суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Молчание ягнят

То, что происходит сегодня на наших улицах – это отражение кризиса института государства в его самой классической функции – кризиса права.

Государство, как и в свое время религия, не справляются со своей функцией обеспечения верховенства закона. А если еще точнее, закон и справедливость все чаще вступают в прямое и жесткое противоречие. В этом сегодня фундаментальная причина недоверия между обществом и властью. Справедливости ради надо сказать, что через это проходили и проходят многие государства.

Мир переживает беспрецедентный кризис права. Проблема адаптации концепции правового государства к меняющемуся миру становится главным лейтмотивом в международных дискуссиях ведущих экспертов. Большинство из них, как на постсоветском пространстве, Западной Европе, Северной Америке, так и в государствах Ближнего Востока и странах БРИК связывают беспрецедентные массовые волнения с нарастающим чувством несправедливости в массах. Психологи и этнокультурологи, политологи и политтехнологи считают, что именно массовое чувство несправедливости является детонатором «цветных революций», «арабской весны», религиозного экстремизма.

По сути, право – это способ реализации, способ достижения справедливости. Не бедность сама по себе, не катастрофы и не уязвимость перед завтрашним днем, а именно чувство несправедливости приводит к социальным потрясениям. Система правосудия сегодня перестала справляться с этой ролью именно потому, что уже не отражает представления общества о справедливости. Именно здесь кроется первопричина кризиса государства как института в принципе, поскольку именно правосудие является одной из краеугольных функций государства. Справедливости ради надо сказать, что осознание этого тренда есть как на уровне международного процесса, так и в нашей стране.

Вопрос только в том, понимает ли государство, что его сила не измеряется процентом участия в экономике или количеством полицейских на душу населения. Скорее, ровно наоборот. Народу нужно дать столько свободы, чтобы он понял – все в этой жизни зависит только от него. Не от государства, не от полиции, не от бога – а только от него.

Ну а в нашем случае есть, как водится, две новости – плохая и хорошая. Хорошая новость в том, что подавляющая часть общества хочет мира и стабильности. При правильной эксплуатации теории врага, именно антиэкстремистский и антитеррористический дискурс сегодня может стать ядром коммуникаций между властью и обществом. А плохая новость заключается в том, что, согласно законам политтехнологий, на левом берегу Астаны есть серьезные и влиятельные сторонники технологии страха. С напуганным обществом можно делать все, что угодно, нарушается идентификация свой-чужой. И если вы думаете, что это не касается власти, то глубоко ошибаетесь. Страх как раз исходит от власти, охватывает власть и многократно проецируется ею. Общество видит, что власть не понимает, не объясняет или не хочет объяснить, что происходит на самом деле. Отсюда прогноз – дезориентация общества будет нарастать. Неминуемо. Если не появится фигура, достаточно влиятельная и амбициозная для того, чтобы взять ответственность на себя.

И вот здесь есть главный вопрос, который почему-то так и не сформулировала бесславно уничтоженная оппозиция, (которая, кстати, была бы сегодня так кстати!) – не верховенство закона, а соответствие закона интересам общества. Остальное – только проекция: и свобода слова, и защита частной собственности, и местное самоуправление.

И вот здесь давайте посмотрим, что такое на самом деле так называемая правоохранительная система.

Начнем с элементарного. Социологические опросы ежегодно фиксируют падение доверия к правоохранительным органам. Более того, эксперты считают правоохранительную деятельность наиболее проблемным элементом нашей государственности. При этом коррупция и закрытость всей правоохранительной системы, включая таможенников и налоговиков, не просто легендарна, но абсолютно нормальна в этой среде. И она действительно нормальна, потому что жить на зарплату в 70 тысяч, когда только на новоселье шефа скидываются по 100 самые низкие чины, невозможно, да и нельзя. И Саакашвили просто разрубил этот гордиев узел – поднял в 10 раз жалованье за счет того, что сократил в 10 раз штат.

Но дело даже не в деньгах. Мы их так много пустили на ветер за эти годы, что любой богатый человек от такого уже давно бы застрелился несколько раз. Дело в тех вещах, которые ни за какие деньги не купишь.

Отказ в доверии правоохранительной системе говорит о нелегитимности нынешней правоохранительной системы в глазах населения. Повышение доверия к правоохранительным органам следует начинать не с реформирования и совершенства силовиков, а с реформирования и совершенства всей политической системы, которая создаст реальные условия для развития институтов гражданского общества и будет готова на паритетных началах сотрудничать с правоохранительной системой. И вот тут, как ни смешно, терроризм вам в помощь.

Все эти годы в аналитических записках в тихие кабинеты Ак орды наши эксперты писали без ложной скромности: «в современных условиях отсутствия благоприятных перспектив для большинства населения рост недовольства граждан правоохранительной системой и правосудием может стать тем фактором, который способен в определённой мере спровоцировать социальные катаклизмы, развитие террористических и экстремитских угроз».

При этом, когда мы говорим о пересмотре финансирования правоохранительных органов, то речь идет не о увеличении финансирования правоохранительных органов, а финансировании правоохранительной деятельности. А именно, создании идеологии социальной защиты населения. Законы должны быть прежде всего справедливыми, комфортными для их соблюдения. И наконец, должны отвечать нашим ментальным установкам, а не противоречить им.

Надо очень глубоко проанализировать, почему значительная часть реформ правоохранительных органов в разных странах не привела к успеху, не смотря на наличие интеллектуального, административного и материального ресурсов (яркий пример – Россия). При наличии концепции, воли властей, интеллектуальной поддержки экспертов реформы упираются в отсутствие связи с обществом. Как будто реформы происходят в одном мире, а общество живет в другом, и эти миры никак между собой не связаны.

Три ключевых фактора, которые определяют возможность реформ в Казахстане. Во-первых. доверие граждан к правоохранительным органам, оценка их эффективности и справедливости ставят под сомнения саму возможность реформ и тем более достижимость результатов – граждане в них просто не поверят. Большинство граждан считает, что нынешняя правоохранительная система не обеспечивает справедливое разрешение конфликтов. Во-вторых, отсутствует социальная база успешных реформ. Наиболее плодотворная и самодостаточная часть общества (которая могла бы стать движущей силой реформ) чувствует себя незащищенной, не доверяет правоохранительным органам и считает их работу неэффективной.

Управление сложной системой должно быть вынесено за пределы самой системы. В контексте реформы правоохранительных органов это означает, что направляющей и организующей силой реформ могут быть ведомства, дистанцированные от непосредственной реализации правоохранительной функции.

Но все дело в том, что работники правоохранительных органов относятся к населению как менторы (патерналисты). Впрочем, как и весь административный госаппарат. Поэтому, к сожалению, только серьезные потрясения собьют с силовиков и чиновников спесь и чванство.

Но возможен и наименее вероятный сценарий – они избавятся от нее сами. 

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33