воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Преступление и наказание – Специальный проект «Желтоқсан-86»

Часть девятая: Переосмысление

В этой части приводим некоторые моменты из заявлений потерпевших по декабрьским событиям в Алма-Ате в Конституционный суд республики, поданных спустя шесть лет после трагедии. Эти люди сумели не только сохранить честь и человеческое достоинство, но укрепиться в мысли о необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина в демократической стране.

Exclusive.kz продолжает публиковать материалы, связанные с историей трагических событий декабря 1986 года. Материалы предоставлены Фондом Алтынбека Сарсенбаева.

Из Заявления в Конституционный Суд РК

от Кожа-Ахмета Хасена Каримжанулы

23 сентября 1992 г.

Прошу всех пострадавших в декабрьских событиях признать жертвами политических репрессий, истцами по этому делу и допросить в судебном заседании.

Я думаю, у состава Конституционного Суда хватит юридической квалификации и политической зрелости отделить действительных жертв и свидетелей этой трагедии от всяких нечистоплотных дельцов, желающих и ставших «главными героями» декабрьских событий, не понеся никаких потерь, даже не думавших принять участие в этих событиях, а сегодня превращающих память об этой трагедии (когда еще не реабилитированы все жертвы, не наказаны виновники) в праздники и веселые балаганы для личной рекламы.

Я, как сотни и тысячи других декабристов, являюсь потерпевшим и согласно п. 4 ст. 20 Закона «О Конституционном судопроизводстве в Республике Казахстан» имею право на обращение в Конституционный Суд с требованием о признании фактов грубейшего нарушения следующих лично мне принадлежащих конституционных прав:

- Право свободы собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций. Это право был попрано властями путем насильственного разгона и массового физического избиения солдатами и милицией демонстрантов.

- Право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии решений государственного и местного значения.

- Незаконное задержание и арест 18 декабря 1986 г., незаконная дача санкции на заключение под стражу и вынесение неправосудного приговора. В связи с незаконным осуждением уволили с работы и исключили из КазГУ, где я учился заочно на 2 курсе журфака. После освобождения в течение трех месяцев по политическим мотивам не допускали к работе по специальности.

Нарушение этих и других моих конституционных прав стали возможными главным образом потому, что были антиконституционными действия ЦК КПСС, ЦК КПК, КГБ СССР, КГБ КазССР, нарушались суверенные конституционные права моего государства, моего народа, карательные и репрессивные органы действовали антиконституционными, античеловечными методами против своих граждан. Поэтому я прошу все мои требования рассмотреть в одном судебном заседании и в комплексе.

ИЗ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

гр. Сабитовой Жансаи в Конституционный суд РК

22 декабря 1993 г.

День 18 декабря я работала, а вечером в 20:00 были последние известия по Алматы, в 22 часа тоже самое, сплошь наполненное обманом официальное сообщение было передано по Москве. Тогда- то, я написала листовки. Мотивы следующие:

  1. Мне было больно и обидно за страну, которую, следуя нашей хорошо поставленной пропаганде, я считала самой справедливой, самой могущественной, самой гуманной и т.д.
  2. Я недоумевала, что будет в такой стране? Как можно в одной стране противопоставлять одну часть граждан против другой, вплоть до уничтожения? Как можно назвать такое правительство? С такими мыслями я села за листовки.
  3. Я ставила себя на место матерей, чьи дети находятся на площади, от этого я еще больше не находила себе места, мое негодование было беспредельно.

ИЗ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ гр. Зиядина Алимухамеда

в Конституционный суд РК

9 декабря 1993 г.

Мой народ и я долго ждали эти декабрьские дни 1986 года, в течение 300 лет мы были колониальными рабами Российской империи и великодержавного Советского государства.

300 лет тому назад наши деды и прадеды оставили за собой огромную территорию казахской земли. Мы, потомки не могли удержать данную Землю и целостность казахского народа, агрессия Российской империи сломило дух казахского народа.

Декабрьский мощный протест против насилия колониализма, потопленное в крови моих братьев и сестер, разбудило весь дремлющий бывший Советский Союз. Декабрьское освободительное знамя побудило другие братские народы на борьбу за свободу, независимость, самоопределение. Спустя совсем немного времени вспыхнули восстания в Баку, Тбилиси и в странах Прибалтики, в Молдове, в Украине начали свою борьбу за свободу, самоопределение и независимость. Борьба и мечта народов навсегда разорвали цепи рабства Российской империи, и на карте мира появились новые суверенные государства, освобожденные от колониального гнета.

Поэтому я не раскаиваюсь, что участвовал и пострадал во время декабрьских событий 1986 года, а наоборот восхищаюсь, радуюсь тому, что мой народ сейчас живет на своей независимой земле, в своем суверенном государстве – в Республике Казахстан.

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

гр. Шайховой Гульмайраш в Конституционный суд РК

7 декабря 1993 г.

17 декабря 1986 года поздно вечером я пошла на площадь перед зданием ЦК, где шло выступления молодежи, выражавшая протест против назначения Москвой на место первого руководителя Казахстана Колбина.

Я, с Гулей Кошерчаевой – ученицей 8- го класса школы № 12, искала детей 12:14. Площадь была полна, людей, все были счастливы тем, что мы, оказывается еще чего-то стоим, что можем собраться и петь песни на родном языке, лица сияли радостью.

Я тоже. Первый раз в жизни почувствовала гордость за свой народ, было приятно ощущать частицей этого прекрасного народа с несравненно богатым языком, гениально мудрыми обычаями с необыкновенной поэтичностью и памятью. Ведь были раздавлены честь и гордость и достоинство, без которого не выжить ни одному народу.

