические русские, либо русскоговорящие, то их, конечно, не получится игнорировать. Поэтому казахстанским властям следует, как мне кажется, деликатно и умело лавировать в той непростой объективной реальности, которая имеет место быть.

Негласное табу

– Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на территории Евразии дальше?

– В свете последних событий (я имею в виду войну в Украине) сложно сказать, что будет дальше. Могу сказать про свою страну. Начиная с 90-х годов, когда часть наша территория была оккупирована сепаратистами, Азербайджан сделал определенные выводы и вплотную занялся диверсификацией своей внешней политики, усилением военного потенциала, а главное – обратил свои взоры к Турции, как к одному из самых сильных и влиятельных игроков в регионе. Тем более, что исторически у нас очень близкие культурные связи с ней, много общего даже на обычном бытовом уровне. У Казахстана, имеющего протяженную границу с Россией, ситуация, конечно, сложнее. Являясь де-юре независимым государством, де-факто страна вынуждена учитывать реальное присутствие России во всех сферах жизни, тем более, что так называемые «ватники» открыто, не скрывая, поддерживают ее внутри Казахстана. Но я не думаю, что в будущем какая-то часть Казахстана превратится в российскую губернию, хотя Россия и заявляет, что Северный Казахстан – это ее «исконная территория».

Понятно, что прогнозы – дело неблагодарное (все очень быстро меняется), но после того, что происходит в Украине, Россия навряд ли захочет открывать еще один фронт в какой-то другой стране. Это невозможно даже не столько с точки зрения логики, как практичности. Если Россия (при самом лучшем для себя раскладе) захватит Украину или часть этой страны, отношение к РФ международного сообщества будет лишь еще более ухудшаться, санкции нарастать, что в конечном итоге может привести к превращению страны в некое подобие большой Северной Кореи.

Однако вопреки мнению о грядущем распаде России, бытующему среди некоторых экспертов, я не считаю, что она развалится. Более того, и в Северную Корею она, возможно, не превратится – у нее имеется достаточно существенный потенциал для определенной автаркии. А учитывая долготерпение большинства населения России и его способность выживать в условиях, в которых большинство представителей западной цивилизации отказалось бы жить, а также весьма невысокие стандарты комфорта в среде этого самого российского большинства, такая Россия может медленно стагнировать десятилетиями.

С другой стороны, при таком сценарии Россия окончательно разойдется с западом и будет вынуждена оказаться в полной зависимости от Китая, который отныне будет диктовать правила игры не только в Центральной Азии (он уже сейчас присутствует там экономически достаточно серьезно), но наверняка в какой-то степени и там тоже. Кстати, подобный ход событий может в какой-то степени сыграть на руку Казахстану: Россия не посмеет нарушить негласное табу, наложенное КНР на ее возможные экспансионистские поползновения в отношении Казахстана. Возьмем Кантар – «черный январь» в вашей стране. Когда президент Токаев позволил войти в Алматы силам ОДКБ (читай России), то многие подумали, что теперь русские оттуда уже не уйдут. Но когда вдруг российский контингент неожиданно быстро покинул Казахстан, то в среде политологов из разных стран появилось устойчивое мнение о том, что имели место неофициальные переговоры между Россией и Китаем, в ходе которых последний, видимо, достаточно внятно объяснил России, что ей пора закругляться со своим военным присутствием в Казахстане. Поэтому с учетом китайского фактора я не очень верю, что Россия каким-то образом нападет на Казахстан, по крайней мере, открыто. Такая вероятность, как мне кажется, не очень высока.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33