четверг, 19 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Кто подрывает «проект Назарбаева»?

Экономическая ситуация далеко не благостная, все чаще звучат призывы к еще более значительному секвестру бюджета, но как долго можно затягивать пояса и даст ли это результат. В чем основные структурные проблемы казахстанской экономики? Об этом мы беседует с директором Института экономической политики Казахстана Каирбеком Арыстанбековым.

- Каирбек Тлендиевич, что пошло не так, на Ваш взгляд? Почему темпы роста экономики оказались столь низкими, а зарплаты граждан в Казахстане упали до уровня небогатой Армении?    

- Прежде всего, мы должны исходить из того, что в Казахстане реализуется «Проект  Нурсултана Назарбаева». В чем его суть? За годы независимости в стране приняты два стратегических документа - это «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050». Так вот, базовые компоненты «Проекта Назарбаева» изложены в указанных документах. В их числе создание сильного государства, укрепление национальной безопасности, достижение высоких темпов экономического роста, улучшение социального благосостояния всего населения. Другая часть проекта в общих чертах сформулирована в ежегодных посланиях народу Казахстана, включая от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол». Безусловно, центральное место в нем занимает инициатива президента о вхождении страны в число 30 развитых стран мира. Иными словами, чтобы войти в тридцатку, нам нужны приличные темпы роста экономики, причем значительно опережающие аналогичный показатель не только развитых, но и развивающихся стран. Однако в последние годы страна начинает терять эти темпы. Результаты анализа показывают, что примерно 35% потерь связаны с внешним фактором, читай рынок ЕАЭС и России, 65% - с внутренними причинами. Так вот, основным внутренним фактором является ухудшение качества экономической политики. На мой взгляд, это и есть один из главных экономических вызовов для страны.

- Кризис бушует или он еще впереди и как быть в конечном итоге?  

- В отдельных секторах уже наблюдается «концептуальный кризис», в других - реформы проведены частично, а между отдельными направлениями и вовсе возникли противоречия. Например, качество денежно-кредитной политики ухудшается масштабом «токсичных активов», бюджетной – коррупцией и дисбалансом основных функций государства, налоговой – сопротивляемостью налогоплательщиков, ростом теневой экономики и бегством капиталов. Во внешнеэкономической сфере следует упомянуть кризис экспортно-сырьевого роста экономики и дефицит по балансу услуг текущего счета, в индустриальной политике - преждевременность либо длительность использования инструментов, принадлежащих разным стадиям развития, в социальной – несоответствие отдельных стандартов среднемировому уровню, в политике занятости – высокий уровень преступности с участием безработных.  Но самое удивительное и парадоксальное  то, что реализуемая и бюджетная политика, из-за дисбаланса функций государства, и банковская политика, из-за неработающих кредитовначинают противодействовать экономическому росту, то есть сдерживать «Проект Назарбаева». Такое двойное противодействие не имеет аналогов в мировой экономической истории. Из сказанного следует, что ключевые частицы экономической политики Казахстана находятся в состоянии «хаоса», двигаются сами по себе и по разным направлениям. Чтобы преобразовать хаос в систему, надо заставить эти частицы хаоса двигаться только в одном направлении – экономического роста.  Давайте вспомним, что в период с 1997 по 2013  годы объем экономики вырос почти в 17 раз. Душевой ВВП вырос более чем в 7 раз - с 1500 долларов в 1998 году до 12 тысяч в 2012 году. Это означает, что Казахстан впервые в своей истории достиг среднемирового показателя по уровню экономического развития. Между тем, в конце первой пятилетки и в начале второго цикла ГП ФИИР, а также на фоне сохранения внешних факторов уже наблюдался ряд серьезных проблем, диспропорций и противоречий, грозящих «концептуальным», а после новым экономическим кризисом, к чему мы сегодня и пришли.

- То есть кризис на лицо, а пути выхода из него имеются?

