суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

«Ляжет» ли Лукашенко под Путина? (видео)

Пока Лукашенко вел пресс-конференцию, белорусская армия отрабатывала сценарий обороны на случай угрозы на восточных рубежах страны. «Россия хочет превратить Беларусь в плацдарм противостояния с НАТО, Минск сопротивляется», - об этом в эксклюзивном интервью нашему порталу Юрий Царик, политический аналитик, председатель Наблюдательного совета Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск).

Разгромная речь в ходе пресс-конференции Александра Лукашенко продемонстрировала серьезный разлад в Евразийском экономическом союзе. И, хотя Лукашенко заявил о том, что его страна не выйдет из ЕАЭС и ОДКБ, но именно в тот момент, когда была анонсирована встреча белорусского лидера с журналистами, белорусская армия отрабатывала сценарий обороны на случай угрозы на восточных рубежах страны. Председатель Наблюдательного совета Центра стратегических и внешнеполитических исследований из Минска Юрий Царик считает, что опасность нынешнего кризиса между Белоруссией и Россией в том, что основная линия разлома проходит уже не в вопросах газа или нефти. Все гораздо серьезнее - Москва хочет разместить военные базы в Белоруссии.

- С чем связана критика Александра Лукашенко внутренней и внешней политики России?

- Критика, которую все услышали от Александра Лукашенко в адрес российской внешней и внутренней политики и отдельных политиков 3 февраля, является отражением комплексного кризиса в белорусско-российских отношениях. В отличие от прошлых лет, когда белорусско-российские разногласия традиционно касались и газового, и нефтяного вопроса, включали продуктовые войны и информационные кампании, нынешний кризис распространился на сферы, касающиеся более фундаментальных аспектов двусторонних отношений. Более всего на слуху, конечно, вопрос государственной границы и принятое российской стороной решение о создании пограничной зоны на белорусско-российской границе, что, как, оказалось, было сделано без уведомления белорусской стороны ещё в конце 2016 года.

Однако более существенным является военно-политический аспект ситуации. Он связан с тем, что российская сторона стремится превратить Беларусь в свой военно-стратегический плацдарм в противостоянии с НАТО и добиться размещения на территории республики своих войск на постоянной основе. Беларусь же последовательно отказывается выполнять данные условия Кремля и продолжает играть роль донора региональной стабильности и безопасности. Поскольку Москву «поджимает» время, российское руководство стремится выжать максимум из «переходного периода», в ходе которого внешняя политика новой администрации в Вашингтоне только ещё формулируется. Мы видим последовательный переход российской стороны ко всё более жёстким действиям в отношении Беларуси.

В свою очередь, выступление Александра Лукашенко 3 февраля, при всей обсуждаемой жёсткости его слов, на самом деле является весьма корректным и выверенным заявлением претензий российской стороне. Я бы даже сказал, мягким. Президент Беларуси сознательно смягчил риторику вокруг военно-политических вопросов. Однако он в полной мере осознаёт инструментальность всех этих конфликтов – газового, нефтяного, продуктового, миграционно-пограничного – по отношению к главному для Москвы военно-политическому вопросу.

- Возможен ли выход Белоруссии из ЕАЭС, ОДКБ и Союзного государства?

- Безусловно, дезинформация о якобы готовящемся выходе Беларуси из ЕАЭС, ОДКБ и Союзного государства, была информационной провокацией, предпринятой в рамках идущей информационной войны российской стороны против Беларуси. Реально ситуация состоит в следующем. ОДКБ при любых обстоятельствах не может быть использована против Беларуси, поскольку все ключевые решения в этой организации принимаются на основе консенсуса. Более того, белорусское руководство наоборот рассматривает ОДКБ, в том числе как инструмент защиты своих интересов. Кроме того, нелишним в Беларуси считают и тот «балансирующий» по отношению к НАТО эффект, который создаёт в регионе Восточной Европы система коллективной безопасности в рамках ОДКБ. Поэтому, никаких оснований ставить под сомнение участие Минска в ОДКБ нет. В условиях кризиса в двусторонних белорусско-российских отношениях ЕАЭС, как многосторонняя площадка, также рассматривается Минском в качестве полезной рамки экономического сотрудничества. Беларусь, безусловно, заинтересована в существовании единого экономического пространства, обеспечивающего свободу движения капитала, рабочей силы, товаров и услуг на постсоветском пространстве. Поэтому выход из ЕАЭС, даже при нынешней не очень эффективной работе данной структуры, в ближайшем будущем маловероятен. Но если Россия будет наращивать интенсивность односторонних действий, противоречащих правовой базе ЕАЭС, а мы данный процесс наблюдаем, то данная позиция может быть пересмотрена в перспективе. Союзное государство – более проблематичное образование в текущей ситуации. Если сравнивать его с ЕАЭС, то понятно, что между этими двумя структурами есть много общего. То, что есть в СГ, но чего нет в ЕАЭС, это относительно более льготные условия для пересечения границы и проживания на территории друг друга; это более высокий уровень интеграции в социальной сфере, хотя ЕАЭС делает серьёзные шаги по выходу на тот же уровень интеграции; и это, конечно, Союзные программы – реальные, хоть и не очень большие, инвестиции в основном в высокотехнологичные проекты, реализуемые белорусами и россиянами. Впрочем, в последнее время третье направление существенно затормозилось: новые программы практически не разрабатываются и не утверждаются. Если посмотреть на повестку председательства Беларуси в ЕАЭС, то станет очевидным, что Беларусь пыталась как раз эту третью составляющую внести в рамку ЕАЭС в виде координации и перехода к общей промышленной политике, создания технологических платформ ЕАЭС и так далее. Однако успехи в данном направлении были невелики. На этом фоне, учитывая, что возможное введение пограничного контроля между Беларусью и Россией фактически ликвидирует выгоды СГ в миграционной сфере, вполне возможно переформатирование Союзного государства. Очевидно, что сам Договор, лежащий в основе СГ, является анахронизмом: Беларусь не собирается отказываться от суверенитета. Поэтому позитивным сценарием было бы движение к переводу белорусско-российских отношений в цивилизованную двустороннюю форму при сохранении и укреплении ЕАЭС и ОДКБ. Однако сделать это можно будет тогда, когда Москва откажется от своих военно-политических амбиций в отношении Республики Беларусь.

- Александр Лукашенко, как Вы сказали, не акцентировал внимание на военно-политических аспектах. В некотором смысле он раскритиковал излишне алармистские суждения в этой сфере, в том числе – построенные на основе докладов Вашего Центра стратегических и внешнеполитических исследований. Значит ли это, что белорусские власти существенно по-другому оценивают ситуацию?

- Сомневаюсь в этом. Александр Лукашенко, во-первых, избегает публичного обсуждения острых спорных вопросов военно-политического характера в отношениях с России. Это обусловлено его должностью. Во-вторых, он чётко, хоть и без прямых жёстких заявлений, дал понять, что учения «Запад – 2017» пройдут по тому сценарию, который одобрит Минск, а не по тому, который сочиняют в Москве. Поэтому никаких 4000 вагонов, которые упомянул сам Президент, на территории Беларуси не будет. Наконец, в-третьих, совершенно не зря «Большой диалог» с участием Александра Лукашенко проходил на фоне масштабной комплексной проверки уровня боевой готовности в Вооружённых Силах Республики Беларусь. Как отмечают наблюдатели, в рамках данных мероприятий, охватывающих всю белорусскую армию, отрабатываются, в том числе, сценарии обороны при возникновении угрозы на восточных рубежах в Беларуси. Думаю, эти действия являются хорошим пояснением для уточнения смысла слов президента.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33