Что такое салафия и с чем ее едят?
Салафиты – модное словечко, запущенное в медиа-пространство Казахстана высшими должностными чинами. Заштатные идеологи долго искали крайних в наших бедах, и вот, кажется, они их нашли. Хотя это происходит не в первый раз, когда салафиты оказываются под огнем критики, но как только пыль осядет, пугало уберут в чулан пропаганды до следующего ЧП. Так кто ж они такие эти салафиты?
После теракта в Актобе председатель Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Серик Акылбай предложил отменить мораторий на смертную казнь. «Что касается терроризма, видимо, надо ужесточить наказания в Уголовном Кодексе. Вплоть до высшей меры наказания. Сейчас у нас введен мораторий на смертную казнь. Я лично инициировать не могу данные изменения, должна работать группа депутатов. Но, я думаю, в недрах правительства уже, наверное, готовится такое предложение», - высказал свое мнение сенатор.
Президент Казахстана так же озвучил свою точку зрения по поводу подозреваемых в совершении теракта. «Мы уже знаем, что это была террористическая вылазка группы последователей нетрадиционного религиозного течения салафизм», - сказал елбасы.
Далее последовали заявления о запрете собраний в частных жилищах для проведения религиозных обрядов, звучат робкие пока предложения ограничить оборот охотничьего оружия. Скорее всего, это не последнее новшество в попытке зарегулировать ислам в Казахстане. Теракты в Актобе, произошедшие вслед за арестами гражданских активистов, как-то очень незаметно полностью сняли с повестки дня пресловутый «земельный вопрос». По сравнению с Бокаевым, Аяновым и даже Тулешовым салафиты выглядят гораздо более устрашающе, и вот нация снова готова сплотиться вокруг своего лидера.
Так, кто же такие пресловутые салафиты и чем они занимаются в свободное от заговоров время?
Считается, что проповедников салафии ввезли в страну в середине 2000-х сотрудники спецслужб, отчаявшиеся бороться в ортодоксальной мусульманской среде с влиянием идеи партии «Хизб-ут-Тахрир». Было выбрано меньшее из зол, так как салафия более примитивна и проста для манипулирования. Салафия пропагандирует табуированное отношение к пониманию религии и возврат в «праведное прошлое», как говорится, со всеми вытекающими. Главным же отличием салафитов является разрешение на вооруженный захват власти, тогда как, например, последователи Джамаат Таблиги не приемлют насилия в построении халифата, то есть их не получиться спровоцировать.
Создателем салафии является арабский теолог Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, приблизительный год рождения – 1703 г. Это течение также называется ваххабизмом. Абд аль-Ваххаб участвовал вместе с Мухаммадом ибн Саудом в создании Саудовской Аравии и в закреплении салафии в качестве идеологии нового государства. Он написал «Китаб-ут-Таухид» – «Книгу единобожия», послужившую знаменем в национальном восстании арабов за выход из состава Османской империи. Причиной восстания было объявлено отхождение турок от таухида – единобожия, и введение в религию различных новшеств. Сразу же стоить отметить, что салафия в своем источнике – Саудовской Аравии после признания Великобританией в 1927 году власти дома Саудов превратилась в мадхализм, призывающий к беспрекословному подчинению правительству, даже если оно подвергает своих подданных неоправданному насилию. И его идеологи стали обслуживать интересы западных покровителей королевской семьи, при этом, если внутри страны верующим предписывалось смирение по отношению к правителям, по сути, являющимися ставленниками запада, то в Афганистане и в Чечне главные идеологи салафии – шейхи ибн Баз и ибн Усаймин призывали мусульман со всего мира помочь Усаме бен Ладену и Хаттабу освободить эти страны от «неверных захватчиков».