- Промежуточные результаты социально-экономического анализа позволяют сгруппировать следующие негативные явления  в стране. Первое – несоответствие жизненно важных социальных стандартов уровню экономического развития. Например, прожиточный минимум определяется правительством на основании расчета потребительской корзины. В состав потребительской корзины Казахстана входит всего 43 наименований товаров и услуг, в то время как в странах с низким уровнем душевого ВВП данный показатель значительно больше: в Грузии - 288, на Украине - 296. В соседней России - 156. Здесь ситуация усложнятся с повышением внутренних цен под воздействием двух факторов: «голландской болезни» и средневзвешенных цен России. Первое – результат макроэкономической политики правительства, второе – импорт российских цен в условиях Евразийского экономического союза.  Второе – социальная деградация определенных слоев населения. В Казахстане образовалась сфера застойной бедности, охватившая ряд регионов, моногородов, сельских территорий, а также зону «самозанятости» населения. Вопрос даже не в низких доходах и случайных заработках, а в отсутствии перспективы, вертикальной мобильности.  При существующей ресурсной базе мобильность не появится, даже с учетом компенсаторов - господдержка малого бизнеса, программы «Занятость-2020», «Агробизнес-2020».  Ее признаками являются маргинализация общества, наркомания, алкоголизм, бродяжничество, девиантное поведение молодежи, различные виды правонарушений, проституция, аборты, появление рынка продаж новорожденных, суицид среди несовершеннолетних и другие социальные болезни. В рисковой зоне находится примерно до 6% населения или свыше миллиона человек. Иными словами, у нас образовалась замкнутая гниющая сфера, которая испускает эти социальные миазмы.  Часть людей, которые не хотят смириться с этим уделом, уходят в религиозный экстремизм либо в криминальный сектор. Это мы увидели на примере недавних террористических актов.  Третье – состояние преступности с участием безработных. Уровень преступности среди безработных в Казахстане имеет устойчивую тенденцию роста. Это провал современных функций государства, это большой минус для системы оценок эффективности госорганов. Считаю, что криминализация общественных отношений, возникших из-за недоступности ресурсов, создала условия для усиления правоохранительной деятельности госаппарата. Четвертое – формирование «полицейско-силовой» модели государства. Несмотря на принимаемые меры по реформированию правоохранительной службы, Казахстан продолжает оставаться в первой десятке стран мира по количеству полицейских на 100 тыс. человек.  Занимает крайне высокие места в мире по количеству осужденных на 100 тыс. человек. Иначе говоря, меры по вхождению страны в число 30 развитых стран должны сопровождаться реформами правоохранительных органов и мерами по трансформации «полицейско-силовой» модели государства.  Говоря о качестве работы правоохранительных и фискальных органов, необходимо отметить, что они пока не полностью справляются с крупными корпорациями, совершающими налоговые, финансовые, трансфертные и иные правонарушения.  Пятое - уход ряда финансово-промышленных и транснациональных компаний из сферы национального и юридического фискального контроля. В сырьевых и энергетических секторах продолжается процесс транснационализации экономики. Это может привести к монопольному использованию и неэффективному перераспределению ключевых экономических ресурсов. Их уход из госконтроля подтверждается тем, что незаконная утечка капиталов из страны идет, прежде всего, в оффшорные зоны.  Шестое - вышеназванные негативные явления привели к дисбалансу основных функций государства. Денежные потоки бюджета аккумулируются вокруг 3-х функций государства: традиционная - оборона, безопасность, общественный порядок, госуправление; социальная  - образование, здравоохранение, культура; современная - обслуживание внешнего долга, политика занятости, индустриализация. Так вот, усиливающаяся диспропорция между ними начала, с одной стороны, ограничивать возможности достижения экономического роста, а с другой - блокировать уже существующие. В качестве примера рассмотрим эффективность реализации программы «Занятость-2020».  Чтобы сдерживать преступность, в том числе среди безработных, помимо правоохранительной деятельности  - традиционная функция, государство в лице правительства и акимов обязано добиваться эффективности реализации политики занятости населения - современная функция. Однако освоенные правительством и акимами регионов бюджетные средства в рамках Программы занятости не обеспечили снижения преступности среди безработных. Ряд функций государство реализует, минуя бюджет. Здесь тоже накопилось множество критических проблем, в их числе рост теневой экономики и «провалы» государства в регулировании «торговли». Система госпланирования и стратпланы профильных госорганов пока не обеспечивают баланс между указанными функциями. Есть надежда на то, что указанные злободневные проблемы страны получат политическое оформление и идеологическое обоснование в ближайшем будущем. Их важность связана в первую очередь с реализацией Стратегии «Казахстан-2050» и предстоящим обострением конкуренции в рамках ЕАЭС и ВТО.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33