Из нации управленцев в нацию гастарбайтеров
Exclusive продолжает публикацию цикла экспресс-статей, в которых мы попытаемся рассмотреть Казахстан через призму различных факторов. Изучение экономической, социальной, политической составляющих поможет в итоге выстроить целостную картину состояния страны, оценить ее перспективы. Попробуем взглянуть на наши достижения и провалы.
Проседание казахстанской экономики привело к значительному сокращению рабочих мест. Многие предприятия вынуждены перевести своих работников на «короткую» рабочую неделю или же вовсе отправить большую часть коллектива в неоплачиваемый отпуск. Некоторые эксперты полагают, что граждане в скором времени обратят свой взор на соседние рынки труда. Не за горами тот момент, когда дворники их Казахстана начнут мести улицы Первопрестольной. Итак, каковы же наши трудовые резервы?
Вопреки всем экспериментам в области образования, в РК все же сохранилось обязательное начальное образование. Читать и писать еще умеет большинство населения, дальше – хуже. Среднее образование хромает на обе ноги, а дипломами, выданными казахстанскими вузами, можно топить печи. Случаются и редкие исключения, но они только подтверждают наличие глубокой образовательной «дыры». Однако отсутствие высококвалифицированных отечественных кадров не влияет на общую состоятельность трудовых резервов. С точки зрения инвестиционной привлекательности, особенно после девальвации национальной валюты, Казахстан занимает одну из ведущих позиций в мире. Дешевая рабочая сила с небольшими требованиями по соблюдению трудового законодательства, отсутствие независимых профсоюзов и относительная грамотность рабочих и крестьян. Словом, мечта для местного и иностранного «капитала». Из минусов можно назвать низкую продолжительность жизни и медленные темпы урбанизации.
По оценкам международных рейтинговых агентств, Казахстан переживает период бурного роста населения. Такой резкий всплеск численности работоспособных граждан повышает размер трудовых ресурсов, уверены аналитики.
На сегодняшний день около 25% казахстанцев находятся в возрастной группе до 14 лет, еще 18% – молодежь от 15 до 24 лет. Помолодевший «ресурс» позволил стране занять первое место по величине силы труда среди государств с формирующимся рынком.
Если вынести за скобки «самозанятых», коих официальная статистика предпочитает игнорировать, то уровень занятости в Казахстане достаточно высок. До последнего времени общий уровень безработицы стабильно снижался – с 7,8% в 2006 году до 5,2% в 2013 г. Около четверти рабочей силы занято в сельском хозяйстве, 20% трудится на промышленных объектах (львиная доля в нефтяной промышленности). Впрочем, проблемы углеводородного сектора и антикризисные меры правительства, скорей всего, приведут к потере рабочих мест в «нефтянке».
Низкая продолжительность жизни в Казахстане является самым большим риском для увеличения и развития трудового потенциала. Несмотря на попытки широкомасштабной реформы здравоохранения, дела в этом плане идут из рук вон плохо. Более того, грядущее внедрение обязательного медицинского страхования свидетельствует об отсутствии бюджетных средств на сферу. Государство перекладывает заботу о здоровье нации на плечи работодателей и самых казахстанцев. Если экспериментальные потуги не пройдут сами собой, как уже не раз бывало, то в будущем это может сыграть довольно злую шутку. Страна столкнулась с острым дефицитом медицинских кадров и низким качеством обслуживания. По оценкам экспертов, бичом отечественного здравоохранения стал высокий уровень младенческой и материнской смертности, а также рост распространенности инфекционных заболеваний. Маловероятно, что усилия по устранению проблем, с учетом финансовых трудностей, дадут ощутимые результаты.
Существуют на рынке труда и свои достижения. Но это, скорей всего, не заслуга независимого Казахстана, а наследие Советского Союза. Речь идет о гендерном равенстве. Уровень участия женщин в трудовом процессе в регионе традиционно высок, в общемировом рейтинге РК занимает 29-е место по этому показателю. Равенство полов закреплено конституционно. Это помогает диверсифицировать и расширять потенциальный резерв рабочей силы.
РК трансформируется в «логистический хаб» для транзита международной рабочей силы. Часть миграционного потока, несмотря на наличие внутренних проблем, остается здесь – Казахстан по-прежнему интересен трудовым мигрантам. После вхождения в Евразийский экономический союз процедура легализации трудовой деятельности упрощена. Однако, по оценкам специалистов, это может стать миной замедленного действия. В условиях стагнирующей экономики, свободное перемещение граждан других государств может привести к дефициту рабочих мест. Казахстанцы, которые в недалеком прошлом не ездили на заработки (исключение составляли лишь высококвалифицированные специалисты), рискуют оказаться на трудовых рынках соседней России или стран Восточной Европы.