воскресенье, 19 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Молодежь и религия



Трагические события в Актобе, попытка откровенных бандитов захватить оружие и власть в городе совершались под религиозными знаменами. И хотя все авторитетные религиозные деятели, такие как член Совета улемов Зарипбай Оразбаев назвали большим грехом организацию вооруженного мятежа в стране, и подчеркнули, что к истинному исламу такие действия не имеют никакого отношения, факт остается фактом - сами преступники были уверены, что их действия санкционированы их религией, такой, как они ее себе представляли…

Все религиозные экстремисты были молодыми людьми. А значит – они жили рядом с нами, ходили в школу, общались со знакомыми, со своими сверстниками. И здесь возникают вопросы: каковы сегодня взгляды и отношение к религии нашей молодежи, какова общественная атмосфера, не повлияла ли на фанатичную одержимость преступников окружающая их социальная и идеологическая среда?

Оказывается, у нас очень мало исследований и научных источников по этой животрепещущей проблеме общества. То, что происходит в различных открытых и закрытых религиозных или псевдорелигиозных общинах, скрыто от общества. А ведь именно там формируется жизненная идеология молодых, которая порой дает такие страшные «побеги», в виде религиозной нетерпимости и экстремизма.

К счастью, совсем недавно, в 2014 году по всей стране было проведено масштабное социологическое исследование казахстанской молодежи, которое финансировалось Представительством Фонда им. Фридриха Эберта в Казахстане и ОФ «Институт «Общественное мнение». В социологическом опросе приняли участие 1000 человек в возрасте от 14 до 29 лет из 14 областей Казахстана, а также городов республиканского значения – Алматы и Астаны. Результаты исследования позволяют ответить хотя бы на часть целого комплекса вопросов об отношении молодежи к религии…

Социологи отмечают, что в последнее время наблюдается рост интереса, особенно среди молодежи, к религии, которая становится частью их культуры и влияет на их поведение. Однако, наблюдается и сохранение прежних представлений, в частности, распространено мнение среди молодежи о религиозной жизни как об интимной сфере, о том, что вера находится глубоко в сердце верующего, ей отводится место в частной жизни. Кроме того, есть убежденность, что искренняя религиозность не рассчитана на публичную демонстрацию и ее публичная презентация является подтверждением неискренней веры. В связи с этим актуальность вопроса исследования заключается в изучении того, что же лежит в основе отношения молодежи к религии. Как показали результаты исследования, молодежь Казахстана занимает сдержанную позицию в вопросе веры, и в большинстве случаев принимает в религиозной жизни пассивное участие. На вопрос, каково ваше отношение к религии, 735 из 1000 респондентов ответили, что считают себя верующими, однако в религиозной жизни не участвуют и ограничиваются праздниками и некоторыми жизненно необходимыми обрядами. Надо отметить, что серьезных отличий от страновых показателей в этническом, гендерном и возрастном срезах, в разрезе город/село не наблюдается. Региональный срез демонстрирует, что молодежь в большем числе областей утверждает, что они верующие, но в религиозной жизни практически не участвуют, серьезных отличий от страновых показателей не наблюдается. Исключение составляют три области, в которых молодежь считает себя либо неверующей, либо верующей. Так, в Восточно-Казах-станской области 36% опрошенных молодых людей считают себя неверующими, заявляют, что не принимают участия в религиозной жизни, но уважают чувства верующих. В Павлодарской (север) области 60% молодежи относят себя к неверующим, но участвуют в некоторых религиозных обрядах. В противоположность этим областям, в Кызылординской (юго-запад) области опрос за- фиксировал наибольшее число молодежи, которая считает себя верующей и регулярно посещает религиозные храмы, мечети, церкви. Их число составляет 36% из опрошенных респондентов.

 

В целом выделенные области различаются по своему этническому составу: если в ВКО и Павлодарской областях наблюдается преобладание русской этнической группы в структуре населения, то в Кызылординской области заметно доминирование казахской группы. Но следует заметить, что в состав ВКО входит и бывшая Семипалатинская область со значительным преобладанием казахского этноса. Поэтому довольно высокий процент молодежи, которая в сво-ем большинстве относит себя к неверующим, объяснить только этническим фактором сложно. Тем более что этнический срез показывает, что как среди русских (79,9%), так и среди казахов (70%) молодые люди считают себя верующими, но не участвующими в религиозной жизни. Регулярно посещают храм, мечеть, соблюдают предписания и запреты своей религии и пропагандируют ее ценности только 65 из 1000 человек. 105 человек, хотя и относят себя к неверующим, однако защищают религию своей национальности, поскольку в целом поддерживают традиции своего народа, участвуют в национальных праздниках и обрядах. Уважают религиозные взгляды и не препятствуют религиозной жизни верующих 50 человек из 1000 респондентов. В итоге подавляющая доля респондентов занимает лояльное отношение к религии, при доле практикующих веру всего 6,5% респондентов. Об отрицательной позиции к религии заявили лишь 2% участников опроса, воздержались – 0,7%. При этом в бога верят 88,1% респондентов. В существование рая или ада верят 63,8%, не вызывает сомнений утверждение, что «мир – это божественное творение», у 66,5% респондентов. В то, что бог является источником моральных предписаний и обязательств, верит 57,7% молодых людей. Число респондентов, категорически неверующих в существование бога и связанных с ним явлений, незначительно. Доля тех, кто вовсе не верит в существование бога (атеистов) – 1%, сомневаются – 7,5% респондентов из числа опрошенных. Божественное происхождение и существование ада или рая вызывает сомнение у пятой части молодых казахстанцев (5,6 и 4,7%, соответственно).

