Запад Казахстана продолжит «взрываться» пока не будет изучен
Террористические атаки всегда происходят в самый неподходящий момент. Это с какой позиции оценивать. Кроме противоречащих друг другу заявлений силовых структур, население Казахстана успело разработать целую палитру версий о происхождении терактов, начиная, от руки Кремля и внутриэлитной борьбы, и заканчивая салафитским переворотом.
В информационном пространстве дуют 90 ветров, нет никакой ясности. Большая часть населения не верит официальным СМИ из-за частого присутствия в одной статье информации, что «Армия освобождения Казахстана» дала «первый бой сторонников демократического пути развития Казахстана» и тут же в ней же звучит предположение депутата о вернувшихся из Сирии исламистах. Сам президент в речи с оценкой теракта в Актобе избежал конкретики, обвинив в попытке захвата власти некие силы за рубежом.
Больше всего настораживает, что подобные инциденты уже происходили. Оружейный магазин захватывал «таразский стрелок» Максат Кариев, запад страны «взрывается» с разной периодичностью, начиная с середины 2000-х, и никто не ищет ответов – почему это произошло, и как этого избежать в будущем. Расследования обычно ограничиваются рассказами о том, что преступники имели исламистские взгляды. Какие это были конкретно взгляды, а что еще важней – как они пришли к решению самоуничтожиться без видимой пользы для «дела становления халифата». Всегда обнародуются только материалы уголовных дел, так называемых, террористов в виде обвинительного заключения, и никогда не рассказывается о становлении личности преступника.
Известно, чтодля профилактики проблемы нужно сначала ее изучить. А поскольку слабо знакомых с исламом казахстанцев разубедить, что все «бородачи» деструктивны – нереально, то почему бы не начать изучать их среду – потенциально опасную для возникновения террористических угроз, так же как изучается среда, из которой произрастает обычный криминал.
Но для подобных исследований, как кажется, чинятся препятствия с обеих сторон и с государственной, в которой людей с бородами и в хиджабах намеренно маргинализируют, препятствуя в получении образования, устройстве на госслужбу или в бюджетные секторы. С другой стороны лидеры мусульман призывают держаться подальше от «джахилей» – невежд, далеких от религиозных знаний.
Чаще всего «вставший на намаз» человек становится потерянным для обычных дней, он меняет круг общения и сферу интересов, переходит в совсем другую матрицу. Потому что верующие в Судный день лучше откажутся от такой работы, где мусульмане являются нежелательными сотрудниками, и отрекутся от друзей, которые непочтительно относятся к заветам пророка, чем попадут в адский огонь.
Из-за непонимания, на почве взаимного подозрения хорошо приживаются самые дикие версии «истинной подоплеки» терактов. Точно так же, как большинство светских граждан готовы верить в «рассадник терроризма» на западе, «истинные правоверные» не сомневаются, что «неверные» являются источником всех их проблем.
В западных странах с либеральной политикой ортодоксальных мусульман не дискриминируют и включают во все виды деятельности – на госслужбу, полицию, а также не препятствуют получению образования. Правда, на этом список благ заканчивается. Проникновение остается односторонним, мусульмане внедряются в секулярное общество, а оно в свою очередь не проявляет интереса к исламской культуре. Но и этого достаточно, чтобы люди увидели «бородачей» в обыденной жизни, а не вольную, зачастую негативную интерпретацию их образа по телевизору. В Европе акции в защиту прав мусульман собирают больше демонстрантов, чем противников исламизации Старого света.
В Казахстане неизвестно количество практикующих мусульман, еще менее понятно, в каких сферах они задействованы, не проводится статистика степени религиозности, в среде самих мусульман эта градация хорошо развита и известна. Пока все тихо озвучивать религию, которой придерживается тот или иной человек, считается не комильфо, но как только происходит преступление, если исполнитель выполняет обряды ислама, везде начинают трубить о вновь поднявшем голову исламизме.
Из-за такого однобокого, негативного освещения событий, связанных с мусульманами, многие из них предпочитают скрывать свои взгляды.