Салафия распространилась в нашей стране через студентов Мединского исламского университета и университета аль-Азхар в Каире, которые выезжали на обучение из всех городов Казахстана. Находясь на первых курсах учебы, они записывали аудиолекции в основном на русском языке, а также часто приезжали на родину лично, чтобы наставлять «заблудших» соотечественников. Сведения даже о наиболее известных проповедниках мадхализма в Казахстане крайне скудны. Ринат Абу Мухаммад аль-Казахстани (он же Ринат Зайнуллин) (на фото справа) в «девяностые» и в начале «двухтысячных» Ринат Зайнуллин обучался в Саудовской Аравии и в Кувейте, затем в Египте, где его лекции посещали русскоязычные студенты университета аль-Азхар. Осенью 2007 года Ринат Абу Мухаммад был депортирован из Египта и вернулся в Казахстан. Есть еще один наиболее известный казахскоязычный проповедник мурджиизма (подвид лояльной салафии) Дарын Мубаров (на фото слева), в ряды последователей которого записывают депутата Бекболата Тлеухана.
Проповедники конформистского мадхализма ссылаются на слова тех же саудовских ученных, что и салафиты-джихадисты. При различиях в отношении к политике, мирные мадхалиты и джихадисты имеют общую идейную основу и легко трансформируются из одного состояния в другое.
Википедия в качестве места зарождения такфиризма (обвинение в неверии) называет Египет 1960-х годов, когда он возник на основе интерпретации сочинений идеолога партии «Братья мусульмане» Саида Кутба.
Главным проповедником джихада в Казахстане, как и на всем постсоветском пространстве, являлся уроженец Улан-Удэ Александр Тихомиров более известный как Саид Бурятский. Он обучался в Мединском университете и в аль-Азхаре вместе со студентами из Казахстана, на которых имел влияние, а также приезжал с лекциями в Алматы, Актобе, Атырау и Шымкент. Впоследствии появились переводы его проповедей на казахский язык.
В последние годы на территории Казахстана нет проповедников не входящих в ДУМК, но исламские ученные из стран Персидского залива по-прежнему продолжают слать послания мусульманам из Казахстана. Местные студенты проводят онлайн-уроки по вероучению.
При этом даже самые ярые джихадисты среди салафитов запрещают ведение вооруженной борьбы против намного превосходящего силами противника, в виду бесполезности жертв и гонений на остальных мусульман. Поэтому вопрос о «заказчиках актюбинского теракта из-за рубежа» остается открытым, если только короткая память казахстанского обывателя снова не переключится на очередной скандал.
По роду занятий приверженцы салафии – самозанятые; занимаются торговлей мусульманскими товарами, продуктами питания халяль, содержат точки питания, занимаются строительством и ремонтом в бригадах, куда входят их единомышленники, а также занимаются ремонтом и перепродажей сотовых телефонов. Их не берут на работу в государственные и частные предприятия из-за внешнего вида: мужчины носят бороды и укороченные штаны, женщины хиджаб, реже паранджу черного цвета. Сами салафиты тяжело социализируются в секулярное общество по причине соблюдения религиозных запретов на смешение полов в одном помещении, на работу в финансовых организациях связанных с процентами, продажей алкоголя и табачных изделий и так далее. Основная масса приверженцев салафии-мадхализма – русскоязычные казахи, проживающие в северных, восточных и в центральных регионах страны. На западе проживают адепты классической салафии-ваххабизма, враждебно настроенного к «традиционному исламу», как они считают, порожденному в недрах Комитета по делам религии и институтов востоковедения.
Количество салафитов, как и число практикующих мусульман, неизвестно, но среди самих ортодоксов есть градация, согласно которой они характеризуют степень религиозности. Это «джахиль» – невежда, человек, называющий себя мусульманином, но не исполняющий обрядов и абсолютно не знакомый с религиозными знаниями, «намазхан» – совершающий пятикратную молитву и основные обряды: пост, подает милостыню и совершает хадж, «талиб», или «талиб уль-ильм» – студент, требующий знаний, изучающий арабский язык и мусульманскую доктрину – фикх самостоятельно, в учебном заведении, дома, или за рубежом и «алим» – обладающий знаниями мусульманин с ученой степенью.
Основная масса салафитов Казахстана имеет мадхалитские убеждения. Мадхалиты верят, что всякий человек во власти, именующий себя мусульманином, является мусульманским правителем, выступление против которого приравнивается к вероотступничеству. Но рассказать мадхалитам о том, как они почитают своего правителя, не кому, так как отдельные СМИ, не отличающиеся религиозной грамотностью, уже настроены на охоту на салафитов. Так что… Будем бить своих?