Эксперты: Налоги будут расти в Казахстане и в мире
Аналитики всемирноизвестной компании Ernst & Young рассказали о том, что в ближайшее время налоговая политика в мире претерпит существенные изменения. Из-за того, что сырьевая конъюнктура в мире далеко не столь благостная правительства ресурсозависимых государств, таких как Казахстан, несмотря на социальное недовольство, рано или поздно вынуждены будут пойти на повышение налоговой нагрузки на бизнес и граждан.
По общему мнению экспертов, низкие цены на нефть сохранятся в течение более длительного периода, чем ожидалось ранее. В связи с этим все больше государств вынуждены пересматривать принципы налогообложения нефтегазовой отрасли по примеру других стран, которые уже провели подобные изменения. Об этом свидетельствуют результаты, представленного в Алматы обзора налоговых режимов в мировой нефтегазовой отрасли за 2016 год компании EY.
По словам аналитиков, тем, кто ранее в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на нефтяном рынке полностью или частично изменил режим налогообложения нефтегазовой отрасли в сторону усиления налоговой нагрузки, пришлось принимать оперативные меры к тому, чтобы оставаться привлекательным для ее участников.
По словам руководителя международной группы EY по оказанию услуг в области налогообложения компаниям нефтегазовой отрасли Алексея Кондрашова, чтобы оставаться конкурентными, нефтегазодобывающие стран, такие как Казахстан, были вынуждены провести тщательный анализ структуры налогообложения отрасли и внести соответствующие коррективы.
«Многие незамедлительно отреагировали на обвал нефтяного рынка, в то время как другие решили переждать. Сегодня, когда стало ясно, что период низких цен затягивается, мы ожидаем новой волны изменений налоговых режимов», - сказал он.
Напомним, что в Казахстане были приняты новый Налоговый и Таможенный кодекс, фискальная нагрузка как на работников, так и на работодателей постепенно увеличивается. Вероятно, этот процесс может оказаться более серьезным и длительным, так как государство должно изыскать резервы для стимулирования экономики и повышения налогооблагаемой базы, как правило, считается, одной из таких мер.
Как рассказали аналитики EY, падение цен на нефть особенно ударило по экономике Бразилии, США и Казахстана ввиду значительной доли роялти в общем объеме доходов бюджета. В этой связи в прошлом году в Бразилии был введен новый обязательный платеж, который по существу является аналогом роялти. В США была пересмотрена система налогообложения в штатах, располагающих большими запасами полезных ископаемых, а в Казахстане была снижена экспортная пошлина.
Даже такие страны как Великобритания, Канада и Норвегия, которые, как правило, достаточно хорошо адаптируются к ценовым колебаниям за счет налогообложения прибыли от реализации добытой нефти, а не самой добычи, пересмотрели свои налоговые режимы, чтобы обеспечить рентабельность проектов, реализуемых на их территории.
Правительствам нельзя строить свою политику, надеясь на возврат к прежним ценовым отметкам. Для сохранения инвестиционной привлекательности национальной нефтегазовой отрасли необходим гибкий налоговый режим, позволяющий вести деятельность при любой ценовой конъюнктуре. В мире повсеместно наблюдается тенденция в направлении перехода к более устойчивой модели, и эта тенденция, по всей видимости, не скоро пойдет на спад.
«В период стабилизации мировой экономики глобально налоги практически не росли. Так, например, по данным KPMG, в 2006-2013 годах средний размер ставки корпоративного налога в мире снизился с 27,5% до 24,08%. Сокращение было отмечено во всех географических регионах: наибольшее в Азии (с 28,99% до 22,49%), наименьшее — в Южной Америке (с 29,07% до 27,61%). Рекордсменом в деле облегчения налогового бремени стал Кувейт, перешедший в 2008 году от режима с максимальной ставкой 55% к плоской 15-процентной шкале», - сообщили в KPMG.
За тот же период усредненная глобальная ставка всех видов косвенных налогов незначительно выросла (с 15,69% до 15,77%). В Африке, Азии, Европе и Океании показатель увеличился (в диапазоне от 0,59 до 1,67 процентного пункта), а в Северной и Южной Америке — сократился (на 2 и 1,59 п. п. соответственно). Самый значительный рост ставки показали в Венгрии (с 20% до 27%) и Судане (с 10% до 17%), наибольшее падение – в Казахстане и Шри-Ланке (с 15% до 12%).
Средняя ставка подоходного налога для физических лиц в мире за семь лет сократилась на 1,24 п. п. (с 32,68% до 31,44%). В Африке, Северной и Южной Америке она стала больше (в диапазоне от 0,04 до 2,3 п. п.), в Азии, Европе и Океании – меньше (на величину от 0,69 до 2,75 п. п.). Венгрия отличилась снижением подоходного налога с 36% до 16%. Уругвай, напротив, заменил нулевую ставку прогрессивной шкалой с максимальным уровнем 30%.
В мире существует пять налоговых юрисдикций, где не взимаются ни корпоративные, ни косвенные налоги,— Багамские острова, Бахрейн, Бермудские острова, Гернси и Каймановы острова. Единственной страной, где официально вообще нет налогов, считается КНДР.
По суммарному уровню налогообложения абсолютным мировым лидером выступает Гамбия. Условная компания в этой стране на второй год работы в среднем должна выплатить в виде налогов и обязательных отчислений 283,5% коммерческой прибыли. Самая забюрократизированная система налогового администрирования в Бразилии. Подготовка и подача отчетности и осуществление соответствующих платежей требуют 2600 часов в год, то есть более 108 суток, или 325 рабочих дней.