Мы стали только подниматься вверх по улице Байсейтовой, как увидели толпу бегущих людей навстречу. Один казах милиционер с поднятой вверх дубинкой кричал: «Убегайте» (Қашыңдар, балалар қашыңдар!) Я поняла его отцовскую заботу, поверив ему, тоже побежала обратно. Но тут меня ударили большим острым камнем, кто ударил, не знаю, не смогла увернутся от сильной боли, не смогла дышать и стала падать.

Тут подхватили два солдата с безумными глазами, страшно ругались ужасными, матерщинными словами и стали бить дубинками куда попало, затем потащили к Новой площади. У меня не было сил на сопротивление.

Мы долго шли и прошли по ряду выстроившихся солдат с двух сторон, каждый из которых толкал меня друг к другу, ругались матом и пинали ногами. В них было столько злоб, ненависти, жестокости, что даже неизвестно, как и где их могли так воспитать. Кого от кого они защищали, врагов никаких не было, был всего лишь мирный протест против Колбина, а все остальное было подстроено.

ПРОТОКОЛ ОПРОСА

репрессированного Ирека Дауранова

Судьи Конституционного Суда Республики Казахстан Касимов С.А. и Ким Г.В., в соответствии с пунктом 5 статьи 22 Закона Республики Казахстан о «Конституционном Судопроизводстве в Республике Казахстан», опросили Дауранова Ирека Газизовича – доктора мед.наук, зав. лабораторией клинической иммунологии Алматинского диагностического центра, профессор Алматинского государственного института.

- Что побудило Вас к написанию воззвания?

- Воззвание было написано через несколько дней после декабрьских событий. По долгу службы я проезжал вверх по ул. Фурманова к месту своей работы – в НИИ педиатрии. Я видел, как ледяной водой поливали из брандспойтов студенческую молодежь, как избивали их дубинками. Особенно запомнилось, как студенты пытались перелезть через металлическую ограду в военный госпиталь, спасаясь от озверевших, с дубинками в руках, чекистов. С обратной стороны ограды подбежали другие люди и студентов буквально измочили с двух сторон – выколотили, как старый ковер. Все это было постоянно у меня перед глазами. Я думал: «Если так относятся к нашему будущему – молодежи, то есть ли у нас это будущее? Я просыпался ночью, крича: «Палачи! Это вам не Африка, а мы не рабы». Я не мог оставаться безучастным и написал в двух экземплярах воззвание, которое расклеил в двух местах – в самый разгар реакции, когда все в городе затихло, сновали лишь патрули. В воззвании я призывал молодежь разных национальностей не поддаваться ожесточению, не идти на провокацию, развязанную по инициативе коммунистических лидеров из Москвы (Колбин – их ставленник), протянуть друг другу руки и подумать, как жить дальше и стоит ли оставаться с таким правительством, избивающим народ?! Воззвание я подписал: «Комитет борьбы с кликой Горбачева и других».

- Нарушались ли права при вашем задержании, аресте, при проведений следственных действий и др. мерах со стороны КНБ в связи с привлечением к уголовной ответственности ваши Конституционные и гражданские права?

- Меня содержали в течении 4-х месяцев в следственном изоляторе КГБ, где применяли грубый психологический нажим: мне не давали не только свиданий сродными, но и передавали в течение 4-х месяцев зубную щетку, порошок и другие предметы первой необходимости, долго не передавали продукты, кормя ржавой селедкой, от которой у меня начались острые кишечные колики. Я пробовал обратиться к врачу, но никаких мер принято не было. Меня месяцами держали без единого допроса, намекая, что я больше никогда не увижу сына, семью, что меня выбросили с работы, а сын меня проклял.

В КНБ подполковник Закревский, исполняющий обязанности начальника следственного отдела, стал понуждать меня публично раскаяться в печати. Закревский сказал: «Если сами не напишите, опубликуем в таком виде, весь Советский народ проклянет тебя!». Я понял, что выбора у меня нет: шантажисты в КНБ отменные. Так появилась пресловутая статья в «Казахстанской правде»: «Почему я оказался в плену иллюзий». Большего фарисейства придумать было нельзя.

- Какие лишения вы, как человек, личность претерпели в результате этих действий властей и КНБ?

- Секретарь парторганизации Б. Хабижанов и директор института педиатрии А. К. Машкеев организовали на службе в полном смысле травлю (естественно, по согласованию с КГБ). Они выступали на собраниях, говоря, что я пытался выступить против русского народа. Дикая клевета, достаточно ознакомиться с текстом моего воззвания – единственного из того, что я делал. Директор Машкеев неоднократно угрожал уволить меня с работы. Появившуюся статью под моей подписью в «Казахстанской Правде»,  А.К.Машкеев приказал выставить в библиотеке института и буквально всучить ее каждому сотруднику, чтоб люди шарахались от меня. Я выдержал  5 лет в такой обстановке, и, в конце концов, был вынужден сменить место работы.


Другие материалы проекта «Желтоқсан-86»:

Исцеление – интервью Нурсултана Назарбаева

Часть 1: Желтоксан – как это было

Часть 2: Документальная хроника

Часть 3: Мухтар и Олжас

Часть 4: Коммунисты и листовки

Часть 5: Европа и Президент

Часть 6: Кто виноват? Из книги Кунаева

Часть 7: Назарбаев о декабре-1986

Часть 8: Окончательная оценка

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33