Казахстану предлагают стать и исламским, и атеистическим государством
Чем ближе к созданию в Казахстане министерства, ответственного за религиозные дела, в республике обострились разговоры о необходимости либо срочно свернуть со светского пути развития на теократический, либо максимально жестко взять под контроль религию и двинуть в сторону научного атеизма. Таким образом, религиозные противоречия в стране становятся все более ярко выраженными. В свою очередь аналитики не исключают, что фактор ислама может сыграть заметную роль в условиях так называемого транзита власти, и наверху должны внимательно присмотреться к призывам отойти от светских основ государства и погрузиться в религиозное мракобесие. Ведь за этими призывами могут стоять далеко идущие последствия.
Как известно, на днях руководитель религиозного объединения казахстанских кажи Бактыбай Айнабеков написал письмо президенту Нурсултану Назарбаеву, в котором содержится призыв отказаться от светских основ государства и провозгласить республику исламским государством с одной доминирующей государственной религией.
Бактыбай Айнабеков убежден, что один из главных недостатков Конституции РК – лозунг «Религия отделена от государства», который, по его словам, является пережитком, доставшимся от атеистического советского прошлого, и оставшийся в неизменном виде. При принятии этой нормы, пишет он, разработчики не учли, что это закон восточной страны, не приняли во внимание судьбу и историю казахского народа, положили в основу менталитет и традиции запада, которые отличаются от наших.
«Общие фразы в стиле «Мы светское государство, светское государство не отрицает религию, предоставляет свободу вероисповедания и обеспечивает равные права для всех религий» не оправдывают этот закон и не могут работать на его исполнение. Религия и светскость – разные понятия. Религия – дана Всевышним еще до появления человека, для его воспитания, в этих целях появился Коран, а светскость — понятие переменчивое. Есть также пункт, «все общественные объединения равны перед законом». Воспользовавшись этим, в страну большим потоком хлынули зарубежные миссионеры, которые ведут агрессивную агитацию. Некоторые говорят, что ДУМК должен этому препятствовать, но каким образом? Если у нас религия отделена от государства, и оно не может вмешиваться в дела верующих?», - продолжает он.
Теолог также призвал для сохранности нации и предупреждении гражданских конфликтов нужна национально-демократическая Мусульманская партия. По его словам, сейчас в трех в регионах России есть мусульманские партии, а также мусульманское движение «Нур», Союз мусульман, мусульманская фракция в Госдуме. Есть исламские партии в Азербайджане, Украине, Таджикистане. Поэтому он призвал взять пример и с партии Эрдогана в Турции, так как он убежден, что у государства, отделенного от религии, нет светлого будущего.
«На самом деле религия никогда не существовала отдельно от государства. Государство, лишенное веры, как и человек без веры, – беспомощно, нельзя надеяться, что его ждет светлое будущее. Вот доказательства. В 1929 году в мире было всего четыре исламских государства, сегодня их больше 50-ти, а те, которые прописывают государственную религию в Конституции, их больше в 2-3 раза. По своей сути ислам – религия, поддерживающая государственность, он не одобряет противостояние власти. Кто бы ни был у власти, в исламе считается, что на все воля Аллаха. «Преклоняйтесь Аллаху, его Пророку и его наместнику на земле», - говорится в Коране, этим самым дают понять, что только там, где есть вера, государство может быть сильным. И если весь мир признал нашу республику мусульманской страной, приняв в члены Организации Исламской Конференции, наша Конституция — это закон казахского государства, государственный язык – казахский, нужно убрать из Конституции пункт «религия отделена от государства». Вместо этого принять поправку: «Государственная традиционная религия – ислам»», - взывает к президенту теолог.
Аккурат с этим своеобразным письмом прозвучал и голос с обратной стороны. Отличник СССР и Казахской ССР, кавалер медали «Ветеран труда», ученый Шажат Оспанулы призвал всецело полагаться только на науку и отказаться от любого заигрывания с религиозными институтами.
