четверг, 19 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

На обслуживание госдолга Казахстан тратит больше чем на образование и медицину

В Казахстане случилась невиданное. Уже даже депутаты всерьез обеспокоились ростом государственного долга республики и потребовали взять его под контроль. Особое понимание вызвала обеспокоенность депутата, председателя комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжан Карагусовой, которая, как известно, как работает, так и содержится, посему ее тревоги, озвученные в ходе заседания мажилиса, вполне понятны.

«Правительство нас убеждает и каждый раз приводит необходимые расчеты, что наш госдолг не превышает допустимых параметров. Я сама по госдолгу трижды говорила, и каждый раз мы поднимаем вопрос, что правительство считает госдолг только как долг государства, а мы призываем, так как правительство тоже является стопроцентным акционером квазигосударственного сектора, считать и его. И в результате, действительно, ситуация с государственным долгом очень для нас напряженная», - поделилась своими переживания мажилисвумен.

Она заверила, что в течение последних 5 лет депутатский корпус просит пересмотреть методики подсчета государственного долга.

«Вы не учитываете квазигосударственный сектор, где государство является стопроцентным акционером. Поэтому мы очень просим, мы неоднократно это ставили, мы не можем осуществить контроль, а это касается каждого гражданина государства, чтобы, когда вы будет пересматривать политику, чтобы все-таки пошли к нам навстречу, и в структуру государственного долга, как это делается во всех странах, включили квазигосударственный сектор», - подчеркнула Гульжан Карагусова.

Госдолг Казахстана беспокоит и депутата Аманжана Жамалова, который сообщил, что с 2008 года и по сей день государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства вырос с $2,2 млрд до $32 млрд, затраты на обслуживание долга увеличились за четыре года почти в восемь раз и уже превышают отдельные важные статьи расходов бюджета, например, такие как на образование и медицину.

«Резкое увеличение государственного долга серьезное давление на устойчивость бюджета оказывает и особенно это опасно для сохранности средств Нацфонда РК. По сценарию Нацбанка РК, при 30 долларах США за баррель нефти и при 35 и 360 тенге курс, для покрытия бюджетных и внебюджетных расходов средств Нацфонда хватило бы на 5 лет. Особенно если учесть, что основные доходы, которые во вносимом бюджете на 2017-2019 годы планируется получать в основном от несырьевого сектора, то есть в национальной валюте - в тенге, мы не видим в прогнозе увеличения добычи нефти или продажи нефти, и вообще увеличения реализации сырьевого сектора, то, следовательно, будут уменьшаться и валютные доходы государства. Как мы понимаем, выплаты по нашим внешним долгам в основном, конечно, производятся в валюте. При продолжении таких внешних заимствований есть угроза того, что мы просто без Нацфонда можем остаться в течение некоторого времени. Как правительство планирует в дальнейшем регулировать вопросы увеличения внешнего долга. Будет некорректно, если мне в ответ начнут приводить цифры МВФ, я знаю, что МВФ оценил соотношение правительственного долга Республики Казахстан к ВВП, в 2014-2015 годы возросло с 14,7 до 23%. Все знают, что в таргетируемых развитых странах такие цифры достигают 90-100%. Но эти цифры приводить будет некорректно, потому что речь идет о развитых странах с составом ВВП, где преобладает промышленность и услуги. Для ресурсных стран ситуация другая. Для Норвегии 28%, для России 18%, для Ирана 17%, для Чили 17%, для Индонезии 27%. 90-100% это для Великобритании, Германии, Франции и так далее, для развитых стран. Для сырьевых стран цифры другие», - отметил Аманжан Жамалов.

Сегодня в ходе правительственного часа в Мажилисе глава министерства национальной экономики Куандык Бишимбаев заявил, что к середине этого года государственный долг Казахстана составил 10,9 трлн тенге, или $32,2 млрд при расчете валютного курса тенге в 338 тенге за доллар.

«Очень важно недопущение роста государственного долга. На сегодня госдолг находится на низком уровне по сравнению с другими странами мира. По состоянию на 1 июля 2016 года наш совокупный госдолг составляет 10,9 трлн тенге, или 32,2 млрд долларов при курсе 338,8 тенге за доллар, или 24,6% к ВВП 2016 года, в том числе внутренний долг 13,5% к ВВП и внешний 11,1% к ВВП. Для поддержания комфортного уровня государственного долга в 2017–2019 годах планируется снижение дефицита республиканского бюджета до 1,2% к ВВП в 2017 году с последующим снижением до 1,0% к ВВП в 2019 году», - сказал г-н Бишимбаев.

По данным Министерства финансов, Казахстан должен 148 странам, территориям и международным организациям. Больше всего республика должна Голландии, общая сумма задолженности Казахстана перед ней составляет $43,1 млрд, или 27,8% общей суммы всех долгов.

Экономисты считают, что резкое увеличение внешнего долга будет оказывать давление на устойчивость бюджета и в дальнейшем в связи с новыми ежегодными выплатами. Помимо официального внешнего госдолга существует так называемое расширенное понимание, которое включает долг субъектов квазигоссектора в размере почти $20 млрд.

Расплатится с госдолгом Казахстану, например, могла бы помочь максимальная прозрачность национальной экономики, вместо этого выясняется, что до 40% казахстанской экономики находится в тени, о чем на днях сообщил заместитель руководителя Управления статистики, анализа и рисков Комитета государственных доходов при министерстве финансов Казахстана Ерлан Сагнаев.

 «Как следует из различных независимых экспертных оценок, сегодня в тени находится в пределах от 15 до 30−40 процентов ВВП страны. Это именно оборот, находящийся за рубежом в тени. Какая часть из этих средств пойдет на легализацию, мы сейчас прогнозировать не можем», - подчеркнул он.

Здесь примечателен пример соседнего Узбекистана. По данным МВФ, внешний долг по отношению к ВВП в Узбекистане на конец 2015 года составил 11,6%, в то время как в декабре 2015 года министр финансов РК Бахыт Султанов сообщил, что в Казахстане внешний долг составляет 15-17% по отношению к ВВП. В абсолютных цифрах эта разница выглядит еще более разительной.

 

Так, по подсчетам ЦРУ США, общая внешняя задолженность Узбекистана составляет $8,751 млрд, в то время как в Казахстане этот показатель достиг по итогам 2015 года $153 млрд.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33