Три уровня Исламского государства
Чтобы по-настоящему понять последствия недавних нападений террористов, следует сначала признать, что, хотя они и были проведены под именем Исламского государства, однако не все атаки планируются и осуществляются одним центром. Также как когда-то действовала Аль-Каида, Исламское государство включает в себя три различных уровня исполнителей.
Представитель Исламского государства Абу Мухаммед аль-Аднани призвал последователей в конце мая начать волну нападений во время священного для мусульман месяца Рамадан. Эксперты американского аналитического ресурса Stratfor считают, что его призыв был услышан. В этом году Рамадан стал самым кровавым с момента, когда Исламское государство в июне 2014 года заявило о создании своего халифата.
Однако нельзя сказать, что Рамадан прошлого года не сопровождался насилием. В 2015 году в священный месяц произошли атаки в туристическом морском курорте в Тунисе, а также против военного резервного центра в Чаттануге, штат Теннесси, США. Но атаки в этом году значительно превзошли прошлогодние по своим масштабам и по количеству погибших, несмотря на заметные потери боевиков в Ираке и в Сирии. Так из чего же состоит Исламское государство?
В верхней части организации – ядро, которое находится в Сирии и в Ираке. Ядро на сегодняшний день является самым крупным из трех компонентов этого движения: оно состоит из тысяч бойцов, располагает значительным количеством военной техники и охватывает большие территории, находящиеся под его контролем. Его кадровую основу составляют опытные боевики, которые способны вести военные сражения, проводить повстанческие операции, они также вовлечены в террористическую деятельность.
Из всех сегментов Исламского государства ядро до сих пор состоит из наиболее опытных в военном отношении людей, несмотря на тяжелые потери, которые понесла группировка в Эль-Фаллудже. То есть группировка все еще обладает мощным повстанческим и террористическим потенциалом в своей основной сфере деятельности, о чем свидетельствует взрыв грузовика в Багдаде 3 июля.
Ядро группировки также разрабатывает террористическую тактику за пределами сирийских и иракских границ, обучая иностранных боевиков, а также, занимаясь их отправкой в качестве единиц для проведения внешних операций и атак на других территориях. Эта сеть, состоящая из оперативных боевиков, ответственна за нападения в Париже в ноябре 2015 года, а также за атаки в Брюсселе 22 марта. Примером подобной стратегии могут также являться недавние атаки в стамбульском аэропорту имени Ататюрка.
Второй уровень Исламского государства представлен группами, состоящими из партнеров организации. По большей части, это группы джихадистов уже существующих организаций, или фракций, которые впоследствии откололись, но ранее клялись в верности лидеру Исламского государства – Абу Бакр аль-Багдади. Некоторые группы (вилайеты), в том числе нигерийская Боко Харам и египетская Ансар Бейт аль-Макдис, были признаны в качестве официальных провинций ИГ.
Тем не менее, несмотря на их общую принадлежность к ИГ, многочисленные представительства организации все же имеют свои различия. Некоторые из них, такие как вилайет Багра в Сирте (Ливия), тесно связаны с ядром ИГ и являются идеологическими последователями организации, в то время как другие, такие как аль-Судан аль-Гарби, таковыми не являются. Другие до сих пор, в том числе фракции филиппинской сепаратистской группировки Абу Сайяф во главе с Иснилон Хапилон, были приняты в лоно Исламского государства, но еще официально не признаны вилайетами.
Третий сегмент Исламского государства действует в странах, где они расположены. Эти боевики действуют в соответствии с принципами «сопротивление без лидера»: планирование и реализация атак производится независимо друг от друга и не в направлении ядра. Постулаты Исламского государства вдохновляют боевиков низового уровня мыслить глобально, но действовать на местном уровне.