вторник, 05 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Дармен Садвакасов, CSI: «Любая стратегия может быть разбита о человеческий фактор» (ЧАСТЬ 2)

Спустя 25 лет в Казахстане может появиться собственный мозговой центр, сопоставимый с Boston Consulting Group. Его создатели – известные отечественные экономисты Олжас Худайбергенов и Дармен Садвакасов.

Продолжение… Первая часть беседы – здесьДармен Садвакасов, CSI: «Консалтинг нельзя заставить купить» (ЧАСТЬ 1)

- Все давно устали от большой четверки, большой двойки, большой тройки и всех безупречно сшитых костюмчиков. Все больше людей приходят к пониманию, что спасение утопающих дело рук самих утопающих. Я не представляю, чтобы в Японии стратегии ее развития писали не сами японцы. Или китайцы пустили в свои государственные программы американцев или немцев. У Вас есть амбиции участвовать в разработке таких программ? И как Вы думаете, в чем вообще уникальность локального компонента? Может как раз в этом у нас и проблема, что мы в своих не верим, а чужих не можем правильно использовать?

- Сейчас со стороны правительства появился интерес к местным экспертам. Нам не так давно дали возможность разработать один достаточно важный документ. И мы прилагаем все усилия, чтобы сделать этот проект с максимальным качеством. Это станет неким примером того, что отечественная структура самостоятельно без привлечения зарубежных консультантов может разрабатывать документы такого масштаба. С одной стороны, мы являемся консультантами, но с другой мы – граждане нашей страны, и, также как другие, хотим, чтобы Казахстан процветал. Вот и вся уникальность. Надеемся, что это будет поддержано. Тогда мы быстро сформируем компетенции.

- И какую поддержку Вы видите со стороны Правительства?

- В последние месяцы я вижу от премьер-министра очень серьезное внимание к мнению экспертного сообщества. На экспертном совете по экономике, в состав которого вошел мой коллега и партрнер Олжас Худайбергенов, премьер не только активно взаимодействует с экспертами и обсуждает их рекомендации, но и практически заставляет всех министров отчитываться о том, что сделано по их рекомендациям, данным на предыдущих встречах. Рекомендации запротоколированы и по каждой из них от министров требуется ответ – принято или нет. Если не принято, то почему. Если принято, то что конкретно сделано. Это очень серьезное внимание и поддержка. 

- Все замечательно, но это напоминает мелкий ремонт в квартире по затыканию дыр. На самом деле, у государства нет четкой экономической стратегии в принципе. Более того, здесь заложен очень глубокий системный конфкликт. Не может правительство само себе писать стратегии и само же контролировать ее реализацию. Вопрос стратегического планирования вообще должен быть выведен за рамки исполнительного органа. Возможно, этим должна заниматься отдельная консалтинговая структура, возможно государственная. Возможно, по принципу государственного-частного партнерства.

Надо объективно признать, что за последние годы функция стратегического планирования сильно аутсорсилась от зарубежных стратегических консультантов

- Я догадываюсь, что вы имеете в виду Агентство стратегического планирования, которое было создано в 1997 году и занималось планированием и мониторингом реализации стратегии. Оно было выведено из состава правительства и подчинялось главе государства и в целом обеспечивало наличие системы сдержек и противовесов. Эта модель на тот момент была востребована. Сейчас за стратегическое планирование отвечает министерство национальной экономики. Поскольку это министерство одновременно является исполнителем стратегических и программных документов, по крайней мере по отдельным направлениям, есть вопрос конфликта интересов. С другой стороны, наличие в составе минэкономики комитета по статистике, а также постоянного притока сводной информации по всем сферам экономики, дает сильнейшую синэнергию с функцией стратегического планирования. В то же время, надо объективно признать, что за последние годы функция стратегического планирования сильно аутсорсилась от зарубежных стратегических консультантов, что в купе со сравнительно невысокими зарплатами в госсекторе и высоким уровнем текучести кадров прилично ограничивает эффективность стратегической функции государства. Процесс держится на персоналиях, компетентные кадры в спросе. Хотя эта потребность наблюдается во многих сферах. Вот у меня вопрос: Вам хватает компетентных журналистов в вашей команде?

- Нет, конечно.

- Неудивительно. Мы проводим очень много различных встреч, ездим в регионы, посещаем предприятия. На разных уровнях разговариваем с бизнесменами, представителями малого, среднего и крупного бизнеса. В результате этих встреч получаем более объективную картину, понимаем актуальные проблемы в экономике. Мы во многих сферах слышим о нехватке кадров. Например, в сельском хозяйстве не хватает грамотных агрономов или ветеринаров. Молодые люди не хотят жить в селе. У них сейчас другие ценности.

- Это проблема воспитания или несбалансированной системы ценностей?

