вторник, 24 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Цена независимости

Есть заблуждение, что независимость досталась нам по стечению обстоятельств, буквально «свалившись на голову». Это далеко не так. Наш народ заплатил за нее страшную цену. Exclusive.kz публикует продолжение публикации, вызвавшей широкий общественный резонанс.

Это вторая часть. Начало читайте в первой части.

Казахстан подвергся наибольшей степени колонизации и русификации, утраты национальных ценностей, деформации национального сознания, языка и национальной идентичности. Поэтому мы предлагали принять специальную государственную программу деколонизации и десталинизации, чтобы остановить процесс манкуртизации нашего народа и начать возрождение народно-демократических ценностей в соответствии с международными стандартами и принципами.

Это важно и нужно нам, чтобы осознать, какую высокую цену мы заплатили за независимость.

Несколько поколений борцов за свободу народа умирали с клеймом «преступников», «бандитов», «участников бандформирований», «врагов дружбы народов», «буржуазных националистов», «антисоветчиков», «пантюркистов», «иностранных шпионов» и т.д. Например, из 500 осуждённых, якобы «членов бандформирования»-участников Батбаккаринского восстания, имевшее место в 1929 году в Тургае, реабилитированы только 3 участника.

По данным историков, только в 20-30 годах прошлого века в Казахстане было организовано более чем 350 восстаний. Лишь некоторые из них получили освещение в наших СМИ, но не было никаких полноценных исследований о причинах и целях этих восстаний. Только горстка ученых-патриотов за счет своего времени и средств пытаются восполнить эту брешь в нашей государственной идеологии.

Более глубокое изучение деятельности партии и правительства «Алаш Орды» показывает, что мы реабилитировали и вернули народу доброе имя только нескольких десятков руководителей этого народного движения, но имена десятков тысяч региональных деятелей, рядовых членов, которые так же подверглись репрессий, мы до сих пор не реабилитировали. В год 100-летия «Алаша» это должно быть главным лейтмотивом проведения юбилейных мероприятий по всему Казахстану. Это не нужно им. Это важно и нужно нам, чтобы осознать, какую высокую цену мы заплатили за независимость.

Между тем, мы даже в правовом порядке (уголовном, гражданском, административном) не реабилитировали все категории жертв политических репрессий. Принятый еще Верховным Советом закон «О реабилитации жертв политических репрессий» (1993 г.) в основном скопирован из аналогичного российского закона, который не распространялся на все категории карательных и репрессивных кампаний, которые в России не проводились и не могли быть.

Например, до сих пор всесторонне и глубоко не изучена роль казачества в Казахстане. Чтобы нынешнее казачество полноценно влилось в общество независимого Казахстана, оно должно публично осудить роль своих предков, когда царская империя использовала их как военных колонизаторов местного казахского населения.

Среди борцов за свободу было немало представителей других народов, которые боролись за интересы Казахстана.

К сожалению, общественная наука, и историческая в том числе, у нас все еще не деколонизирована. Настало время выработать национальную концепцию патриотизма. Например, мы больше говорим о патриотах-казахах, а о патриотах Казахстана других национальностей не говорим или говорим мало. Это не единственное слабое место в идеологической, информационно-пропагандистской работе государства, руководителей СМИ.

Мы должны увековечить в нашей истории и в памяти нашего многонационального и многоконфессионального казахстанского народа не завоевателей и тиранов, не религиозных апостолов, а великих демократов и гуманистов других государств и народов, которые поддерживали национально-освободительную борьбу казахского народа, подавали руку помощи в тяжёлые времена гонений и репрессий. Прогрессивные и демократические силы России всегда были на стороне казахов-борцов за свою свободу и независимость. Выдающиеся сыны русского народа Григорий Потанин (депутат Учредительного собрания России от партии «Алаш»), Тимофей Сидельников (член Государственной Думы), Орест Шкапский (Комиссар Временного Правительства), Сергей Швецов (профессор-этнограф из Петербурга) и многие другие поддерживали идеи национально-освободительного движения «Алаш», выступали за государственную автономию казахского народа, отстаивали интересы казахов в сохранении за ними своих земель.


Григорий Потанин

Исторические документы свидетельствуют, что среди борцов за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана было немало представителей русского, украинского, каракалпакского, узбекского, кыргызского, балкарского, и других народов, которые как с оружием в руках, так и на политическом и идеологическом фронтах боролись за интересы Казахстана. Тому есть сотни и тысячи примеров. В войне казахов против джунгарского нашествия было немало отрядов из числа кыргызов, каракалпакцев, узбеков, башкир. В народно-освободительном восстании против царского правительства во главе с Кенесары деятельное участие приняли участие русские, поляки, белорусы, узбеки, татары, кыргызы, каракалпаки. Многие из них занимали руководящие должности в возрождённом Казахском ханстве в качестве сотников, секретарей, адъютантов и руководителей ведомств. В 1916 году во время восстания народа одним из руководителей Акмолинского центра восстания был украинец Афанасий Латута. Под его началом численность повстанцев достигло 30-ти тысяч человек. Кстати, он за короткое время выучил казахскии язык.

