Есть ли у Казахстана будущее?
В предыдущей публикации мы выяснили, что Казахстан вошел в 50 конкурентоспособных стран мира также быстро, как и вышел. Но есть ли у нас шанс в принципе стать цивилизованной страной?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на факторы, которые гипотетически могут повысить нашу эффективности.
Итак, с высшим образованием у нас все относительно неплохо. Но, за исключением доступа интернета в школах, где мы за последние пять лет поднялись с 72 на 29 место, все остальное, к сожалению, скорее заслуга сохранившихся традиций советского образования, которое признавалось одним из самых эффективных в мире. Это еще один аргумент в пользу того, что продуманная система образования имеет самый долгий период эффективности. Однако, похоже, мы сейчас на грани потери этого фактора конкурентоспособности: охват высшим образованием у нас упал с 18 на 21 место, также, как и образование в вузах – за пять лет мы продвинулись всего на 2 пункта. То есть в целом, несмотря на позитивную динамику, очень мало надежды на то, что качество населения хотя бы сохранит прежний уровень.
Если не будут предприняты кардинальные меры, у нас вполне реалистичные перспективы получить люмпенизированное общество со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Если посмотреть ситуацию с эффективностью рынка товаров и услуг, то и здесь не так много оснований для оптимизма. Например, несколько противоречат друг другу такие параметры, как интенсивность конкуренции на местном уровне (+11) и доля импорта в ВВП (- 6). Да и «Искушенность покупателей» упала на 6%. Относительно неплохо у нас с количеством процедур для открытия бизнеса, зато по объему налогообложения мы упали на 41 на 57 место. Ухудшились наши позиции и по таким параметрам, как расходы на сельское хозяйство (-6), объем и эффект налогообложения (-16).
С точки зрения оценки эффективности рынка труда ситуация относительно благоприятная, но все портит параметр «Оплата и производительность» - с 18 места в 2012 году мы опустились на 38 место, впрочем, оставаясь в 50-ке продвинутых стран. В целом, по этому компоненту мы в пределах нормы, если не считать, что за пределами 50-ти Казахстан по таким параметрам, как «профессиональное управление», утечка мозгов и трудовые отношения.
Что касается развития финансового рынка, то здесь мы буквально «выброшены» из приличных 50-ти стран мира практически по всем параметрам, но больше всего по устойчивости банков (105 место), доступности финансовых услуг (76), финансирование через местный фондовый рынок (99) и регулированию фондовых бирж (108 место). Тем не менее, нужно сказать, что финансовый рынок у нас относительно прозрачен, отсюда и более или менее адекватная оценки ситуации в отрасли.
На этом фоне у нас относительно неплохие показатели по размерам рынка, но не очень позитивная динамика по восприимчивости к технологиям. Странно, например, что по наличию новейших технологий мы на 90-ом месте, а по уровню их освоения на 71-ом. Картинку спасают только данные по охвату и скорости интернета – здесь мы с трудом, но где-то рядом с почетной 50-кой. А вот по ПИИ, где мы считаемся лидерами в своем регионе, и трансферту технологий за 5 лет мы с 100-го места продвинулись всего на 5 пунктов. И наконец, за последние три года мы сильно упали по доле экспорта от ВВП: с 52 места в 2014 году до 87 в 2016-ом.
Ну и совсем все грустно с инновационными факторами. Если проанализировать структуру нашего бизнеса, то здесь почти по всем параметрам мы безнадежные аудсайдеры, с трудом входящие в первую сотню стран. Далеко за ее пределами мы по количеству местных поставщиков (113), развитию государственных кластеров (119), широте сети распространения (114 место).
По такому компоненту, как инновации положение немного получше, но скорее за счет эффекта низкой базы.