Любая стратегия, какой бы она идеальной не была, разобьется о человеческий фактор

- Любая стратегия, какой бы она идеальной не была, разобьется о человеческий фактор. Мы стали свидетелями, как у нас за последние годы набрала силу культивация материальных ценностей. Приоритеты у молодежи сформировались на этой базе. А раньше воспитанием занимались по-другому. Была четкая методология, система. Например, в школах был заведующий по воспитательной работе и у него был конкретный набор мероприятий, который он должен был провести со школьниками в течение года. А сейчас система воспитания стала ответственностью родителей, которые в силу загруженности часто проводят с ребенком всего несколько часов в день. Система воспитания – тот важный общественный и экономический аспект, который надо анализировать и корректировать.

- К сожалению, стратегия государства сегодня предполагается как некий пакет экономических мер. А стратегия – это прежде всего идеологическая кампания. Это социальный контракт между властью и обществом. И вот здесь я все-таки хочу вернуться к проблеме публичности. Мне кажется, одна из фатальных ошибок правительства в том, что оно считает будто обществу не нужно знать про их танцы с бубном. А ведь огромная армия чиновников – это тоже общество. Пока хотя бы эта энергия масс не будет вовлечена решение задач государства, результата не будет.

Практически любую проблему или некорректные действия чиновника любого уровня можно вывести в открытое информационное пространство

- Сейчас появились социальные сети и практически любую проблему или некорректные действия чиновника любого уровня можно вывести в открытое информационное пространство. Но тут возникает другой нюанс. Поскольку информации слишком много, то через три дня даже о важной проблеме никто не помнит. Внимание отвлекается другими событиями. И вот здесь публичность уже теряет свою магию. При этом по системным проблемам нужны системные меры и это как раз то, чем занимаются правительство и эксперты.

Нам нужны сотни, тысячи историй успеха обычных людей и это должно быть, своего рода, идеологией

Что касается публичности, то я за концепцию малых дел. Каждый человек на своем уровне может делать свой вклад, оказывать влияние на процессы. Нам нужны сотни, тысячи историй успеха обычных людей и это должно быть, своего рода, идеологией. Наши новостные ленты должны быть пестрить историями об инженере, который внедрил новый подход на предприятии, о враче, спасшем жизнь пациенту или о парне, который поехал за рубеж, отучился и привез технологию домой и т.д. Этот позитив создаст уверенность.

- Очевидно, что вы очень амбициозная команда. Не станет ли вам когда-нибудь тесно в консалтинге? Не захочется ли реального влияния?

- Создавать продукцию не хуже зарубежных конкурентов – это очень амбициозная и непростая задача. Мы ставим перед собой цель выйти на международные рынки и в этом нет проблемы с точки зрения нашего персонала. У нас в CSI практически 95% людей разговаривают на английском. Но это вопрос подготовленности к конкуренции. Идти на зарубежные рынки нужно с конкурентными преимуществами, сильной экспертизой, четкой методологией и выстроенными процессами.

-  Кто Ваши конкуренты на локальном рынке?

- Даже на местном рынке мы ориентируемся на международные компании. Мы не берем на себя смелость заявлять, что являемся их глобальными конкурентами, поскольку понятно, что у этих компаний тысячи сотрудников, десятки или сотни офисов по всему миру. Но, по крайней мере, здесь мы ориентируемся на них.

- То есть вы в принципе не рассматриваете казахстанские компании как конкурентов?

- Мы будем только рады, если будут еще какие-то казахстанские компании на этом рынке, которые смогут также комплексно развиваться, как наша компания. У нас очень многие консалтинговые или аналитические структуры завязаны на одном или двух конкретных экспертах. Мы бы хотели построить систему, которая была бы не привязана к моей или Олжаса экспертизе, была бы самодостаточна на основе знаний и компетенций всей команды, без зависимости от какого-то конкретного человека.

- Можно ли в Казахстане создать действительно независимую консалтинговую структуру? Страна у нас очень политизированная, монополизированная, не свободная и зависит от групп влияния. И более того, CSI тут же начали подозревать, что вас купила некая группа влияния…

Можно построить независимую компанию. Ею мы и являемся. В этом наша слабость и сила

- Мы знаем и верим, что можно построить независимую компанию. Ею мы и являемся. В этом наша слабость и сила. Мы знаем про казахстанский опыт в создании аналитических структур, которые нередко находились под опекой одного определенного человека или одной финансово-промышленной группы. К чему это приводит? Это подобно предприятиям на госзаказе, которые работают на одного заказчика и не стремятся развиваться и ориентироваться на клиента. Мы не можем себе позволить такого, поскольку мы сразу потеряем мотивацию к формированию конкурентоспособности. Диверсификация и независимость – наши приоритеты.

- И как, получается?

- Будем надеяться, что получится. Понятно, что уверенно заявить об этом можно будет минимум через несколько лет. А пока работаем на репутацию.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33