В процессе поиска будет сформировано гражданское самосознание как наивысшая ценность нашего общества.

Как можно забыть подвиг академика Анны Панкратовой, боровшейся за определение как национально-освободительное движение борьбу казахского народа за свободу и суверенитет Казахстана против некоторых учёные казахов. Именно она вызволила из тюрьмы выдающегося казахского историка Ермухана Бекмаханова. И таких фактов тысячи, но мало кто о них знает.

Например, это наглядно проявлялось в действиях депутатов Верховного Совета Казахской ССР при подготовке и принятии декларации о государственном суверенитете Республики (25 октября 1990 года), обсуждение и принятие Конституционного закона «О государственной независимости РК» (16 декабря 1991 г.), обсуждении и принятии первой Конституции независимого Казахстана (24 января 1993 г.). Истинными патриотами Казахстана показали себя депутаты Зинаида Федотова, Александр Княгинин и ряд других.


Анна Панкратова

К этой большой, необходимой и благородной работе надо приступить не только представительным и исполнительным органам всех уровней, но и общественным, неправительственным организациям, представителям бизнеса. Пора ответить на вопрос: кто на протяжении веков боролся за интересы казахского народа? Кто защищал и отстоял нашу огромную, богатую землю, где хранится вся таблица Менделеева? Кто отстаивал теоретические основы нашей духовности, государственности, культуры и языка? Кто с оружием в руках в боевых сражениях или политических, научных или идеологических фронтах отстаивал интересы нашего Отечества, возвращал наши отнятые земли? Кто своим примером возрождал и сохранил дух нации? На примере чьих подвигов мы будем воспитывать наших детей и внуков, которые естественно придут на смену нам?

Именно в процессе этого поиска будет сформирована та самая национальная идеология, гражданское самосознание как наивысшая ценность нашего общества.

Колонизаторская политика реализовывалась без учета мнения простого народа, поэтому казахстанцы не несут ответственности за деяния прежних властей.

Мы хотели бы сделать первый шаг на этом пути, создав «Республиканский Общественный Фонд по реабилитации и увековечивании памяти лиц, пострадавших в борьбе за свободу и независимость Казахстана «Каhармандар», который приступил к проведению организационно-поисковой, информационно-пропагандистской и другой системной работы. Мы надеемся, что государственные деятели и общество поддержит нас в этой деятельности.

Эта работа должна вестись в рамках международных стандартов и норм, не затрагивая достоинство и права представителей других народов, не допуская нарушения политического и межнационального согласия в Казахстане. Мы исходим из того, что колонизаторская и диктаторская политика вырабатывалась и реализовывалась без учета мнения простого народа, поэтому казахстанцы – представители этих народов не несут ответственности за деяния прежних властей.

Фонд учрежден мной и известным ученым-историком М.Койгельдиевым, а также другими заинтересованными специалистами. Председателем Попечительского Совета Фонда является известный и уважаемый всеми государственный и общественный деятель О.Абдыкаримов. Мы рассчитываем на помощь в этой исторически и государственно важной, общественно полезной, и благородной работе наших известных общественных и политических деятелей, ученых, писателей, которые составляют и определяют духовность народа – зиялы қауым.

Cвященный зов и надежды наших предков на сегодняшнее поколение помогут преодолеть эти трудности.

Мы надеемся на активное вовлечение в поисковую, научно-исследовательскую, организационно-спонсорскую работу Фонда не только ученых и специалистов Астаны и Алматы, но и на общественные, научные неправительственные организации, краеведов, спонсоров, депутатов и госслужащих со всех регионов Казахстана, где жили и живут патриоты-борцы за свободу, независимость нашей Родины, а также на активное участие патриотов Казахстана – представителей разных национальностей, для которых наша страна стала Родиной.

Дорога предстоит трудная, ухабистая, местами почти не проходимая, нас ждут большие трудности, особенно организационные и материальные, но мы верим, что тот благородный и патриотический потенциал, нравственные ресурсы, заложенные в основу деятельности Фонда, а также священный зов и надежды наших предков на сегодняшнее поколение казахстанцев помогут преодолеть и эти трудности.

Мы же обещаем и клянемся своему многонациональному народу пройти этот путь, как и раньше, принципиально, бескорыстно и до конца.

Просим все предложения, советы и рекомендации, а также сведения об известных Вам фактах и личностях, которыми Фонд «Каhармандар» мог бы заняться, направить на наш электронный адрес: kaharmani@mail.ru

Сабыр Касимов, Президент Республиканского Общественного Фонда по реабилитации и увековечивании памяти лиц, пострадавших в борьбе за свободу и независимость Казахстана «Каhармандар».

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33