«Меня волнует проблема в области религии. Сегодня страну наводнили салафиты. И не просто наводнили, а ведут себя агрессивно – убивают мирных жителей, сотрудников полиции. В свое время народ баламутили такие политические группы как «Хизб ут тахрир», «Аль-Каида», которые прикрывались религией. Много хлопот доставили и ваххабиты. Сейчас говорят, что это нетрадиционные религиозные течения. А я хочу сказать, что хоть традиционная, хоть нетрадиционная, но религия в принципе неправильная вещь. Религии нельзя верить, поклоняться. «Хотя в Казахстане, согласно Конституции, религия отделена от государства, но телевидение, радио, газеты, журналы транслируют программы о религии, особенно те, что открыто пропагандируют ислам и христианство. В этих программах восхваляют положительные аспекты религии, умалчивая о ее негативных сторонах. Разве они не используют способ, о котором говорил великий Абай – «Истину заменяют восхвалением». Нельзя забывать о том, что говорили о религии наши великие предшественники. Известный казахский поэт, общественный деятель Султанмахмут Торайгыров писал: «Религия – вера в обман, самоуспокоение фантазиями». Если собрать все известные медресе Египта, Сирии, Бухары, Стамбула, смогут ли они дать знания, которые дают научные книги, собранные только на одной стене нашего КазПИ?» А вот что сказал основатель современного турецкого государства, знаменитый Мустафа Кемаль Ататюрк: «Единственный путь достижения истинного успеха во всех сферах жизни – наука и техника. Поиск другого пути, кроме науки и техники – ошибка, темнота, заблуждение». В главной книге ислама - Қоран-Кариме (на 20, 52 страницах версии перевода Ратбек-кажи) сказано: «Желания людей, исповедующих другие религии, кроме ислама, не сбываются, они будут страдать в загробном мире. Будьте верны учению Аллаха, нет ничего лучше этой веры». А в Библии, где изложены основы христианства, записано: «Верующий в него не будет судим. Кто не верит, тот уже осужден, потому что он не поверил значению имени единственного сына Божьему». Как видно, каждая из религий принижает другую. Если каждая религия провозглашает превосходство над другой, то как они могут сделать счастливыми людей?», - приводят точку зрения ученого региональные СМИ Шымкента, откуда родом Шажат Оспанулы.
Политолог, востоковед Эмин Гапаров в комментарии Exclusive.kz отметил, что появление подобных воззваний в прессе и письма президенту свидетельствуют о существующем расколе в казахстанском обществе, который проходит по линии религиозного и светского характера государства. По словам эксперта, во многом к такому положению дел привела политика самих властей, которые долго время, спустя рукава, смотрели на растущее число исламских проповедников и мечетей, которых в последнее время в Казахстане стало строиться больше чем школ, причем нередко это именные молельни, когда богатые люди строят их на свои деньги в честь умерших родственников. Этот процесс, считает эксперт, был практически бесконтрольным, к чему призывают в таких молельных и вербуют ли там молодых людей, проследить бывает крайне сложно.
«После терактов к властям начало приходить понимание опасности чрезмерного заигрывание с религиозными деятелями, и появление подобных воззваний изменить конституционные основы Казахстана и стать теократическим государством неслучайно. Мы видим, что страна перешла в фазу транзита политической системы и сейчас начали активизироваться разнообразные силы, которые хотят воспользоваться ситуацией, и исламский фактор нельзя сбрасывать со счетов, долгие годы теологи окормляли своих приверженцев и сейчас забросили пробный камень – как отреагируют власти и общество на призыв стать исламским государством. Благо, нашлись здравомыслящие люди науки, которые поставили их на место, но таких людей немного, а тех, кто охотно послушает воззвания теологов, становится все больше. И в этом кроется серьезная опасность для Казахстана», - заключил Эмин Гаппаров.