четверг, 23 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахстанцы боятся нищеты и смены власти

Более 90 процентов Казахстана боятся безработицы и обнищания, более 64 процентов – смены высшего руководства страны, а около 55 процентов – военного нападения извне. И практически каждый второй – диктатуры и репрессий.

Общественный фонд «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» в декабре 2016 года провел опрос 1060 респондентов старше 18 лет на основе общенациональной выборки.

Страх – реальная часть жизни человека. Эта эмоция возникает, когда прогнозируется что-то неприятное, когда человек воспринимает ситуацию как угрожающую его спокойствию и безопасности, а он при этом не может защититься, избавиться от угрозы, убежать.

В рамках исследования был задан вопрос о том, каких событий и явлений в жизни опасаются казахстанцы больше всего. По итогам был также проведен сравнительный анализ данных с результатами 2013 года. Как показал опрос 2016 года, наибольшие опасения граждан Казахстана связаны с событиями и явлениями, имеющими экономическую подоплеку.

Абсолютное большинство казахстанцев наиболее реальной угрозой назвали безработицу и вероятность резкого обнищания (91,5%). В списке наиболее распространенных страхов (выше 70%) – экономический кризис, коррупция и беззаконие, вероятность совершения террористических актов.

Серьезные опасения у казахстанцев вызывают события, связанные с чрезвычайными ситуациями, как техногенного (аварии на транспорте и производстве – 69,3%), так и природного (природные катаклизмы – 66,4%) характера. Такая тема, как смена высшего руководства страны вызывает опасения у устойчивого большинства населения (64,6%).

На уровне половины опрошенных имеют место опасения диктатуры и репрессий, утраты страной суверенитета, безвластия и анархии, дефицита продовольствия и воды. О том, как распределяются страхи казахстанцев, хорошо свидетельствует следующая диаграмма 

В ходе опроса респондентам было предложено называть свои опасения дополнительно. Таким образом, были названы: рост цен на продукты, коммунальные услуги, лекарства; плохое качество здравоохранения и образования. Кроме того, часть казахстанцев опасаются попасть под влияние представителей нетрадиционных религиозных течений.

Есть зависимость в выборе тех и или иных событий и явлений, которые вызывают у респондентов опасения от их материального положения. В малообеспеченных группах чаще распространены опасения столкнуться с коррупцией и беззаконием, природными катаклизмами и экономическим кризисом; в средне- и высокодоходных группах – страхи перед безвластием и анархией; диктатурой и репрессиями, а также утратой страной суверенитета. Примечательно, что опасения оказаться безработным и угроза террористических актов распространены практически во всех доходных группах в равной степени.

Анализ данных показывает, что по сравнению с 2013 годом, в 2016 году уровень опасений по всем рассматриваемым событиям превысил 50%, за исключением такого варианта как «диктатура, репрессии» (46,8%). В то же время, уровень тревожности в отношении возможной диктатуры, репрессий в стране по сравнению с 2013 годом также заметно повысился – с 34,1% до 46,8% (+12,7 процентных пункта).

В целом, по результатам двух опросов, уровень страхов перед природными катаклизмами в 2016 году снизился, при этом возросли опасения в отношении событий экономического характера и вопросов состояния безопасности и стабильности. 

В 2013 году жители страны чаще всего опасались коррупции и беззакония (80,6%), а также аварий на транспорте, производстве (80,2%). В 2016 году вверху рейтинга оказались такие проблемы, как безработица и обнищание народа (91,5%; +13,5 п.п.) и экономический кризис (81,9%; +3,9 процентных пункта).

На вопрос, в какой степени вы лично опасаетесь следующих возможных событий и явлений в стране казахстанцы в 2013 и в 2016 году отвечали по-разному:

По результатам опроса, в 2016 году заметно выросли опасения в отношении такого события, как смена высшего руководства страны – с 56,8% до 64,6% (+7,8 процентных пункта), а также вероятность наступления безвластия и анархии – с 43,2% до 52,9% (9,7 процентных пункта).

Случаи конфликтов с участием представителей разных этносов, имевших место за последние три года, а также недавние события в Актобе и Алматы, начинают вызывать все большие опасения у населения реалистичностью таких событий как конфликты на социальной почве (межэтнические) и террористические акты.

Как реакцию на ситуацию, которая складывается в мировом пространстве, можно рассматривать и увеличение доли тех, кто стал опасаться военного нападения из вне - с 47,3% до 54,8% (+7,5 процентных пункта). При этом стоит отметить, что в общественном сознании за прошедшие три года не наблюдается роста опасений в отношении утраты страной суверенитета.

95% населения планеты - невротики. Невротик - это ущемленная личность; доминанта поведения - реакции эмоционально-инстинктивные.

Тем временем, как отмечает доктор философии (PhD) в области психологии Сергей Романюха само по себе переживание страха пугает человека. Видов страха человека бесконечное множество. Один страх парализует, другой активизирует. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Есть и приобретенные активаторы страха: присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность, события, которые происходят в ожидаемом месте и в ожидаемое время, контекст события, индивидуальные различия, страдание. Страх увеличивается, когда наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию. Страх возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой, на наш взгляд, ситуации. Все новое, неизвестное, впервые случившееся — также сопровождается страхом.

Еще со времен Фрейда, страх принято делить на страх реальный и невротический. Реальный страх является для нас чем-то вполне рациональным и понятным: это реакция на восприятие внешней опасности. Этот страх является целесообразным и выполняет сигнальную функцию: опасность близко, приготовься к обороне или бегству. Что касается невротического страха, то здесь существует несколько его форм.

«Мы живем в обществе невротиков. По заключениям многих психотерапевтов, практически 95% населения планеты - невротики. Невротик - это человек, находящийся под воздействием невроза, ущемленная личность, плохо приспособляемая к внешней среде, реальности; доминанта поведения - реакции эмоционально-инстинктивные. Согласно Фрейду, это объясняется преобладанием принципа удовольствия над принципом реальности. Замещение биологических на социальные страхи происходит достаточно постепенно, но необратимо. Например, страх получить ярлык «колхозник». Данный ярлык появился не так давно в нашем обществе, но уже принял устойчивую форму неформального института, формируя особую линию поведения, в том числе, потребительскую. Итог — вымирание села, непрестижность сельского образа жизни, подорожание продуктов питания, назревание продовольственного кризиса — снова страх. И таких социальных страхов появляется все больше и больше в процессе развития общества, при этом количество биологических страхов практически остается неизменным», - отмечает г-н Романюха.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33