суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Жизнь в поисках стрелочника. Кто виноват в бедах Казахстана?

Национализация убытков. Приватизация доходов. Награждение непричастных, наказание невиновных – типичная модель управления в Казахстане. 

Управление специальных прокуроров прокуратуры Карагандинской области начало расследование по поводу взрыва в жилом доме в Шахане, в результате которого погибло 9 человек.


Трагедия произошла 1 января 2017 года, тогда взорвался отопительный котел, стоявший в подвале крайнего четвертого подъезда пятиэтажного дома № 4 в микрорайоне №3. Цена жизни 9 человек - 2,8 млрд тенге, именно столько денег нужно было, чтобы в поселке появилось централизованное отопление. Местные власти годами добивались, чтобы им были выделены эти деньги. Как только страна узнала о трагедии, в Шахане встал вопрос – а кого, собственного говоря,  привлекать к ответственности – местных чиновников, которые в этой истории вряд ли что-то могли решить или птиц более высокого полета, например представителей правительства и других ответственных лиц, к которым жители Шахана обращались за помощью еще до трагедии. Но судя по тому, кого намерены судить за трагедию в Шахане, на скамье подсудимых окажутся те, кого в народе принято называть стрелочниками, один из них, кочегар, который был на своем посту во время трагедии уже мертв, он сразу после трагедии сбежал в степь, где и погиб.

Сейчас же к ответственности намерены привлечь еще и Мурата Сулейменова, председателя домкома пятиэтажного здания, где произошел взрыв. Ему вменяется совершение преступлений, предусмотренных статьей 306 Уголовного кодекса «Выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и статьей 104 УК «Причинение смерти по неосторожности». Он своей вины не признает,  заявляя, что региональные и центральные органы исполнительной власти вынудили население Шахана установить в домах отопительные котлы. Также начат суд в отношении акима поселка Шахан, его заместителя, главного специалиста по коммунальным вопросам аппарата акима, исполняющего обязанности начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автодорог и жилищной инспекции города Шахтинска и главного специалиста жилищного сектора отдела ЖКХ Шахтинска. Никого из представителей центральных органов исполнительной власти, которые, по словам Мурата Сулейменова, и вынудили жителей депрессивного городка в 21 веке жить в спартанских условиях, судить не будут. Собственно им даже некому задать вопрос – почему, несмотря на многочисленные просьбы и обращения жителей Шахана, их проблемы с отеплением так и не были решены, что и привело к трагедии.

Пример Шахана – это яркий пример того, как вместо системного решения проблемы наказываются люди, которые являются сами жертвами неэффективного управления.  Вообще,  поиск виновного превратился в национальный вид спорта, который демонстрирует серьезную психологическую незрелость, как казахстанской власти, так и казахстанского общества.

Больше четверти века мы все время делаем отсылку, когда нам указывают на наши неудачи на кого или что угодно, но только не на себя. В 90-ые года нам было плохо, потому что развалился Советский союз. В 2000-ые годы нам стало лучше, потекли нефтедоллары, но обустроиться как следует мы так и не смогли потому, что зарубежные консультанты дали нам плохие советы. Теперь во всем виноваты низкие цены на нефть, мировой заговор и прочие глобальные неурядицы. ЭКСПО в Астане не оценили, потому что во всем виноват журналист Джеймс Палмер, который посмел усомниться в необходимости его проведения, когда в стране люди до сих пор справляют естественные нужды в дырку и погибают, проваливаясь в нее. Эдакое торжество зеленых технологий. Понять, почему в стране, которая называет себя вторым Сингапуром и заявляет, что до вхождения в тридцатку развитых стран мира рукой подать, не могут построить нормальные туалеты сложно. Но, как говорил известный литературный персонаж,  разруха, вероятно не клозетах, а в головах.

Поиск стрелочников идет по всей властной вертикали. Можно вспомнить, как в свое время во всех экономических бедах Казахстана был виноват Григорий Марченко, хотя сам он не упускал случая, рассказать, что во всем виноваты его предшественники на посту главы Нацбанка. Не менее показательная история была недавно с пенсионными деньгами, бездумно вложенными в дышащий на ладан азербайджанский банк. Экс-глава регулятора Кайрат Келимбетов намекал, что плохо сработало нынешнее руководство, вовремя не озаботившись рискованной инвестиций, Акишев все стрелки переводил на Келимбетова, мол, вот кто спустил все народные деньги в сомнительный банк. Это, конечно, чертовски удобная позиция, ведь истинных виноватых так никогда не отыщешь. Например, в том же ЕНПФ сегодня все провалы принято перекладывать на прежнее руководство фонда.  

Григорий Марченко

Можно вспомнить, как чиновники переводили стрелки в момент ажиотажа вокруг временной регистрации казахстанцев по месту фактического жительства. Люди стояли в километровых очередях, а некоторых даже не стало, а виноватыми назвали работников ЦОНов, сидевших допоздна на своих рабочих местах и обслуживавших граждан. Ни глава МВД, не подготовивший закон, ни депутаты, дружно проголосовавшие за него, себя виноватыми не посчитали.


Таких примеров можно приводить бесконечное множество. Все дело в том, что в стране одновременно, как это ни парадоксально, действует как принцип коллективной безответственности, так и коллективной ответственности. Все вместе мы не хотим нести никакой ответственности, с другой стороны, мы убеждены, что каждый несет персональную ответственность за любой проступок, даже если он имеет к нему косвенное отношение. Пример Шахана здесь показателен. Никто из тех, кто действительно мог решить проблему с отоплением того рокового дома и кому люди писали письма с мольбами о помощи никакой ответственности не понесут. Зато под раздачу может попасть даже домком, чьи реальные возможности повлиять на ситуацию фактически были равны нулю.

Эту систему воссоеденных парадоксов во многом создали мы сами:  и не только власть, но и общество в целом. Часть виноватых мы ищем в историческом прошлом, то нам не давали жить китайцы, то русские. Прошло 25 лет после развала СССР, но огромное количество людей все еще живет с развернутой в прошлое головой и все время в нем капается и жалеет себя. Собственно, ни одна нация не прошла путь развития без потрясений, либо без участи колонизатора, либо колонии, но чтобы стать великой страной и нацией нужно не вечно искать виноватых, а начать искать истоки проблем в себе. Так, например, в свое время и сформировалась великая американская нация, через разделение, гражданскую войну, Великую депрессию и борьбу за свое существование. Но на каждом этом этапе формировалось сознательное сильное гражданское общество, а главное ответственное за свою судьбу и судьбу страну. Именно поэтому сегодня американская власть вынуждена отвечать на его запросы, ей не на кого переложить вину. Или, к примеру, Япония, которая после Второй мировой войны была в катастрофическом положении, пережившая поражение и атомные бомбардировки нация не стала искать виноватых извне, а обратила взор на себя, свои ошибки. И сегодня мы видим процветающее самодостаточное государство, которое может служить образцом. Большую роль в этом сыграло именно стремление самого общества к рефлексии и поиску внутренней, а не внешней вины. 

Фото: из открытых источников

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33