 

Анкеты-анкетами, но с наибольшей полнотой и непосредственностью свое отношение к религии молодые казахстанцы высказали в своих кратких письменных эссе…

«У нас светское государство, у нас очень, очень толерантно относятся ко всем конфессиям, ко всем религиям, и это прекрасно! Сам я агностик, я верю, что существует какое-то нечто, т.е. существует Бог, неважно, может, это какой-то высший разум или общая мысль, но что-то существует, я верю в высшие силы. Я читал Коран и читал Библию, но читал их именно как литературу, чтобы просто понять, о чем там говорится. К ним я отношусь очень даже положительно» (мужчина, 26 лет, работает, Астана, ФГ)

«Я верю в Бога, но особо там никаких правил не соблюдаю, но молюсь несколько раз, просто для себя. Это для меня поддержка. Просто, как всегда, люди в трудную минуту только обращаются к Богу» (девушка, 27 лет, работает, Астана, ФГ) «Я считаю, между мной и Богом не должно быть посредников. Я верю в то, что такое есть сверху, иногда что- то прошу, но чтобы какие-то обряды по-мусульмански, к этому никак не преклоняюсь, считаю, что у меня в душе есть такое, во что я верю, мне этого достаточно» (девушка, 22 года, безработная, Астана, ФГ)

«Честно сказать, я в Бога не верю. Ни к какой религии не отношу себя, так, по умолчанию, мои родители так стараются воспитывать меня мусульманином. Пока что я не ощущаю в этом потребности. Может быть, в дальнейшем я к этому приду, в дальнейшем, но сейчас религия не играет большой роли в моей жизни» (мужчина, 26 лет, работает, Астана, ФГ) «Моя религия – ислам. Я верю в Бога. В плане ислама, религии много чего я знаю, я знаю основателя масхаба. Я знаю потому, что друзья многие совершают жума-намаз. Бывало, вместе с ними пойдешь, помолишься. совершишь жума-намаз» (мужчина, 20 лет, студент, Астана, ФГ)

«Как уже все сказали, у нас такое государство, у нас толерантно. У нас на улицах есть православная, католическая церковь, дальше идет синагога, т.е. мы относимся толерантно. Для меня религия - больше праздники, я не скажу, что я хожу в мечеть, но я считаю, что я отношусь к исламу, потому что семья относится к исламу» (девушка, 19 лет, студентка, Астана, ФГ)

Молодые казахстанцы, участвовавшие в опросе, в большинстве своем подтвердили, что религия должна играть определенную роль в общественной жизни. Наибольшее количество оценок пришлось на интервал от 4 до 7 баллов. Небольшое отличие в оценках наблюдалось в разрезе город/село: так, если городская молодежь в своем большинстве (25,9%) оценила степень важности религии в жизни на 5 баллов, то среди сельчан их доля составила 18,8% респондентов.

 

Как и ожидалось, большая часть респондентов относит себя к традиционной для титульной нации религии – Исламу – 66%. Вторые по численности последователи Православия – 30,7%. В опросе также приняли участие незначительное количество католиков (0,2%) и 2% атеистов.

В подавляющем большинстве молодые люди придерживаются религии, являющейся традиционной для их национальности. Так, среди казахов 96,9% респондентов назвали себя мусульманами, среди опрошенных представителей русской молодежи к православным себя отнесли 92,9% респондентов. Вместе с тем в опросе зафиксированы несколько случаев, когда казах заявляет, что относит себя к православным, и русский относит себя к мусульманам. Также можно отметить, что среди представителей русской национальности атеистов немного больше – 3,2% против 1,1% среди казахов.

 

Таким образом, социологи пришли к выводам, что религиозные представления у молодежи достаточно размыты, отсутствует ясное содержание. Как фиксирует опрос, сохраняется тесная связь религиозной принадлежности с этнической принадлежностью. Молодые люди готовы признать веру в бога и считают себя верующими, но все же не готовы следовать всем религиозным предписаниям и выполнять все обряды в повседневной жизни. Более того, часть религиозных праздников заимствуют из западной культуры, в частности - празднование дня святого Валентина. Исследование подтверждает, что глубоких корней религиозности молодежь пока не имеет. Вероятно, в большей степени это не столько вера в бога, сколько «мода» на религию в условиях религиозного бума. Но в то же время ученые отмечают, что у молодежи есть потребность в вере, в идеале молодежь относится положительно к религии, отмечает ее важную роль в жизни общества, симпатизирует ее ценностям, но в своем большинстве занимает позицию доброжелательного наблюдателя. Можно предположить, что молодежь сегодня усваивает религиозные нормы, готова некоторым из них следовать на уровне публичного поведения, но не принимает их внутренне. То есть, при непонимании сути религии у молодежи есть интерес к ней и признание того факта, что религия должна стать неотъемлемой частью их жизни.

Станет ли это понимание основой углубления религиозности нашей молодежи? Или же отсутствие глубокого понимания религиозных правил, сути и догм будет приводить молодежь в сети различных экстремистских религиозных течений? На эти вопросы исследование социологов не отвечает…

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33